III. Развивать познавательные процессы.
• Восприятие:
— развивать восприятие (целостное и дифференцированное) произведений одного названия, но различных видов художественного искусства: музыки, живописи, поэзии; находить схожесть и различие содержания, настроения, переданного в них; средств выразительности (отмечать в них общее и различное).
• Память:
— продолжать расширять объем памяти ребенка; побуждать помнить репертуар, выученный в течение года, а также наиболее любимый за предшествующие годы;
— продолжать развивать ритмическую, мелодическую, интонационную память (в процессе упражнений типа «эхо»).
• Воображение:
— продолжать развивать воображение детей при наличии определенной внутренней позиции, которая при восприятия характера и содержания музыки позволяет выстраивать отношения музыкальных образов и понимать их смысл а зависимости от целостного содержания программного музыкального произведения.
• Мышление:
— продолжать совершенствовать наглядно-образное мышление и развивать основы логического, учитывая его особенности у ребенка седьмого года жизни (конкретность, несовершенная способность делать сравнения, умозаключения).
• Речь:
— обогащать, расширять запас слов, связанных прежде все с музыкальной культурой (доступной детям);
— закреплять и активизировать у детей имеющийся словарь, тренировать голос в упражнениях для изменения темпа речи, повышения или понижения высоты голоса;
— продолжать формировать связанную речь; воспитывать умения живо, связно, эмоционально описывать содержание программной музыки, соблюдая логику сюжета; побуждать давать оценку явлениям и поступкам образа в музыке;
— продолжать развивать интонационную выразительность речи.
• Внимание:
— продолжать развивать устойчивость произвольного внимания в процессе музыкальной деятельности при условии наличия у ребенка мотивации к ее овладению, принятие им цели, умения планировать деятельность, находить способы ее реализации с ориентацией на конечный результат.
IV. Развивать личностные новообразования.
• Самостоятельность:
— ориентировать детей как на самостоятельность исполнения репертуара, так и на самостоятельность оценка его качества;
— ориентировать ребенка на самоорганизацию разнообразной музыкальной деятельности в группе ДОУ, в семье, а также на самореализацию своих интересов в ней
• Активность, инициативность:
— проявлять активность в музыкальной деятельности в детском саду: стремиться к музыкальной деятельности в детском с участвовать в концертах для более младших детей; использовать музыкальный репертуар в игровой деятельности в режимные моменты и т. д.
• Креативность.
— побуждать детей делать перенос умений и навыков творческой музыкальной деятельности в изобразительную, художественно- речевую и наоборот; находить общие основы в развитии художественного творчества;
— побуждать проявлять музыкальное творчество в самостоятельной музыкальной деятельности.
АНАЛИЗ КАЧЕСТВА
ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ АЗБУКИ
ЧЕТВЕРТОЙ — СЕДЬМОЙ
СТУПЕНЕЙ МУЗЫКАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Четвертая ступень
СЛУШАНИЕ (ВОСПРИЯТИЕ) МУЗЫКИ
Уровень высокий
1. Ребенок освоил в полном объеме азбуку четвертой ступени музыкальной культуры слушания музыки, доступной для дошкольников, сформирован опыт ценностных ориентаций к своей семье:
— имеет сформированный интерес к слушанию музыки, просит повторить произведение;
— знает, различает почти все произведения, прослушанные за год;
— внимательно, сосредоточенно слушает до конца произведение, вникает в слова и музыку произведения
— знает и легко различает малые жанры музыки, некоторые их виды: песня (колыбельная, плясовая), марш, танец.
II. Ребенок успешно освоил азбуку четвертой ступени деятельности слушания музыки:
— эмоционально воспринимает и различает выразительные особенности музыки: настроение, характер (веселый, грустный), некоторые интонации (вопрос — ответ);
— воспринимает, понимает и различает изобразительные особенности музыки: конкретный художественный музыкальный образ средства музыкальной выразительности — темп (медленный, быстрый), регистр (высокий, низкий), динамику (тихое, громкое звучания тембр (звонкий, глухой);
— эмоционально воспринимает и легко различает выразительные отношения музыкальных звуков, контрастных по высоте (в пределах октавы), длительности (соотношения половинных и восьмых длительностей), тембру (звучание колокольчика, барабана, фортепиано), динамике (тихое, громкое звучание);
— эстетически воспринимает музыку, адекватно сопереживает и эмоционально отзывается на прослушанные музыкальные ведения, особенно на веселые по характеру;
— дает оценку музыке, высказывает эмоционально суждения о прослушанной или знакомой музыке (о характере, содержании может отразить их элементарно в рисунке, движении, а также моделировать (условно-образно) содержание и характер музыки.
