Industrial culture extented faq

INDUSTRIAL CULTURE EXTENTED FAQ

Дмитрий Толмацкий (fidonet: 2:5053/11.2, internet: [email protected])

Версия 1.4, 09.06.1998 (с) 1997, 98

Special thanx to:

Роман Белоусов (2:5020/316.14@fidonet)

Дмитрий Бендер ([email protected])

Игорь Ваганов ([email protected])

Михаил Вербицкий ([email protected])

Михаил Жеребин aka Boza ([email protected])

Алексей Махоткин (2:5020/433.1@fidonet)

Андрей Наркевич ([email protected])

Владик Сивчик ([email protected])

Аполлинария Тумина ([email protected])

Алекс Царев ([email protected])

Вадим Эпштейн ([email protected])

Александр Юминов ([email protected])

Юрий Янов (2:5061/24.6@fidonet)

Rik of Flux ([email protected])

Greg Clow ([email protected])

Skot Kirkwood ([email protected])

Tomas Pretsch ([email protected])

Peter Werner ([email protected])

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Предисловие

2. Предистория

2.1. концептуальные корни

2.2. музыкальные корни

2.3. история развития электромузыкальных инструментов

2.4. непосредственные предшественники

3. Возникновение "industrial"

4. Что же такое "industrial" и "классический industrial"

4.1. Организационная автономия

4.2. Работа с информацией

4.3. Использование электронной и анти-музыки

4.4. Использование экстра-музыкальных элементов

4.5. Шоковая тактика

4.6. "Классический industrial"

5. Музыкальные стили в индустриальной и пост-индустриальной музыке

5.1. Percussion Industrial

5.2. Improve Industrial

5.3. Ambient

5.4. Noise

5.5. Musique Concrete

5.6. Techno-punk (Punk-industrial)

5.7. EBM

5.8. Aggro-industrial

5.9. Gothic Industrial

5.9.1. Dark-wave

5.9.2. Dark-folk

5.10. Techno

6. Industrial в России и СССР

7. Информационные ресурсы

7.1. бумажные ресурсы

7.2. Industrial в Internet

7.3. Другие FAQ'и

ПРЕДИСЛОВИЕ

С каждым годом мы все дальше и дальше отдаляемся от 82-го года – года смерти Industrial culture и превращения ее в просто одно из направлений современной музыки. И с каждым годом появляется все больше людей, не знающих и не помнящих о первоначальном значении термина "industrial" и представителях этого мощного культурного движения 70-х и представляющих себе индустриальную музыку по стилям, имеющим все меньшее и меньшее отношение к оригиналу. Нет, конечно, индустриальная культура не умерла окончательно – она продолжает жить в многочисленных и серьезных и расчитанных на массового читателя публикациях, а также в не менее многочисленных современных продолжателях, которые активно развивают, как музыкальные, так и концептуальные идеи.

До России индустриальная музыка добралась тогда, когда оригинальные индустриальные группы уже или прекратили свое существование, или объявили о смене ориентиров. Западные печатные источники в России все еще труднодоступны, а большинство музыкантов, которых сегодня можно считать наследниками и продолжателями индустриальной культуры известны только специалистам. Однако интерес к явлению все же достаточно велик и задачей данного труда является как раз помочь желающим в их поиске и ответить на наиболее часто задаваемые вопросы. Эта работа не является научной, так как основной целью был не анализ явления, а сбор существующих фактов в один объем (в процессе ее написания было использовано большое количество информационных источников – я перечислил их в разделе "Информационные ресурсы"). Так же я не претендую на написании "Истории industrial" (которая в полной мере до сих пор, к сожалению, не написана) – для этого моя работа является слишком поверхностной. Не является этот текст и FAQ'ом в привычном значении этого термина, поэтому я и взял в качестве названия выражение "extented FAQ".

Настоящий вариант не является окончательным – не все в нем еще написано так, как мне бы хотелось. В настоящей версии исправлены некоторые ошибки, опечатки и неточности, которые удалось обнаружить в предыдущем варианте, а также добавлен раздел, посвященный лэйблам, специализирующимся на индустриальной и пост-индустриальной музыке – он будет постоянно дополняться. В следующих версиях я предполагаю, в первую очередь, добавить раздел, посвященный, немузыкальным организациям, имеющим отношение к индустриальной культуре. Также в данной версии уделено совершенно недостаточно внимания влиянию на индустриальную культуру оккультных и эзотерических школ и концепций – в последующих версиях FAQ'а я намерен восполнить этот пробел.

Ну и естественно буду рад любым комментариям, дополнениям, уточнениям и вопросам.

