Музыкальная викторина С песней по жизни

— Какая всемирно популярная массовая песня, написанная композитором И.О.Дунаевским для кинофильма «Цирк» на сло­ва В. И. Лебедева-Кумача, исполняется не с запева, как многие другие песни, а с припева, ставшего в свое время позывными Всесоюзного радио? («Песня о Родине» — «Широка страна моя родная...».)

— Какая из песен Д. Шостаковича признана гимном ООН? («Песня о встречном».)

— Какие песии времен Великой Отечественной войны счита­ются первой и последней? Кто их авторы? (Летопись песен Вели­кой Отечественной войны открывает песня А. В. Александрова на слова В. И.Лебедева-Кумача «Священная война» — «Вставай, стра­на огромная...», прозвучавшая на третий день войны, а завершает эту летопись песня братьев Покрасс на слова Ц. Солодаря «Кони в Берлине» «По берлинской мостовой...».)

— Кто из немецких композиторов прошлого века написал зна­менитый цикл «Песни без слов»? (Ф. Мендельсон.)

— Песня «Вечерний звон» считается русской народной. А из­вестно ли вам, что в ее основе лежит перевод иностранного стихотворения? Какого? (В основе русской народной песни «Ве­черний звон» лежит стихотворение ирландского поэта Т. Мура. Его перевел на русский языка поэт пушкинской поры И.Коз­лов.)

— Какой романс М.И. Глинки на слова Е.Баратынского, по указанию А. Островского, поет в пьесе «Бесприданница» ее геро­иня? («Не искушай меня без нужды».)

— Какую песню, далекую от мужицкого, крестьянского ре­пертуара, поет Иванушка из сказки «Конек-Горбунок» П. Ершо­ва, возвращаясь победителем с ночного дежурства? («Ходил мо­лодец на Пресню» из популярной в прошлом веке комической оперы «Мельник — колдун, обманщик и сват» М.Соколовского на текст А.Аблесимова.)

— «Мои года — мое богатство». Вспомните песни, где упомина­ются 16, 18, 19, 20 и... 38 лет. («До шестнадцати лет» С.Туликов — Л. Харитонов; «Орленок» В. Белый — Я. Шведов, где есть слова «Не хочется думать о смерти, поверь мне, в шестнадцать мальчишеских лет»; «Восемнадцать лет» О. Гришин — В.Застожный; «Восемнад­цать и девятнадцать» Д. Ашкенази — В. Масс; «Вам девятнадцать лет» Б. Прозоровский — Е. Белогорская; «Ты, моряк, красивый сам собою» — песия на слова В. Межевича, музыка народная, в кото­рой говорится «тебе от роду двадцать лет»; «Об относительности возраста» И. Катаев — М. Анчаров, где есть слова «Я вспомнил вдруг, что мне уж тридцать восемь, пора искать земное ремесло».)

— Перед концертным залом «Россия» в Москве по указу Пре­зидента Б.Н. Ельцина в 1994 г. было выложено восемь плит — по­четных знаков в форме звезды с именами прославленных артис­тов отечественной эстрады. В каком порядке они расположены? (Л.Утесов, К.Шульженко, Л.Русланова, И.Юрьева, В.Козин, М. Бериес, В.Высоцкий, В.Цой.)

Вечная музыка

— Кто из талантливых русских композиторов создал первое в истории композиторское содружество, тем самым проложив до­рогу к образованию современных творческих союзов? (М. Балаки­рев, глава сложившегося в 1862 г. творческого содружества выда­ющихся композиторов «Могучая кучка», известного также под названием «Балакиревский кружок» или «Новая русская музы­кальная школа».)

— Кто из братьев Рубинштейнов открыл первые в России консерватории: один — в Петербурге, а другой — в Москве? (Ан­тон Григорьевич открыл в Петербурге в 1862 г. первую в России консерваторию, Николай Григорьевич — в 1866 г. Московскую консерваторию, в которой до конца своих дней был профессором и директором.)

— Какую из своих симфоний Л.Бетховен вначале посвятил Наполеону, но, узнав, что тот провозгласил себя императором, в ярости разорвал титульный лист партитуры и дал ей новое на­звание? (Третью симфонию — «Героическую».)

— «Бах» по-немецки означает «ручей». Кто из композиторов сказал о нем: «Не ручей, а море ему имя»? (Л.Бетховен.)

— С давних пор дирижер стоял лицом к зрителям, что мешало музыкантам следить за ним. Кто первым из дирижеров повернулся к оркестру лицом? (Р.Вагнер.)

— Кто был первым певцом, репертуар которого записан на грампластинках? (Э.Карузо.)

— Какая страна может считаться самой музыкальной, ведь ее оркестр по количеству человек превосходит вооруженные силы — он состоит из 85 музыкантов, а армия насчитывает на 3 человека меньше? (Княжество Монако.)