Уровень средний
1. Ребенок в достаточной мере освоил азбуку четвертой ступени музыкальной культуры слушания музыки:
— у него не всегда проявляется интерес к слушанию музыки, иногда просит повторить произведение.
— заинтересованно слушает музыку, но часто отвлекается, не дослушивает до конца;
— знает и с помощью взрослого различает малые жанры музыки: танец, марш, песню и некоторые виды ее (колыбельная и плясовая)
II. Ребенок достаточно освоил азбуку четвертой ступени деятельности слушания музыки:
— эмоционально воспринимает и различает выразительные особенности музыки: настроение, характер (веселый, грустный), некоторые интонации (вопрос — ответ);
— после помощи взрослого чаще всего различает выразительные особенности музыки: характер (веселый, грустный);
— после некоторой словесной помощи воспринимает и различает изобразительные особенности музыки: яркий, конкретный музыкальный образ, ведущие средства музыкальной выразительности темп (медленный, быстрый), регистр (высокий, низкий) динамику (тихое, громкое звучание), тембр (звонкий, глухой);
— после оказания небольшой словесной помощи взрослым различает отношения музыкальных звуков, контрастных по высоте (в пределах октавы), длительности (соотношения половинных и восьмых длительностей), тембру (звучание колокольчика, барабана фортепиано), динамике (тихое, громкое звучание);
—эмоционально реагирует на прослушанные произведения, которые ему знакомы и нравятся, но эмоции не всегда адекватны содержанию и характеру музыки;
— рассуждает о прослушанной музыке чаще с помощью взрослого, затрудняется в подборе слов; фрагментарно может выразить настроение, содержание музыкального произведен в рисунке, движениях; может элементарно моделировать (условно-образно) вместе со взрослым содержание и характер музыки.
Уровень ниже среднего
I. Ребенок недостаточно освоил азбуку четвертой ступени музыкальной культуры слушания музыки:
— чаще всего не имеет интереса к слушанию музыки;
— знает и различает отдельные музыкальные произведения, как правило всегда яркие по содержанию и характеру;
— помнит и называет одно - два музыкальных произведения;
— не может внимательно прослушать музыку до конца; неуверенно различает малые жанры музыки даже с помощью взрослого
II. Ребенок недостаточно освоил азбуку четвертой ступени деятельности слушания музыки:
— после помощи взрослого чаще всего различает выразительные особенности музыки: характер (веселый грустный);
— с трудом различает контрастные характеры музыки даже при оказании любой помощи взрослым;
— как правило, воспринимает и неуверенно различает изобразительные особенности музыки даже при любой помощи взрослого;
— при оказании помощи взрослым воспринимает и в основном различает выразительные отношения музыкальных звуков;
— как правило, не реагирует эмоционально на прослушанные музыкальные произведения;
— при любом содействии взрослого только в некоторых случаях высказывается о прослушанной музыке, не может выразить настроение и содержание музыки в рисунке или движениях; не способен к моделированию характера и содержания музыки.
ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Уровень высокий
1. Ребенок в полном объеме освоил азбуку четвертой ступени певческой культуры, доступной для дошкольника:
— проявляет устойчивый интерес к слушанию песен в исполнении взрослых и детей;
—помнит, легко узнает знакомые песни, прослушанные ранее в течение года, различает их виды (колыбельная, плясовая);
— может внимательно, сосредоточенно прослушать песню, доступную для данного возраста;
— способен вслушиваться в выразительные особенности музыки и понимать яркий характер песни (веселый, грустный), интонации (вопрос — ответ);
— легко понимает содержание песни — конкретный художественный музыкальный образ;
— свободно воспринимает и различает средства музыкальной выразительности: темп (медленный, быстрый), регистр (высокий, низкий), динамику (тихое, громкое звучание), тембр (звонкий, глухой), ритм (постоянный, простой);
— понимает внемузыкальные средства выразительности: обращает внимание на мимику и жесты исполнителей, соотносить с содержанием песни;
— у ребенка развито восприятие азбуки четвертой ступени певческих умений: воспринимает, понимает и обращает внимание на некоторые певческие умения — напевное пение, его слаженное пение по ручным знакам (первая — третья ступени);
— способен воспринимать и легко различать элементарную певческую технику: пение по одному, коллективное пение детей и взрослых;
— ярко сопереживает и эмоционально отзывается на песни разного характера;
— о содержании, характере прослушанной песни высказывается охотно, выражает их (в общих чертах) в движении, рисунке.
