Ансамблевая и общехоровая работа в студенческом любительском смешанном хоре.
Коллективная работа предъявляет свои требования перед участниками хора и руководителем. В совместной репетиционной деятельности певцам предстоит овладеть некоторыми навыками, применяющимися в ансамблевой и общехоровой работе. Руководитель хора, в свою очередь, должен проявить в полной мере свои организаторские качества, суметь воплотить свои творческие намерения в общехоровой работе.
Помимо того, чтобы просто научиться петь, новоиспеченный певец хора также должен овладеть навыками ансамблирования. Суть его заключается в умении приспособиться, найти «своё место» в общей звучности, быть подчинённым общему художественному замыслу. Работа в коллективе для певца имеет несколько иную направленность, нежели сольное пение. При индивидуальной вокальной работе он привыкает прислушиваться к своим ощущениям, слушать свой голос, применять разную силу звука, опираясь на личный динамический диапазон. В ансамбле он должен учитывать, что все исполнительские задачи теперь ставятся не только перед одним певцом, но перед группой певцов.
Ансамблевая работа может выражаться в репетиционных занятиях с отдельными партиями, по группам (только мужской, либо только женский хор, партии верхних голосов – тенор, сопрано, - либо партии нижних голосов – бас, альт), также на индивидуальных занятиях с «новичками» по 2-3 и более человек.
В ансамблевой работе с отдельно взятой партией важно уделить внимание слитности голосов внутри одной партии. Какая-либо группа инструментов оркестра (скрипки, флейты, тромбоны) даже при наличии различий в качестве инструментов имеют максимально приближенные схожие тембры. В хоре же внутри одной партии певческие голоса могут иметь существенные различия. Они могут отличаться силой звучания, краской тембра, диапазоном, певческой манерой. Задача хормейстера при этом объединить это разрозненное звучание в единую, слитную звучность. [8, с.40]
В работе с любительским хором крайне важен высокохудожественный показ хормейстера. Нередко певцы не могут уловить нужный тон, или звуковысотность при показе на инструменте (в нашем случае - фортепиано), но способны живо среагировать на показ голосом. Следовательно, хормейстер, или вокальный педагог должен обладать хорошими певческими данными и уметь правильно указать способ звукоизвлечения и певческую манеру, соответствующие той или иной художественной задаче.
В работе с несколькими партиями (также при работе с divisi внутри партии) певцам важно научиться прислушиваться не только к соседям по партии, но и к другому голосу, другой мелодической линии. Именно в работе с двумя и более голосами наиболее интенсивно развивается полифоническоеслышание певцов. Если в работе с одной партией важен унисон и сама мелодическая линия, или горизонталь, то в работе с несколькими партиями появляется потребность выстроить вертикаль, то есть голоса в их гармоническом сочетании. Здесь хормейстеру важно обратить внимание на интонационную точность интервалов и аккордов, возникающих при многоголосии.
В любительском коллективе полезной будет и ансамблевая работа с малыми составами. Самое важное, что для самих любителей это может быть не менее интересно, чем полезно. В подобной работе певцы научатся увереннее держать свою партию, ясно слыша соседние голоса. Также это поможет стимулировать активность каждого певца.
В хоре, окруженный певцами-корифеями своей партии, «новичок» может чувствовать себя маловажной частью коллектива. Он излишне аккуратен, боязливо подает звук, безынициативен в коллективной работе. На первом этапе это даже хорошо. Каждый певец должен пережить некий этап «вливания» в строй. Но наша задача в том, чтобы «новичок» как можно быстрее стал полноценной частью хорового инструмента. В ходе ансамблевой работы начинающий певец учится выполнять художественные задачи не один, а в коллективе, «чувствовать плечо товарища», работать не просто качественно, но дружно и слаженно.
Работа со смешанным хором - важнейшая ступень в репетиционной работе коллектива. Именно в общехоровой работе формируется представление о конечном звучании разучиваемого произведения. Если в ансамблевой работе хормейстер добивается от певцов слитного звучания унисона внутри одной партии, либо ансамбля группы голосов, то в смешанном хоре требуется соразмерная динамика и слитное по тембру звучание всех партий сразу.
Как в ансамблевой, так и в общехоровой работе важное значение имеет работа над хоровым ансамблем. В работе над хоровыми произведениями важно, чтобы каждый певец мог уравновешивать силу своего голоса с другими певцами, прислушиваться к другим партиям, верно соотносить метроритмический рисунок и находиться в едином пульсе с ними, придерживаться единых правил артикуляции, чтобы добиться дикционной слитности. Таким образом, мы можем выделить несколько видов ансамбля: дикционный, интонационный, тембровый, динамический, метроритмический [8, с. 60].
