Музыкальная викторина С песней по жизни
— Какая всемирно популярная массовая песня, написанная композитором И.О.Дунаевским для кинофильма «Цирк» на слова В. И. Лебедева-Кумача, исполняется не с запева, как многие другие песни, а с припева, ставшего в свое время позывными Всесоюзного радио? («Песня о Родине» — «Широка страна моя родная...».)
— Какая из песен Д. Шостаковича признана гимном ООН? («Песня о встречном».)
— Какие песии времен Великой Отечественной войны считаются первой и последней? Кто их авторы? (Летопись песен Великой Отечественной войны открывает песня А. В. Александрова на слова В. И.Лебедева-Кумача «Священная война» — «Вставай, страна огромная...», прозвучавшая на третий день войны, а завершает эту летопись песня братьев Покрасс на слова Ц. Солодаря «Кони в Берлине» «По берлинской мостовой...».)
— Кто из немецких композиторов прошлого века написал знаменитый цикл «Песни без слов»? (Ф. Мендельсон.)
— Песня «Вечерний звон» считается русской народной. А известно ли вам, что в ее основе лежит перевод иностранного стихотворения? Какого? (В основе русской народной песни «Вечерний звон» лежит стихотворение ирландского поэта Т. Мура. Его перевел на русский языка поэт пушкинской поры И.Козлов.)
— Какой романс М.И. Глинки на слова Е.Баратынского, по указанию А. Островского, поет в пьесе «Бесприданница» ее героиня? («Не искушай меня без нужды».)
— Какую песню, далекую от мужицкого, крестьянского репертуара, поет Иванушка из сказки «Конек-Горбунок» П. Ершова, возвращаясь победителем с ночного дежурства? («Ходил молодец на Пресню» из популярной в прошлом веке комической оперы «Мельник — колдун, обманщик и сват» М.Соколовского на текст А.Аблесимова.)
— «Мои года — мое богатство». Вспомните песни, где упоминаются 16, 18, 19, 20 и... 38 лет. («До шестнадцати лет» С.Туликов — Л. Харитонов; «Орленок» В. Белый — Я. Шведов, где есть слова «Не хочется думать о смерти, поверь мне, в шестнадцать мальчишеских лет»; «Восемнадцать лет» О. Гришин — В.Застожный; «Восемнадцать и девятнадцать» Д. Ашкенази — В. Масс; «Вам девятнадцать лет» Б. Прозоровский — Е. Белогорская; «Ты, моряк, красивый сам собою» — песия на слова В. Межевича, музыка народная, в которой говорится «тебе от роду двадцать лет»; «Об относительности возраста» И. Катаев — М. Анчаров, где есть слова «Я вспомнил вдруг, что мне уж тридцать восемь, пора искать земное ремесло».)
— Перед концертным залом «Россия» в Москве по указу Президента Б.Н. Ельцина в 1994 г. было выложено восемь плит — почетных знаков в форме звезды с именами прославленных артистов отечественной эстрады. В каком порядке они расположены? (Л.Утесов, К.Шульженко, Л.Русланова, И.Юрьева, В.Козин, М. Бериес, В.Высоцкий, В.Цой.)
Вечная музыка
— Кто из талантливых русских композиторов создал первое в истории композиторское содружество, тем самым проложив дорогу к образованию современных творческих союзов? (М. Балакирев, глава сложившегося в 1862 г. творческого содружества выдающихся композиторов «Могучая кучка», известного также под названием «Балакиревский кружок» или «Новая русская музыкальная школа».)
— Кто из братьев Рубинштейнов открыл первые в России консерватории: один — в Петербурге, а другой — в Москве? (Антон Григорьевич открыл в Петербурге в 1862 г. первую в России консерваторию, Николай Григорьевич — в 1866 г. Московскую консерваторию, в которой до конца своих дней был профессором и директором.)
— Какую из своих симфоний Л.Бетховен вначале посвятил Наполеону, но, узнав, что тот провозгласил себя императором, в ярости разорвал титульный лист партитуры и дал ей новое название? (Третью симфонию — «Героическую».)
— «Бах» по-немецки означает «ручей». Кто из композиторов сказал о нем: «Не ручей, а море ему имя»? (Л.Бетховен.)
— С давних пор дирижер стоял лицом к зрителям, что мешало музыкантам следить за ним. Кто первым из дирижеров повернулся к оркестру лицом? (Р.Вагнер.)
— Кто был первым певцом, репертуар которого записан на грампластинках? (Э.Карузо.)
— Какая страна может считаться самой музыкальной, ведь ее оркестр по количеству человек превосходит вооруженные силы — он состоит из 85 музыкантов, а армия насчитывает на 3 человека меньше? (Княжество Монако.)