II. Ребенок в полном объеме освоил азбуку четвертой ступени детской певческой деятельности:
— проявляет ярко выраженный интерес к освоению новой и к исполнению знакомой песни;
— знает, с удовольствием исполняет почти все ранее выученные песни, выделяет любимые;
— эмоционально передает характер песня (веселый, грустный), интонации (вопрос — ответ), свое отношение к конкретному музыкальному образу;
— использует в пении средства музыкальной выразительности умеет петь умеренно медленно и умеренно быстро; умеет петь (по подражанию) низкие и высокие звуки; поет ритмически правильно; исполняет верно динамические оттенки mf, mр (умеренно громко, умеренно тихо);
— использует в пении выразительную мимику и жесты;
— освоил азбуку четвертой ступени певческих умений; умеет петь напевным, протяжным звуком; может пропевать отдельные слова и короткие фразы, не прерывая дыхания; может чисто интонировать несложные песенки;
— умеет слаженно петь по темпу, динамике, вовремя начиная и заканчивая песню; умеет петь по ручным знакам (первая — третья ступени);
— умеет петь один, со всеми вместе, с сопровождением и без него;
— с удовольствием поет в свободное время;
— охотно выражает свои впечатления о характере и содержании песни в словах, а также в движении и рисунке; может элементарно моделировать (условно-образно) содержание и характер музыки.
III. Ребенок в достаточной мере освоил азбуку четвертой ступени песенных музыкально-творческих проявлений; активно проявляет творческое самовыражение при исполнении песни:
— может самостоятельно придумать «свою» плясовую, колыбельную, марш;
— импровизирует вопросительные и ответные интонации (например, вопрос — ответ в русской народной сказке «Теремок»: «Кто, кто в теремочке живет?» — «В теремочке мышка живет»)
Уровень средний
1. Ребенок в достаточной мере овладел азбукой четвертой ступени певческой культуры, доступной для дошкольника:
— проявляет интерес к слушанию песен;
— помнит, узнает, различает песни наиболее простые и яркие по характеру и содержанию; различает их виды;
— начинает слушать песню внимательно, но затем отвлекается;
— воспринимает и различает, как правило, выразительные особенности музыки: наиболее яркий характер (веселый, грустный) и интонации (вопрос — ответ) песни;
— поверхностно понимает конкретный музыкальный образ;
— при оказании словесной помощи поверхностно воспринимает и различает средства выразительности: музыкальные — темп (медленный, быстрый), регистр (высокий, низкий), динамику (тихое, громкое звучание), тембр (звонкий, глухой), ритм (постоянный, простой); внемузыкальные — обращает внимание на мимику исполнителя, но не соотносит ее с содержанием песни;
— в основном воспринимает напевное пение, его слаженность, пение по ручным знакам (первая — третья ступени);
— различает, как правило, сольное и коллективное исполнение;
— эмоционально отзывается на песни различного характера, прежде всего яркого, веселого;
— способен при словесной помощи взрослого выразить свои впечатления о содержании песни в элементарных штрихах: в словах, движениях или рисунке (в общих чертах).