ПРЕДИСТОРИЯ

Конечно индустриальная культура возникла не на ровном месте – у нее было огромное количество предшественников и предтеч, как в нашем веке, так и гораздо раньше. Уже сами предпосылки к возникновению индустриальной культуры заслуживают отдельного разговора. Я бы разделил эти предпосылки на три части: концептуальные или идеологические корни, музыкальные корни, техническая база и непосредственные предшественники.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ КОРНИ

Корни индустриальной идеологии уходят в традиции радикальной литературы и художественных перформансов, которые, в свою очередь, берут свое начало в футуризме, возникшем в начале века. Там же берут свое начало также и индустриальная тактика и методы. Историки искусства XX века в качестве родоначальника перформансов обычно ссылаются на прото-сюрреалистский театр абсурда Альфреда Жари (Alfred Jarry – по некоторым данным, не имя, а коллективный псевдоним) Ubu Roi, действовавший в Париже в 1896 году. Филиппо Маринетти (Filippo Marinetti), чей "Футуристический манифест" был опубликован в 1909 году, подхватил провокационистский жезл в своей пьесе "Roi Bombance", написанной в 1905 году. Жажда провокации стало основой Первого итальянского футуристического движения, а затем была удачно интерпретированна дадаистами и сюрреалистами.

Политика всех трех движений (футуризм, дадаизм и сюрреализм) могла сильно различаться в то время, однако при взгляде из сегодня важными остаются только общие черты. Все три движения были ответами на тогдашние реалии, ответы были разными. Футуризм противопоставлял традиции динамизм, технологию и патриотический милитаризм. Сюрреалистское позитивное видение "прогресса" получило некоторые отклики среди ранних индустриальных музыкантов. Однако, если большинство индустриальных музыкантов (даже такие технофилы как Kraftwerk) имели довольно иронический и циничный взгляд на вклад науки в историю, футуристы себе такого никогда не позволяли – Маринетти праздновал Индустриальную революцию совершенно серьезно и без тени иронии.

Схожесть дадаизма с индустриальной культурой менее двусмысленна. Ярость дадаистов была инспирирована Первой Мировой Войной, как сильнейшим проявлением общественной банальности. Их реакция имела много общего с индустриальным искусством – это была попытка найти эстетику там, где большинство находит только злость. Для дадаистов это означало примитивистскую абстрактную живопись и перформансы в Cabaret Voltaire в Цюрихе, которые включали в себя бессловесную звуковую поэзию.

Вот цитата из "Дадаистского манифеста", написанного Рихардом Хюльзенбеком (Richard Huelsenbeck) в Германии в 1918 году: "Искусство, в его исполнении и направлении, зависит от времени, в которое оно живет, и от артистов и создателей эпохи. Высшим искусством станет то, которое, с полным осознанием контекста, представит тысячи проблем дня, которое будет явно наполнено взрывами прошлой недели, которое постоянно будет пытаться собрать собственные члены после вчерашнего крушения. Лучшими и наиболее экстраординарными артистами станут те, кто ежечасно будут выхватывать лохмотья собственных тел из разъяренных катаракт жизни, кто, с кровоточащими руками и сердцами, будут поститься по уму своего времени".

Индустриальная музыка очень сильно в сегодняшнем дне и, соответствуя описанию Хюльзенбека "высшего искусства", она адресована важнейшим вопросам сегодняшнего дня: социальной отчужденности, иллюзиям, созданным средствами массовой информации и преподносящимся вместо реальности, невозможности морали в культуре, в которой традиционные символы морали потеряли свою силу.

Дадаистская традиция анти-искусства продолжала развиваться в разных формах в течение всего века и первыми, кто подхватил дадаистское знамя стали сюрреалисты, находившиеся с ними (например, через Тристана Тцара – Tristan Tzara) в непосредственном контакте. Кроме дадаизма, сюрреализм питала и французская абсурдистская традиция, идущая от Жарри, Раймонда Русселя (Raymond Roussel), Лотреамона (Lautreamont – он, кстати часто упоминается также и различными индустриалистами, а его герой граф Мальдорор стал одним из ключевых персонажей песен Current 93) и Гийома Аполлинера (Guillaume Apollinaire). Обычно разрыв между дадаизмом и сюрреализмом представляют как результат личной ссоры между Андре Бретоном (Andre Breton) и Тцара, однако некоторые аргументы говорят за то, что этот разрыв явился следствием парадоксальной попытки сюрреалистов рационализировать иррациональное движение, провозглашавшее беспорядок и анархию.

Попытки сюрреалистов показать бессознательное выглядят как стремление достичь аутентичности через примитивизм, ставший основным элементом искусства XX века. Как уже говорилось, развитый ими перформанс стал одним из базовых элементов в индустриальной культуре, однако связь многих индустриальных музыкантов с сюрреализмом выглядит гораздо более непосредственной.

