Таким образом, изучение и использование на уроках музыки основ различных видов арт-терапии является важным фактором повышения психолого–педагогической эффективности курса «МУЗЫКА».

Литература

1. Ветлугина Н.А., А.В.Кенеман. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учебное пособие для педагогических институтов. – М., 1983.

2. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб, 1996.

3. Готсдинер Л.А. Музыкальная психология. – М., 1993.

4. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. - М., 1985.

5. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. Заведений -- М. : Academia, 2001. - 246 c. - (Пед. образование)

6. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М., 1976.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЕМА 5. МУЗЫКА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Сущность музыкального восприятия

Понятие "музыкального восприятия" трактуется в литературе с разных позиций. В целом восприятие музыки можно определить и как:

- активный внутренний процесс постижения музыкального образа, единство эмоционального и осознанного;

- способность переживать настроения и чувства, выражаемые композитором и получать от этого эстетическое удовольствие,

- диалог с помощью музыкальной речи между слушателем, исполнителем и композитором.

К основным компонентам музыкального восприятия относятся: эмоциональная отзывчивость на музыку,

- музыкальный слух,

- музыкальное мышление,

- музыкальная память,

- целостность восприятия,

- осознание и осмысленность,

- опыт прослушивания музыкальных произведений.

Чтобы понять содержание произведения необходимо научиться интонационно мыслить. По словам В.В. Медушевского интонационно мыслить – "значит слышать жизнь в звуках, сквозь обобщенную интонацию лирического героя ощущать его душу, смотреть на мир его глазами". В искусствознании и эстетике такой процесс называется "перенесением".

При восприятии музыки важен момент осознания услышанного, понимания-прозрения. Осознавая эмоции, человек обогащается новыми для него переживаниями, открывает неизвестные до сих пор чувства, обнаруживает в себе способность понимать, сопереживать и сочувствовать людям.

Развить музыкальное восприятие – это, значит, научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемые композитором при помощи игры звуков, специальным образом организованных. Это, значит, включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам, выраженным на языке невербальной коммуникации. Это означает также и понимание того, при помощи каких средств художник-музыкант – композитор, исполнитель достигают данного эстетического эффекта воздействия.

Развитие музыкального восприятия необходимо осуществлять в процессе всех видов музыкально-учебной деятельности школьников на уроке музыки.

К таковым относятся:

- слушание музыки,

- хоровое и ансамблевое пение,

- игра на музыкальных инструментах,

- пластическое интонирование,

- сочинение и импровизация,

- театрализация,

- ритмодекламация.

Особенности музыкального восприятия дошкольников и младших школьников

У младших школьников преобладает сенсомоторный характер музыкального восприятия. Музыка в подвижном темпе вызывает положительные эмоции. Она наиболее близка ребенку, так как предоставляет ему возможность выразить свои впечатления в музыке.

В психолого-педагогической литературе выделяют следующие особенности восприятия младших школьников:

При восприятии и оценке музыки у младших школьников преобладают зрительные представления. Слабо развито эстетическое чувство и абстрактное мышление, а присущ конкретный, наглядно-образный характер мышления, тесно связанный с их жизненным опытом. Поэтому их привлекают произведения, которые отличаются яркостью и конкретностью образов, гибкостью ритмов, простотой музыкальной формы.

Детям младшей школы присуща целостность и эмоциональность при восприятии. Им трудно выделять различные музыкальные образы. Для детей характерны нерасчлененность восприятия. Дети хорошо воспринимают общий характер произведения, но часто не замечают его индивидуальных особенностей. Произведение воспринимается ими как внешний раздражитель положительных эмоций, приятных воспоминаний о жизненных впечатлениях. Для детей данного возраста характерно непроизвольное внимание, что требует его активизации путем переключения с одного вида музыкальной деятельности на другой.

Объем слухового внимания у детей ограничен. Это следует учитывать при прослушивании музыкальных произведений. Так, для детей 1-2 классов объем слухового внимания колеблется от 1 до 1,5 минут. 3 класса – 3 минуты, 4 класса – 4-5 минут.

Наши рекомендации