II. Ребенок вполне достаточно освоил азбуку четвертой ступени детской певческой деятельности:
— проявляет интерес к освоению новой песни;
— исполняет многие выученные ранее песни;
— недостаточно выразительно передает характер песни (веселый, грустный), интонации (вопрос — ответ);
— старается в исполнении выразительно передать свое отношение к конкретному музыкальному образу;
— довольно удачно использует в пении средства выразительности:
музыкальные: в основном поет естественным звуком, иногда форсируя звуки; умеет петь в различном темпе — умеренно медленно и умеренно быстро; пытается петь высоким и низким звуком; ребенок не всегда достаточно точно исполняет ритмические особенности песни (с постоянным ритмом); исполняет достаточно верно динамические оттенки mf, mp(умеренно громко, умеренно тихо);
внемузыкальные: иногда использует в своем исполнении мимику и отдельные жесты;
— овладел в достаточной мере азбукой четвертой ступени певческих умений (некоторыми из них): поет напевно при оказании словесной помощи; дикция в основном внятная; может петь чисто отдельные интонации, фразы (по подражанию взрослому); пение отличается слаженностью по темпу, хотя ребенок может начать или закончить песню не вовремя; может петь по ручным знакам (первая — третья ступени);
— может петь один, со всеми вместе, с сопровождением инструмента и без него, с небольшой помощью взрослого;
— в свободное время любит петь, в основном с другими детьми;
— затрудняется в высказывании своих впечатлений о характере и содержании песни, однако может отразить их в движениях, рисунке; может элементарно моделировать (условно-образно) вместе со взрослым содержание и характер музыки.
III. Ребенок в недостаточной мере освоил азбуку четвертой ступени песенных музыкально-творческих проявлений:
— творческое самовыражение проявляется у него в выразительности исполнения наиболее простых песен, отличающихся особой яркостью;
— испытывает затруднения (даже при оказании словесной помощи) в придумывании своих мелодий;
— импровизирует на элементарном уровне вопросно-ответные формы.
Уровень ниже среднего
1. Ребенок в недостаточной мере освоил азбуку четвертой ступени певческой культуры, доступной для дошкольника:
— у него почти отсутствует интерес к слушанию песен;
— объем музыкально-слуховых певческих представлений небольшой; после оказания словесной помощи узнает и различает одну-две песни;
— виды песни различает неуверенно;
— не обладает культурой слушания музыки, не всегда может сосредоточиться, часто отвлекается во время слушания, мешает другим;
— обладает недостаточно развитым целостным восприятием песни;
— после оказания любой помощи, как правило, не понимает правильно характер, интонации песни;
— слабо различает, как правило, средства музыкальной выразительности и не обращает внимания во время слушания песни на внемузыкальные средства выразительности;
— не способен в основном воспринимать азбуку четвертой ступени певческих умений: напевное пение, слаженность его, пение по ручным знакам (первая — третья ступени);
— при восприятии песни лучше воспринимает сольное пение, чем коллективное;
— недостаточно эмоционально откликается на песни разного характера;
— не может выразить свои впечатления о содержании, характере песни в словах, движениях, рисунке.
II. Ребенок недостаточно освоил азбуку четвертой ступени детской певческой деятельности:
— в основном не проявляет интерес к разучиванию новой песни, довольно безразличен к исполнению знакомых;
— знает и исполняет одну — три песни, разученные, как правило, в последнее время;
— у ребенка отмечается невыразительное пение;
— в пении не проявляет эмоции, чувства по отношению к музыкальному конкретному образу;
— слабо владеет средствами музыкальной выразительности: не всегда выдерживает темп (может ускорить его или замедлить);
— в пении не понимает и не обращает внимания на высоту звуков;
— не исполняет точно ритмические особенности песни;
— не всегда точно исполняет динамические оттенки;
— только изредка использует в пении мимику, жесты;
— не владеет в достаточной мере основами азбуки четвертой ступени певческих умений: не умеет петь напевно, протяжно (даже при оказании любой помощи); может взять дыхание в середине слова и фразы; дикция у ребенка невнятная; не владеет правильным чистым интонированием даже отдельных фраз; затрудняется в слаженном пении; не владеет пением по ручным знакам (первая — третья ступени);
— может петь со всеми вместе под сопровождение музыкального инструмента и с помощью взрослого;
— не может выразить свои впечатления о песне в словах, движениях или рисунке; не способен к моделированию содержания и характера песни.
III. Ребенок не освоил азбуку четвертой ступени песенных музыкально-творческих проявлений:
— у него отсутствует проявление творческого самовыражения в выразительности исполнения песен; при оказании любой помощи не способен к музыкально-творческим импровизациям.