Если сюрреалисты постепенно отбросили дадаистскую провокационистскую тактику, то другие, более поздние движения – нет. Так, в первой половине 60-х в США появилось движение Fluxus, сочетавшее дадаистскую практику розыгрышей с довольно специфической антибуржуазной идеологией. Они хорошо знали свое наследие – к примеру, в 62-м году участник Fluxus японец Нам Джун Пайк (Nam June Paik) провел в Дюссельдорфе акцию под названием "Нео-Дада". Некоторые художники, сотрудничавшие с Флюксом, как, к примеру, Терри Райли (Terry Riley) и Ламонт Янг (LaMonte Young) несколько позже занялись также и музыкой и через популяризаторов типа Брайана Ино (Brian Eno) несомненно оказали влияние и на многих индустриальных музыкантов.

Флюксус был только одним из элементов перформанс-культуры 60-х. Наиболее известными, также, являются "Хеппининги", проводившиеся Алланом Кэпроу (Allan Kaprow) начиная с 59-го и восходившие к нью-йоркским дадаистам в лице Пикабия (Picabia) и Дюшана (Dushamp).

Еще одним движением, несомненно повлиявшим на индустриальную культуру, являются битники с их наркотическими экспериментами, провозглашением сексуальных свобод, социальным эскапизмом и техникой свободного письма. Несколько особняком от остальных битников стоит наиболее выдающийся из них – Уильям Берроуз (William Burroughs), еще в 30-х годах, вместе с Брайаном Гизиным (Bryon Gysin), изобретший литературный метод cut-up, ставший впоследствии прообразом сэмплерной техники. Индустриальные музыканты в полной мере отдали Берроузу дань уважения – Throbbing Gristle в середине 70-х издали на своем лэйбле сборник его ранних звуковых экспериментов, а пригласить его для совместной записи до самой его смерти в 97-м году почитали за честь все, от Coil до Ministry.

В 62-м году в Калифорнии писатель Кен Кизи (Ken Kesey) открывает возможность немедикаментозного использования ЛСД. Он начинает экспериментировать с разнообразными наркотиками и вскоре вокруг него собирается группа, получившая название "Pranksters". Они колесили на автобусе по Америке, снимали фильм о своих похождениях, экспериментировали с совместным воздействием наркотиков, видео, аудио и света и попутно устраивали спонтанные перформансы, вылившиеся в 65-м году в "Кислотные тесты", постепенно захватившие всю Калифорнию и представлявшие из себя масштабные оргиастические действа с использованием звука, видео, света и психоделических препаратов, затягивавшиеся иногда да трех суток (возможно они стали прообразом нынешних рэйвов).

Параллельно с этим традиция перформанса продолжала развиваться и в Европе. В качестве возможных предтеч индустриальной культуры можно назвать Джозефа Бойса (Joseph Beuys) и Германа Нитша (Hermann Nitsch). Работы Бойса часто заключались в создании очень личных медитативных ситуаций. Перформансы Театра Мистических Оргий Нитша были облечены в форму Дионисийских мистерий и включали в себя громкую музыку. Многие другие артисты пытались разрушить табуированные области. Крис Бурден (Chris Burden) во время перформансов резал себя и стрелял себе в руку, Стеларк (Stelarc) и Факир Мусафар (Fakir Musafar) подвешивали себя на крюках, продетых сквозь тело, Марина Абрамович (Marina Abramovic) разрешала зрителям резать бритвами ее одежду и кожу. Целью перформансов было привнести в искусство шаманические и ритуальные элементы и разрушить психологические барьеры.

Здесь мы уже непосредственно подошли к возникновению индустриальной культуры. В одной из таких перформанс-групп The Exploding Galaxy начинал свою деятельность и Дженезис Пи-Орридж (Genesis P-Orridge), ставший затем основателем Throbbing Gristle и крестным отцом индустриальной музыки.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОРНИ

Идея использования шума, как музыкального элемента берет свое начало в манифесте итальянского футуриста Луиджи Руссоло (Luigi Russolo) "Искусство шумов", опубликованном в 1913 году. Сам по себе манифест художника Руссоло был инспирирован работами композитора-футуриста Балилла Прателла (Balilla Pratella), чей "Технический манифест футуристической музыки" (1911 год) содержал следующую фразу: "[Музыка] должна передавать дух масс, огромных промышленных комплексов, поездов, океанских лайнеров, военных флотов, автомобилей и аэропланов. Все это должно присоединять к великой центральной теме поэмы область машин и победную сферу электричества". К сожалению, собственная музыка Прателла была гораздо более консервативная, чем можно предположить по его словам.