Для достижения дикционного или артикуляционного ансамбля важно единоманерное произношение гласных и одновременное произношение согласных звуков, так называемое эквиритмическое произношение текста. Во многом единовременное произношение слов будет зависеть от точности дирижерской техники хормейстера.
Дикционный ансамбль во многом перекликается с метроритмическим (или темпоритмическим). Организация текста и музыкальной ткани произведения во времени, строгость ритмической пульсации, точность дирижерского жеста в темповых изменениях - те задачи, которые стоят перед хормейстером в достижении метроритмического ансамбля. Здесь также важно наладить единую атаку звука в хоре, так как от нее зависит точность звуков во времени.
Динамический ансамбль предполагает соотношение динамики между певцами одной партии, или всего хора в целом. Здесь встает вопрос о естественном и искусственном ансамбле. Если же в каждой партии хора примерно одинаковое количество певцов, ансамбль хора будет считаться естественным, если же какая-то группа голосов преобладает в количественном отношении (чаще всего женский хор) - это искусственный ансамбль. Для соразмеренного звучания хора в искусственном ансамбле в динамическом отношении выдвигается вперед та группа, которая насчитывает меньшее количество голосов.
Тембровый ансамбль - один из самых труднодостигаемых видов хорового ансамбля. Приблизить тембровое звучание голосов в любительском хоре бывает вдвойне трудно в связи с различной вокальной подготовкой певцов. В работе над тембровой слитностью важен показ хормейстера, который укажет на нужную краску и тип звукоизвлечения.
Интонационный ансамбль во многом перекликается с хоровым строем. В любительском коллективе чистота строя зачастую не может быть налажена лишь слуховой работой самих певцов, следовательно, это задача ложится на плечи хормейстера.
Для того, чтобы выстроить стройный аккорд, изначально должен быть выстроен унисон внутри каждой партии. Качество этих унисонов определяет качество хорового ансамбля. Этот этап, обычно, должен быть пройден на разводных репетициях по группам или по партиям.
Для продуктивности работы над хоровым строем важно знать его специфику. Существует два вида строя: темперированный и строй a cappella. Темперированный строй будет применяться в произведениях с сопровождением, строй a cappella, соответственно, в произведениях без него. У акапельного строя есть свои особенности. Он строится на ладогармонических тяготениях и акустических закономерностях. Чистые интервалы (прима, кварта, квинта, октава) имеют устойчивую природу и менее всего зависят от особенностей лада. Большие интервалы интонируются шире, малые имеют тенденцию к сужению. Также важно обратить внимание на внутриладовые тяготения и образующиеся устойчивые и неустойчивые ступени лада [9, с. 229]. Все эти закономерности хормейстер должен уметь применять в репетиционной работе и верными указаниями приводить хор к стройному звучанию и чистому интонированию.
Хорошим репетиционным приемом в работе над хоровыми произведениями может послужить так называемая «приостановка» отдельных созвучий. Из произведения вычленяется отдельный эпизод, затем отдельные созвучия, в которых могут возникнуть некоторые интонационные погрешности. Хормейстер предлагает хору спеть выбранный эпизод, затем жестом приостанавливает исполнение на определенном созвучии и предлагает хору прислушаться к звучанию. При необходимости можно также жестом указать отдельной партии на погрешность, показывая верное направление (вверх или вниз), в зависимости от того, куда «поползла» интонация.
В общехоровой работе важен навык цепногодыхания. Он дает возможность добиться длинного тянущегося звука и необычайной широты фразировки, которые невозможно воплотить в сольном пении.
Цепное дыхание достигается путем поочередной смены дыхания певцов на непрерывно тянущемся звуке. Каждый участник хора в свою очередь должен перехватывать дыхание только тогда, когда его сосед уверенно держит звук. При протяжке звука не стоит дожидаться полного расхода дыхания, а лучше перестать петь раньше и заново мягко войти в общую звучность. Это сделает цепное дыхание ровным, без заметных "швов" в музыкальном полотне.
Следует отметить такую особенность ансамблевой и общехоровой работы, как наличие дирижера. Певцы хора в данном случае являются не только исполнителями, но и инструментом дирижера. Как уже говорилось ранее, любительский хор способен отражать в своем исполнении тончайшие изменения в дирижерском жесте. Если дирижер зажат, то звучание хора будет крикливым и форсированным [9, с. 273]. Вялоедирижирование, лишенное внутренней экспрессии, приведет к инертному и дряблому звучанию.
В ходе репетиционной работы певцы хора должны научиться понимать намерения дирижера, освоить навык пения «по руке». Им следует разъяснить, что вступления и снятия, темповые и динамические изменения – все это диктует дирижерский жест.
Руководитель, в свою очередь, должен быть требователен к себе, совершенствоваться в дирижерской технике.