Практическое занятие № 3 (2 ч.).

ТЕМА: ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Принципы постановки общих целей психодиагностического исследования.

2. Принципы постановки частных целей и задач психодиагностического исследования.

3. Факторы, определяющие стратегию и тактику подбора диагностических средств, организации и реализации психодиагностического исследования.

4. Понятие о психологическом диагнозе. Уровни психологического диагноза.

5. Средства обобщения данных психодиагностического обследования:

6. - понятие нормы развития

7. - теоретические представления о законах и механизмах развития психики.

8. Формы обобщения данных психодиагностического исследования

· психологическое заключение;

· психологическая характеристика;

· психологический портрет.

9. Характеристика субъектов психодиагностического процесса: диагност, клиент, пользователь, заказчик.

10. Специфика ситуаций клиента и подэкспертного в психодиагностическом исследовании.

11. Психологическая структура деятельности психолога на этапе осуществления психодиагностическом исследования.

12. Роль личности психолога в психодиагностическом исследовании:

§ проблема влияния мировоззрения и научно-теоретических позиций психолога на ход и результат психодиагностического исследования.

§ проблема свободы и ответственности психолога в психодиагностическом исследовании. Этические принципы деятельности практикующего психолога.

§ требования к личности практического психолога. Проблема профессиональной пригодности практического психолога.

Задания:

1. Составить перечень факторов, могущих стать факторами ошибки измерения при проведении психодиагностического исследования детей в условиях дошкольного учреждения и указать пути их устранения.

Факторы ошибки измерения Пути устранения
   

2. Определить понятия: эмпирический факт, психологический факт, первичные результаты, психологический диагноз, психологическое заключение, психологический портрет.

Литература:

1. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М.: МГУ, 1999.

2. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.: Педагогика, 1997.

3. Психолог в детском дошкольном учреждении / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа,1996.

4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 1997.

5. Рогов Е.И. Рабочая книга практического психолога в образовании – М.: Владос, 1996.- Гл.2.

6. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. – М., 1996. – С. 388-397, 14-37.

7. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – М.: Смысл, 1999. – Часть 1. – С 7-46.

8. Абрамова Г.С. Практическая психологи. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С. 43-47.

Задание для самостоятельного выполнения по теме:

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИРИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Составить программу психодиагностического обследования ребенка дошкольного возраста для реализации одного из следующих возможных запросов:

А) установление общего уровня интеллектуального развития ребенка;

Б) установление индивидуальных особенностей интеллектуальной сферы ребенка;

В) установление познавательной готовности к школьному обучению.

При составлении программы психодиагностического обследования, осуществляя следующие шаги:

1) Определить общую цель исследования (выбрать из предложенных).

2) Составить теоретическое введение как реконструкцию теоретической модели системы психических свойств и психологических качеств ребенка (исследуемой сферы психики) и динамики их развития (фактов, закономерностей, механизмов) на том или ином возрастном этапе.

3) Сформулировать частные диагностические цели ( список конкретных свойств психики, подлежащих диагностике).

4) Подобрать все доступные диагностические средства, способные реализовать поставленные цели. (Указать название методики, цель, методики, источник информации о методике). Составить таблицу:

Психодиагностические цели Психодиагностические методики
   

5) Из методик составить психодиагностическую программу, соблюдая принцип заполнения пустых окон и принцип экономичности.

6) Подготовиться к осуществлению разработанной диагностической программы: изготовить стимульный материал, изучить инструкции к диагностическим методикам, продумать форму ведения протокола, продумать возможные факторы ошибки измерения и быть готовым к их устранению в процессе диагностического исследования.

7) Осуществить диагностическое обследование одного испытуемого. По итогам проведённого диагностического обследования представить отчёт (план отчёта см. ниже). Один из психологических фактов, выделенных в заключении, представить в виде психологической характеристики и психологического портрета.

План отчета диагностического исследования:

1. Теоретическое введение (Реконструирует теоретическую модель системы психических свойств и качеств ребенка и динамики их развития на том или ином возрастном этапе).

2. Психодиагностические цели (Формируется по принципу «заполнения пустых окон» на основе теоретического введения и затем основе уже собранной информации о ребенке).

3. Перечень психодиагностических средств, способных реализовать поставленные цели.

4. Протоколы обследования ребенка с первичным анализом и заключением по каждой диагностической процедуре с указанием гипотез и целей дальнейшего исследования.

5. Психологическое заключение как обобщение и систематизация полученных данных на основе теоретической модели строения и развития психики ребенка.

Требования к изготовлению и описанию методик:

1. Стимульный материал должен точно воспроизводить оригинал и быть пригоден для длительного употребления.

2. Методика описывается по плану:

· автор и название методики;

· цель методики;

· описание инструкции, стимульного материала и других параметров независимой и дополнительной переменных, подлежащих стандартизации;

· описание способов обработки получаемых данных и интерпретационных моделей;

· описание психометрических характеристик методики (надежность, валидность, сведения о применении, модификации методики);

· библиография.

3.Изготавливается карточка для помещения в каталог, на которой указывается название методики, ее автор и цель.

Литература:

9. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей.- М: МГУ, 1990. – Раздел 3.1, 3.2.

10. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка.- М.: Педагогика, 1997. – С.48-49.

11. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практическом деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996.- С.3-30.

12. Рогов Е.И. Рабочая книга практического психолога в образовании – М.: Владос, 1996.- Гл.2.

13. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. \ Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. – Мн.: Университетское, 1997.

Наши рекомендации