Закономерности психического развития

Психическое развитие имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза.

1. Неравномерность и гетерохронностъ. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим по­вод.

Периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к оп­ределенного рода воздействиям, называются сензитивными.

2. Интеграция.

3. Пластичность и возможность компенсации.

4. Стадиальность.

Теории психического развития:

-эволюционная;

-революционная;

- вероятностная (стохестическая);

- функциональная;

— теория культурно-исторического развития высших психиче­ских функций Л. С. Выготского.

Биологическое и социальное в развитии психики У животных наибольшая часть мозгового вещества занята уже к моменту рождения - в нем закреплены механизмы инстинктов, то есть форм поведения, передаваемых по наследству.

У ребенка же значительная часть мозга оказывается «чистой», готовой к тому, чтобы принять и закрепить то, что ему дают жизнь и воспитание.

Если у животного процесс формирования мозга в основном за­канчивается к моменту рождения, то у человека продолжается после рождения и зависит от условий, в которых происходит развитие ре­бенка. Эти условия не только заполняют «чистые страницы» мозга, но и влияют на само его строение. Ребенок не имеет от рождения ка­ких-либо форм поведения, свойственных взрослому. У животных достигнутый уровень поведения передается от одного поколения к другому, как и строение организма (путем биологического наследо­вания). У человека психические качества, знания, умения, свойствен­ные ему виды деятельности передаются другим путем - путем соци­ального наследования. Каждое поколение выражает свой опыт, свое знание, умения, психические качества в продуктах своего труда. К ним относят:предметы материальной культуры (дома, машины, ве­щи); произведения духовной культуры (язык, наука, искусство).

Ребенок, рождаясь беспомощным, получает все, чем овладело предыдущее поколение, что было им создано, выступает в мир, «впи­тавший» в себя деятельность человечества. Овладевая этим миром культуры, дети постепенно усваивают вложенный в нее опыт, те зна­ния, умения, психические качества, которые свойственны человеку. Это и есть социальное наследование.

Ребенок не в состоянии «расшифровать» достижения человече­ской культуры самостоятельно.

Он делает это при постоянной помощи и руководстве со сторо­ны взрослых - в процессе воспитания и обучения. Природные свой­ства ребенка, не порождая психических качеств, создают предпосыл­ки для их образования. Сами же качества возникают благодаря соци­альному наследованию.

В период детства происходит интенсивное созревание организма ребенка (его нервной системы, мозга). Ход созревания зависит от внешних впечатлений, обеспечиваемых взрослыми.

Созревающий организм представляет благодатную почву для воспитания. Итак, природные предпосылки— строение организма, его функции, его созревание — необходимы для психического разви­тия. Без них развитие происходить не может, но они не определяют того, какие именно качества появятся у ребенка. Это зависит от усло­вий жизни и воспитания, под влиянием которых ребенок усваивает общественный опыт.

Общественный опыт— источник психического развития. Именно из него ребенок через посредника (взрослого) получает мате­риал для построения психических качеств и свойств личности.

В онтогенезе человека, безусловно, представлены оба типа пси­хического развития, которые в филогенезе изолированы: биологиче­ское и историческое (культурное) развитие.

Согласно Л. С. Выготскому, оба процесса, представленныев разделенном виде в филогенезеи связанные отношением преемст­венности и последовательности,реально существуют в слитом виде и образуют единый процесс в онтогенезе.Биологическое и со­циальное в человеке в действительности столь прочно воссоединено, что разделить эти две линии можно лишь теоретически.

Физиологические механизмы психики. Развитие психики животных. Формы поведения на разных этапах развития животного мира. Сознание как высшая форма проявления психики.

Наши рекомендации