Еще за несколько лет до Прателла, более известные классические композиторы начали рассуждать о развитии музыки. В 1907 году Ферруччио Бусони (Ferruccio Busoni) писал в "Наброске к новой музыкальной эстетике": "В каком направлении следует направить следующий шаг? К абстрактному звуку, свободной технике и неограниченному тональному материалу". Бусони также не реализовал этот следующий шаг, однако это сделали Шенберг (Schoenberg), Айвс (Ives) и Коуэлл (Cowell), с 1907 по 1919 годов экспериментировавшие с музыкой, которая путем нарастания атональности быстро перерастает в диссонанс, а также (в случае Коуэлла), с нетрадиционными методами использования старых инструментов.

Отдельно нужно упомянуть и Александра Скрябина, пытавшегося в 20-х годах создать собственный музыкальный строй и эксперементировавшего с взаимодействием звука и света. Индустриальные музыканты, кстати, отдают ему долг уважения – Дженезис Пи-Орридж, к примеру, в разное время записал две крупноформатных вещи, в одной из которых были использованы музыкальные принципы, сформулированные Скрябиным ("Mouth of the knight"), а другая была посвящена его памяти ("Scriabianism").

Тем временем Руссоло начал эксперименты с созданием совершенно новых инструментов. Он создал много шумовых механизмов, таких, как "Свистун", "Взрыватель", "Квакун" и др. – каждый из них был предназначен для извлечения одного типа шума. В ранних перфомансах эти инструменты использовались для создания атмосферы бунта. Чем-то подобным несколько позже, уже в Париже, занимался некоторое время и Игорь Стравинский. Инструменты Руссоло в 30-х годах были разрушены фашистами, их звук можно с трудом представить себе лишь по немногочисленным записям (первая была найдена и издана только в 57-м году) и реконструкциям. Однако наибольшее значение представляет не его музыка, а идеи новой эстетики, изложенные в "Искусстве шумов". Если Бусони предлагал сделать только один шаг по расширению музыкальной свободы, то Руссоло сделал в этом направлении огромный скачок. Руссоло писал: "В XIX веке с изобретением машин был рожден Шум. Сегодня Шум – триумфант и суверенно царствует над чувствованиями людей... Музыкальный звук слишком ограничен вариациями тембров... Мы должны разорвать этот замкнутый круг звуков и завоевать бесконечное разнообразие шумов... Шум, возникающий нерегулярно и беспорядочно из нерегулярного беспорядка жизни, никогда не раскроется перед нами полностью и всегда будет содержать неисчислимое количество сюрпризов.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ INDUSTRIAL

В качестве даты возникновения "индастриала" обычно называется два варианта – 74-й (год оформления собственно музыкального направления) или 76-й (год возникновения самого термина "industrial music"). Я лично больше склоняюсь к первой дате. В 74-м будущие музыканты Throbbing Gristle Дженезис Пи-Орридж и Кози Фанни Тутти (Cosey Fanni Tutti), еще в составе перформанс-группы COUM Transmissions записали саундтрэк к одному из своих перформансов под названием "Throbbing gristle" (в 95-м году эта запись была издана немецким лэйблом Dossier Records уже как альбом группы Throbbing Gristle. Другие два будущих участника Throbbing Gristle Питер Кристоферсон (Peter Christopherson) и Крис Картер (Chris Carter) присоединились к COUM Transmissions несколько позже – Картер в 75-м, а Кристоферсон в 76-м году). В том же 74-м была сделана первая запись еще одной из "главных" индустриальных групп – Cabaret Voltaire.

В 76-м был в Англии музыкантами группы Throbbing Gristle был основан лэйбл Industrial Records и возник термин "industrial music". Вот как это описывает один из основных участников этих событий Дженезис Пи-Орридж: "Это было неизбежным, причиной возникновения этого было время. В слове "industrial" содержится ирония, потому что существует музыкальная индустрия. Кроме того была шутка, которую мы часто использовали в интервью по поводу записей автомобильных шумов – "это слово промышленности". И... до тех пор, пока существовала музыка, основанная на блюзе и рабстве мы думали, что неплохо ее обновить хотя бы до Викторианской эпохи – вы знаете, Промышленная революция. Рок-н-ролл существовал везде на сахарных плантациях Вест-Индии и хлопковых плантациях Америки и мы подумали, что настало время попробовать обновить музыку в соответствии со временем (и это все еще актуально). И слово "industrial" было очень циничным для этого... И нам нравились образы заводов – я имею ввиду, что мы просто думали, что там существует огромная неоткрытая область образа и шума, которая приходит на ум, когда мы думаем "industrial". Монте Казазза (Monte Cazazza) был тем человеком, который придумал лозунг "Индустриальная музыка для индустриальных людей". Одно из ранних названий было "Factory Records", придуманное в связи с названием студии Уорхолла "Factory" и его методом шелкографии, однако мы решили, что это будет слишком очевидно и что Уорхолл все-таки не был достаточно хорош."