— Какая опера была заказана к открытию Суэцкого канала и кому? (■«Аида» Д.Верди.)
— По смерти какого итальянского певца из Америки прислали свечу в полпуда? (Э. Карузо.)
— На каком из континентов Земли много географических названий, посвященных композиторам всех времен и народов: полуостров Бетховена, заливы Верди, Брамса, Мендельсона, Шуберта, Гайдна, мысы Берлиоза, Россини, горы и пики Листа, Грига, Глюка, группа островов Глинки? (В Антарктиде.)
П. И. Чайковский
— Какой год в XX в. был объявлен ЮНЕСКО годом П.И.Чайковского? (1990.)
— Какая из опер П.И.Чайковского считается самой петербургской? («Пиковая дама».)
— К. кому было обращено стихотворение шестилетнего Пети Чайковского «Героиня Франции»? Какое крупное музыкальное произведение посвятил этой женщине великий композитор в зрелые годы? (Жанне д'Арк. Опера «Орлеанская дева».)
— Какие две оперы П.И.Чайковский уничтожил, проявив тем самым высокие требования к своим творениям? («Ундину» по В.Жуковскому и после нескольких представлений — «Воеводу» по А. Островскому.)
— Вспомните городок на Сумщине, где у П.И.Чайковского родился замысел балета «Лебединое озеро». Созвучие этих названий, говорят, не случайно. (Городок Лебедин.)
— Какой особый тип оперы создал П.И.Чайковский своим «Евгением Онегиным»? (Лирические сцены.)
— Какие произведения по совету М. Балакирева и В. Стасова написал П.И.Чайковский? (По совету М.Балакирева написаны увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», симфония «Манф- ред»; В.Стасов подсказал замысел симфонической фантазии «Буря».)
— В каких произведениях П. И.Чайковский разрабатывал русские народные песни «Во поле березонька стояла», «Сидел Ваня на диване» и украинскую народную песню «Журавель»? («Во поле березонька стояла» звучит в финале Четвертой симфонии, «Сидел Ваня на диване» — в медленной части Первого струнного квартета, «Журавель» — во Второй симфонии.)
— Мелодии каких народов мира П.И.Чайковский воплотил в своих «песенках» из «Детского альбома»? («Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка».)
— Перечислите названия пьес для фортепиано из «Детского альбома» П. И. Чайковского, входящих в трилогию о жизни куклы. («Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».)
— Кому из учеников Московской консерватории, где в мае 1889 г. он присутствовал на экзаменах, Петр Ильич поставил отметку «пять с плюсом», окружив ее плюсами со всех сторон? (С. В. Рахманинову.)
Музыкальная грамота
Согласно требованиям программы учащиеся VIII класса должны знать и уметь определять такие основные понятия музыкальной грамоты, как содержание и характер произведения, его жанр и строение (форма), лад и тональность.
Основным принципом формирования музыкальных знаний является их связь с практической деятельностью. Поскольку все основные понятия музыкальной грамоты усваиваются учащимися на более ранних этапах обучения, в VIII классе важно применять их в новых условиях, на более высокой ступени трудности (в слушании и исполнении). Одним из важных разделов музыкальной грамоты является нотная грамота. Требования программы здесь сводятся к тому, чтобы, заканчивая VIII класс, ученик смог про- сольфеджировать несложные музыкальные примеры и песни в мажорных и минорных тональностях до одного знака при ключе, использовать нотную запись в ходе разучивания песни. Естественно, что материал для чтения с листа должен быть намного легче того, который учащиеся способны усвоить на слух. Можно использовать, например, часть песни, наиболее доступную для сольфеджирования. Так, разучивая песню «Данко» Й. Брамса, для сольфеджирования можно взять припев: тональность до минор (три знака при ключе), отсутствуют сложные модуляции, голосоведение во всех партиях плавное. Некоторые песнн программы в подготовленных классах можно петь с листа, например «Караваны птиц надо мной летят» Г. Жуковского.
Нотописание
Одним из элементов нотной грамоты является нотописание. Учащимся VIII класса при успешности предшествующей работы вполне доступно переписывание своих хоровых партий или полюбившихся песен. В процессе нотописания учащийся, иногда даже незаметно для себя, вновь и вновь пропевает мелодию, которую переписывает. А это очень ценный прием развития слуховых представлений, помогающих пению по нотам. Однако заниматься переписыванием нотного текста (так же как и словесного) на уроке нецелесообразно. Для этого необходимо использовать внеурочное время.
Пример 4
Данко
Русский текст Э. Мороза |
Оживленно mf |