— Какая опера была заказана к открытию Суэцкого канала и кому? (■«Аида» Д.Верди.)

— По смерти какого итальянского певца из Америки прислали свечу в полпуда? (Э. Карузо.)

— На каком из континентов Земли много географических на­званий, посвященных композиторам всех времен и народов: по­луостров Бетховена, заливы Верди, Брамса, Мендельсона, Шу­берта, Гайдна, мысы Берлиоза, Россини, горы и пики Листа, Грига, Глюка, группа островов Глинки? (В Антарктиде.)

П. И. Чайковский

— Какой год в XX в. был объявлен ЮНЕСКО годом П.И.Чай­ковского? (1990.)

— Какая из опер П.И.Чайковского считается самой петербург­ской? («Пиковая дама».)

— К. кому было обращено стихотворение шестилетнего Пети Чайковского «Героиня Франции»? Какое крупное музыкальное произведение посвятил этой женщине великий композитор в зре­лые годы? (Жанне д'Арк. Опера «Орлеанская дева».)

— Какие две оперы П.И.Чайковский уничтожил, проявив тем самым высокие требования к своим творениям? («Ундину» по В.Жуковскому и после нескольких представлений — «Воеводу» по А. Островскому.)

— Вспомните городок на Сумщине, где у П.И.Чайковского родился замысел балета «Лебединое озеро». Созвучие этих назва­ний, говорят, не случайно. (Городок Лебедин.)

— Какой особый тип оперы создал П.И.Чайковский своим «Евгением Онегиным»? (Лирические сцены.)

— Какие произведения по совету М. Балакирева и В. Стасова написал П.И.Чайковский? (По совету М.Балакирева написа­ны увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», симфония «Манф- ред»; В.Стасов подсказал замысел симфонической фантазии «Буря».)

— В каких произведениях П. И.Чайковский разрабатывал рус­ские народные песни «Во поле березонька стояла», «Сидел Ваня на диване» и украинскую народную песню «Журавель»? («Во поле березонька стояла» звучит в финале Четвертой симфонии, «Си­дел Ваня на диване» — в медленной части Первого струнного квартета, «Журавель» — во Второй симфонии.)

— Мелодии каких народов мира П.И.Чайковский воплотил в своих «песенках» из «Детского альбома»? («Итальянская песен­ка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Не­аполитанская песенка».)

— Перечислите названия пьес для фортепиано из «Детского альбома» П. И. Чайковского, входящих в трилогию о жизни куклы. («Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».)

— Кому из учеников Московской консерватории, где в мае 1889 г. он присутствовал на экзаменах, Петр Ильич поставил от­метку «пять с плюсом», окружив ее плюсами со всех сторон? (С. В. Рахманинову.)

Музыкальная грамота

Согласно требованиям программы учащиеся VIII класса долж­ны знать и уметь определять такие основные понятия музыкаль­ной грамоты, как содержание и характер произведения, его жанр и строение (форма), лад и тональность.

Основным принципом формирования музыкальных знаний яв­ляется их связь с практической деятельностью. Поскольку все ос­новные понятия музыкальной грамоты усваиваются учащимися на более ранних этапах обучения, в VIII классе важно применять их в новых условиях, на более высокой ступени трудности (в слу­шании и исполнении). Одним из важных разделов музыкальной грамоты является нотная грамота. Требования программы здесь сводятся к тому, чтобы, заканчивая VIII класс, ученик смог про- сольфеджировать несложные музыкальные примеры и песни в мажорных и минорных тональностях до одного знака при ключе, использовать нотную запись в ходе разучивания песни. Естествен­но, что материал для чтения с листа должен быть намного легче того, который учащиеся способны усвоить на слух. Можно ис­пользовать, например, часть песни, наиболее доступную для сольфеджирования. Так, разучивая песню «Данко» Й. Брамса, для сольфеджирования можно взять припев: тональность до минор (три знака при ключе), отсутствуют сложные модуляции, голосоведе­ние во всех партиях плавное. Некоторые песнн программы в под­готовленных классах можно петь с листа, например «Караваны птиц надо мной летят» Г. Жуковского.

Нотописание

Одним из элементов нотной грамоты является нотописание. Уча­щимся VIII класса при успешности предшествующей работы впол­не доступно переписывание своих хоровых партий или полюбив­шихся песен. В процессе нотописания учащийся, иногда даже неза­метно для себя, вновь и вновь пропевает мелодию, которую пере­писывает. А это очень ценный прием развития слуховых представле­ний, помогающих пению по нотам. Однако заниматься переписы­ванием нотного текста (так же как и словесного) на уроке нецеле­сообразно. Для этого необходимо использовать внеурочное время.

Пример 4

Данко

Русский текст Э. Мороза

Музыкальная викторина С песней по жизни - student2.ru

Оживленно mf

Наши рекомендации