Итак, лэйбл Industrial Records, давший начало и название индустриальной культуре был основан, и первой пластинкой, изданной на нем, стала LP Throbbing Gristle "Second Annual Report"

Как явление, "индустриальная музыка" и "индустриальная культура" оформились примерно к 78-79 годам, когда известность Throbbing Gristle и Cabaret Voltaire приобрела достаточно серьезные масштабы. Они перестали быть стилем одной группы и по всему миру начали возникать индустриальные группы и артисты. К примеру, SPK в Австралии, Z'ev и Бойд Райс (Boyd Rice), известный также, как NON, в Америке, Einstuerzende Neubauten и движение "Гениальные дилетанты" в Германии, Merzbow в Японии и т.д.

4. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ "INDUSTRIAL" И "КЛАССИЧЕСКИЙ INDUSTRIAL"?

В литературе, посвященной индустриальной культуре принято называть 5 отличительных признаков этого явления: 1. Организационная автономия; 2. Работа с информацией; 3. Использование электронной и анти-музыки; 4. Использование экстра-музыкальных элементов; 5. Шоковая тактика.

Собственно все эти 5 признаков пошли из вступительной статьи Джона Сэваджа (John Savage) к книге "Industrial culture handbook", изданной в 83-м году и с тех пор считаются незыблемыми. Я остановлюсь на них поподробней.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ АВТОНОМИЯ

Организационная автономия заключалась в создании собственного полностью независимого лэйбла и собственной дистрибьютерской сети. Индустриальная музыка занимала (и продолжает занимать) крайне критическую позицию по отношению к системам власти и контроля. Это отношение легко распространялось и на системы массовой музыкальной индустрии, поэтому отделиться от нее было просто необходимо. Вслед за Industrial Records последовали и другие – в 77-м году так же в Англии была основана Mute Records и по сегодняшний день остающаяся наиболее коммерчески успешной и, по масштабам, вполне сравнимая с мэйджорс. Также до сих пор существуют и умеренно процветают, основанные примерно в то же время, Play It Again Sam (Бельгия) и United Dairies (Англия).

Однако в создании собственного лэйбла не было ничего принципиально нового. К тому времени уже существовали независимые лэйблы, ориентированные на джаз, регги, "world music", "progressive" (наиболее известный пример – Virgin) и импровизационную музыку. Существовали даже номинально независимые лэйблы, ориентированные на мэйнстрим – к примеру, Island. Единственным принципиальным отличием Industrial Records от предшественников стало то, что они первыми среди "независимых" стали выпускать и распространять, кроме пластинок и кассет, еще и музыкальные видео. Вскоре свой собственный видео-лэйбл Doublevision основали и Cabaret Voltaire.

Однако важность создания собственных лэйблов и, в первую очередь, Industrial Records, заключается в том, что эти образования сосредоточили вокруг себя новых артистов и стали аккумуляторами новой культуры.

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

В то время выражение "информационная война" обозначало, что идет борьба за контроль не над территорией, а над коммуникациями. Несмотря на ограниченные возможности, Throbbing Gristle и Cabaret Voltaire расширили так далеко, как только возможно, предписания Берроуза о контроле над популярными средствами массовой информации. Кроме непрерывных (и иногда удачных) попыток манипулировать уже существующими СМИ, Throbbing Gristle начали издавать собственный периодический бюллютень "Industrial news", в котором печатались, как описания различных способов и техник контроля, так и обычные новости. Французский журнал "Sordide Sentimental" печатал, как материалы посвященные непосредственно "индастриалу", так и родственным элементам в самых разных областях культуры. Конечно все эти проекты имели распространение в довольно узком кругу и не могли соперничать с крупными СМИ, однако желающий услышать – услышит. Система информационного контроля хотя бы в одном месте была разрушена, появились альтернативные источники информации. В 83-м году Psychic TV и Cabaret Voltaire пытались создать собственные телевидения, эти попытки не увенчались успехом, однако им удалось сделать несколько крупных передач на британском и испанском телевидениях (время независимых телестанций наступило в конце 80-х; из наиболее удачных экспериментов можно назвать голландское "Pirate TV" и основанную в 91-м телестанцию NSK). Через несколько лет появление Интернета дало новый импульс деятельности в этом направлении – если сейчас посмотреть на любой крупный сайт, посвященный индустриальной культуры, то можно обнаружить, что там уделяется много внимания не только собственно музыке, но и другим сферам культуры, политики и экономики, а также конспирологии, оккультным наукам, тем же системам контроля и т.д.

ШОКОВАЯ ТАКТИКА

Группы типа Throbbing Gristle, S.P.K. и Cabaret Voltaire видели общество, как нечто слишком испорченное, чтобы его можно было исправить методами традиционной политики. Поэтому использовалась тактика шоковой терапии. Их тексты и музыка были полны наиболее аморальных проявлений жизни и являлись своеобразным каталогом ужасов современного мира, без каких-то попыток дать какой-нибудь комментарий. Нацизм, ядерная война, серийные убийцы, сатанизм – вот краткий перечень интересов большинства индустриальных артистов.

В 80-х музыканты югославской группы Laibach назвали свою тактику "ретрогардизмом". Основываясь на работах Фрейда и Юнга, они разработали метод излечения социума от болезней путем повторного переживания тех драматических событий, в результате которых эти болезни сформировались (кстати, до Laibach этот метод применительно к личности, начали использовать в психоанализе и ЛСД-терапии). Laibach устраивали театрализованные концерты на тему истории Югославии и сформировали собственный неповторимый стиль, включавший в себя советскую и нацистскую символику.

Шоковые методы давали положительные результаты – часто во время перформансов артистам удавалось пробудить в зрителях агрессию, т.е. спровоцировать их на какие-то действия и, возможно, хотя бы на время заставить выйти из под контроля. Throbbing Gristle и Cabaret Voltaire неоднократно приходилось прекращать свои выступления из-за проявлений насилия по отношению к ним со стороны публики. Бойд Райс во время выступлений обычно находился в железной клетке и выступления доводил до конца, хотя зрители иногда пытались ломать аппаратуру, а один раз кто-то из зрителей попал ему в лоб кружкой с пивом. В коммунистической Югославии концерты Laibach постоянно запрещались и первое время им приходилось каждый концерт устраивать под разными названиями. Они даже вынуждены были из-за преследований покинуть страну на три года. В 85-м году диктор официального телевидения заявил в эфире, что таких людей, как Laibach, необходимо убивать. Возможно это совпадение, но Словения, в которой действовали Laibach и в которой к концу 80-х они и их последователи, сформировавшие движение Neu Slovenische Kunst (NSK), получили широкую известность, стала, наравне с Македонией, республикой, мирно отделившейся от Югославии и не принимавшей участие в гражданской войне.

Конечно, интерес к "антисоциальным" темам со стороны индустриальных артистов был вызван не только желанием показать аморальные стороны жизни. Они разрушали современный болезненный социум и внимательно изучали все, что можно было бы взять на вооружение, а также с помощью чего можно было бы лучше понять механизмы этого социума.

4.6. "КЛАССИЧЕСКИЙ INDUSTRIAL"

В 70-х "industrial" не существовал, как музыкальный стиль. Все тогдашние индустриальные группы развивали собственное музыкальное направление, из некоторых этих направлений впоследствии развились музыкальные стили, сейчас составляющие "industrial". Принадлежность к индустриальной культуре определялась не игрой в определенном музыкальном стиле, это был своего рода клуб или движение артистов (по аналогии с сюрреалистами или дадаистами начала века), объединенных на идеологической почве (хотя также можно говорить и об эстетической близости). Из-за этого среди некоторых западных исследователей (к примеру Peter Werner <[email protected]> или Greg Clow <[email protected]> распространена позиция (придерживаюсь ее и я), что оригинальный, "настоящий" "industrial" включал в себя ограниченное и довольно небольшое количество групп и артистов и прекратил свое существование с распадом первой индустриальной группы Throbbing Gristle (об этом подробней немного позже). Все, что дальше – "пост-индастриал". Поэтому и раньше и дальше в тексте под словом "industrial" я подразумеваю именно "классический индастриал", а современные пост-индустриальные стили называю их собственными именами.

29 мая 81-го года в Сан-Франциско состоялся последний концерт "индустриальной группы #1" Throbbing Gristle. Журналистам был разослан пресс-релиз, в котором говорилось, что "миссия окончена", индустриальная эра подходит к концу, наступает пост-индустриальная эпоха и время менять стратегию. Из осколков Throbbing Gristle образовалось две новые группы. Крис Картер и Кози Фанни Тутти основали собственный проект Chris & Cosey и занялись "техно" и "synth-pop'ом" (и под названием Creative Technology Institute (CTI) – "эмбиентом"), а Дженезис Пи-Орридж и Питер Кристоферсон, при участии еще нескольких музыкантов – Psychic TV и псевдо– или даже анти-религиозную секту Thee Temple Ov Psychic Youth (Храм Душевной Юности – возможно здесь также существует и некоторая параллель с "гитлерюгендом", который по английски называется:, как "Hitler Youth"). Вскоре из Psychic TV выделились группы 23 Skidoo, постепенно трансформировавшаяся в Dogs Blood Order, а затем в Current 93 и Zos Kia, с приходом Питера Кристоферсона трансформировавшаяся в Coil. В 82-м году Cabaret Voltaire покинул один из трех участников проекта Крис Уотсон (Chris Watson), создавший через несколько лет собственный проект The Hafler Trio, ориентированный на "конкретную музыку". После его ухода Cabaret Voltaire также переориентировались на эксперименты в области техно-музыки. И наконец в 83-м году SPK издали манифест "Пост-индустриальная стратегия", в котором говорилось: "Прошло несколько десятилетий, в течение которых наиболее точное название для западной культуры – "индустриальная". Начиная с потребительского кризиса 30-х, мы изменились и превратились в социальную структуру, в которой доминирующим является не производство, а воспроизводство, не эквивалентность, а замена, не товар, а модель. Мы живем в пост-индустриальном мире. Нет больше мира, в котором весь труд поддается взаимозамене и теряет свою исключительность, а есть мир, в котором труд и досуг неразделимо переплетаются. Нет купли и продажи культуры, но все культуры симулируют друг друга."

Кто же составлял "классический индастриал"? Принято составлять этот список из трех групп. Первая состоит из артистов, записывавшихся на лэйбле Industrial Records, вот они: Throbbing Gristle, Cabaret Voltaire, Leather Nun, Monte Gazazza, Clock DVA, SPK, Elizabeth Welsh, Thomas Leer, Robert Rental, Dorothy. Вторая группа это артисты, упомянутые в книге "Industrial culture handbook", изданной в 83-м году и считающейся классическим трудом на эту тему. В этой книге упоминается и часть артистов, входящих в первую группу, но к ним добавляются еще следующие: Rhytm & Noise, Boyd Rice, Z'ev и Johanna Went. И третья группа, хуже всего поддающаяся учету – те артисты из нового индустриального поколения, которые застали "классический индастриал" и как бы успели легитимизироваться. Видимо неполный список этих артистов таков: Einstuerzende Neubauten, Laibach, Whitehouse, Test Dept, AMM, Fad Gadget, Hula, Daniel Miller, Nurse With Wound, Merzbow.

PERCUSSION INDUSTRIAL

Как и явствует из названия, в основе этого стиля лежит игра на перкуссионных инструментах. В качестве таковых обычно используются нетрадиционные немузыкальные предметы от пустых железных бочек и тележек из супермаркета до сложных металлоконструкций собственного изготовления. Элементы этого стиля присутствуют у многих индустриальных групп, однако в чистом виде встречается достаточно редко.

Что послушать: Z'ev "Salts Of Heavy Metals", "Production & Decay Of Spatial Relations", "F.F.F.", Einstuerzende Neubauten "Kollaps", "Halber Mench", "Haus Der Luege", Test Dept. "The Unacceptable Face Of Freedom", "Brith Gof: Gododdin", Les Tambours Du Bronx "Ca Sonne Pas Beau Un Bidon ?!?".

IMPROVE INDUSTRIAL

"Импровизационный индастриал". Соответственно базируется на свободной импровизации. Берет свое начало из экспериментов Throbbing Gristle и AMM. Так же, как и предыдущий присутствует у многих групп, однако в чистом виде встречается довольно редко.

Что послушать: все концертные записи Throbbing Gristle ("Heathen Earth", "Funeral In Berlin", "Funk Beyond Jazz", "Mission Of Dead Souls", "Once Upon A Time...", "Special Treatment", "Thee Psychic Sacriface" и др.), AMM "To Hear And Back Again", "Generative Themes", "The Inexhaustible Document" и все альбомы Borbetomagus.

AMBIENT

По легенде "эмбиэнт" изобрел Брайан Ино – он лежал в больнице и, вслушиваясь от скуки в уличные звуки, уловил организацию в этом, на первый взгляд хаотичном, шуме. Основными отличительными признаками "эмбиэнта" являются отсутствие четкой мелодии и ритма (особенно барабанного – вместо ритма может присутствовать некая внутренняя пульсация) и атмосферное, прозрачное и обволакивающее звучание. "Эмбиэнт" выходит за пределы "индастриала", его элементы присутствуют во многих современных музыкальных стилях (к примеру, неиндустриальный электронный "эмбиэнт" сейчас представлен продукцией такого лэйбла, как Fax Records, а гитарный "эмбиент" у таких музыкантов, как Sonic Youth, Glen Branka, Michael Brook, Death Kube K). Индустриальный "эмбиэнт" характерен наличием элементов "конкретной музыки", более урбанистическим звучанием, присутствием машинных шумов, возможно гонгов и перкуссии, а также, иногда, дисторшированного вокала. Также выделяют "dark ambient", характерный минорным, более мрачным и готическим, а часто и более грязным звучанием и "isolationism" – популяризованный британским журналом "The Wire" и компиляции лэйбла Virgin "Ambient 4: Isolationism" этот термин отчасти является просто новым названием для индустриального эмбиента, однако также включает в себя некоторые работы современных пост-техно музыкантов, таких, как Aphex Twin и Autechre.

Что послушать: "классический эмбиент" – Brian Eno "Music For Airoports", "Ambient 4: On Land", "Apollo: Atmospheres And Soundtracks", Harold Budd & Brian Eno "Plateux of Mirror: Ambient 2", "The Pearl", Harold Budd "Lovely Thunder", "The White Arcades – Opal", Sand "Ultrasonic Seraphim"; "индустриальный эмбиент" – Throbbing Gristle "20 Jazz Funk Greats", "In The Shadow Of The Sun", "Journey Through A Body", Alan Lamb "Primal Image", CTI "Metaphysical", Arecibo "Trans-Plutonian Transmissions", Noctural Emissions "Mouth Of Babes", Coil "How To Destroy Angels", Thomas Koner "Permafrost"; "dark ambient" – Zone "Bone Of Fire", "The Divine Simplicity", Deutsch Nepal "Benevolence", Raison d'Etre "Within The Depth Of Silence And Phormations", Lustmord "Heresy"; "isolationism" – Aphex Twin "Selected Ambient Works. Vol.2", Autechre "Amber", "Tri Repetae", Sabres Of Paradise "Sabresonic 2", Speedy J "Energy #1"

NOISE

Часто встречается мнение, что "нойз" это практически тоже самое, что и "dark ambient" и это, наверное, правильно. Также, как и "эмбиэнт", "pure noise", характерен отсутствием четко выраженных мелодии и ритма, однако отличается большей тяжестью и мрачностью звучания и, как правило, очень грязным звуком. Для "нойза" характерны индустриальные шумы и игра на случайных совпадениях звуков. Также выделяют такие направления, как "rhythm & noise" (также иногда употребляется термин "power electronics"), т.е. ритмический "нойз" (Master/Slave Relationship, Hunting Lodge, Esplendor Geometrico, P.A.L., Blackhouse, Allerseelen) и "japanoise" (Aube, Merzbow, Masonna), т.е. "японский нойз", наиболее радикальная форма "нойза", композиции в которой, как правило, представляют из себя однотоновые агрессивные шумы.

Что послушать: все альбомы NON, Bruce Gilbert, Merzbow, Aube, Whitehouse "Halogen CD", SPK "Information Overload Unit", "Letchenschrei", "Auto Da Fe", Alleerseelen "Requiem", "Autdaruta", "Sturmlieder", Dome "Dome 1&2", "Dome 3&4"

MUSIQUE CONCRETE

Музыка, основанная на сочетании "найденных" немузыкальных звуков. Используются индустриальные шумы, звуки природы, уличные шумы, случайно записанные разговоры и т.д. История этого направления подробно описана в разделе "Предистория". В отличии от основателей направления, современные музыканты часто используют наравне с записями и сэмплами также и обычные музыкальные инструменты.

Что послушать: сборник "A Bead To A Small Mouth" (by Baroni Records), The Hafler Trio "Bang! – An Open Letter", "A Thirsty Fish", "Muriologue", Zoviet France "Eostre", "Collusion", Nurse With Wound "The Sister Of Phataphysics", "The Ladie Home Tickler", "Rock-n-roll Station", Noctural Emissions "The Mouth Of Babes", "Befehlsnotsland", "Songs Of Love And Revolution", "The World Is My Womb", "Stoneface", "Invocation Of The Beast Gods"

ELECTRONIC BODY MUSIC (EBM)

Наиболее известное и популярное сейчас направление в пост-индустриальной музыке. Термин был придуман музыкантами группы Front 242. Представляет из себя жесткую электронную музыку с танцевальным или маршевым ритмом и простой зацикленной мелодией. Возникло из экспериментов с "диско" Cabaret Voltaire и Clock DVA и "техно-панка". В США термин EBM практически не известен и вместо него, а также вместо "aggro-industrial", там распространен термин "electro-industrial" или даже просто "electro" (не путать с европейским "electro", которым в Европе принято называть один из стилей техно-музыки)..

Что пос<

Наши рекомендации