Формирование и развитие вокально-хоровых навыков в студенческом любительском смешанном хоре

Ганиуллина АдиляИлфаковна

Формирование и развитие вокально-хоровых навыков в студенческом любительском смешанном хоре

Выпускная теоретическая работа

Научный руководитель:

кандидат искусствоведения, старший преподаватель

Нагорнова А.М.

Подпись______________

Педагог консультант:

доцент Данилова Э.Е.

Подпись______________

Рецензент:

профессор Лукьянов В.Г.

Подпись______________

«Допускается к защите»

Зав. Кафедрой ДХФ

профессор Лукьянов В.Г.

Подпись ________ «____» __________ 2017 г.

Казань 2017

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

I глава.1.1Некоторые особенности работы со студенческим любительским хором…………………………………………………………………………….. 5

1.2. Основные вокально-хоровые навыки……………………………………...10

II глава.2.1. Индивидуальная вокальная работа с певцами-любителями…..22

2.2. Ансамблевая и общехоровая работа в студенческом любительском хоре. …………………………………………………………………………………….28

2.3. Вокальные упражнения с краткими пояснениями………………………..34

Заключение……………………………………………………………………….43

Список используемой литературы……………………………………………...45

Введение

Хоровое пение – есть вид искусства, довольно распространенный и древний. В фольклоре многих народов присутствуют хоровые обрядовые песни, большая часть христианской духовной музыкальной культуры связана с хоровым пением. Еще в эпоху античности хор был неотъемлемой частью первых театральных представлений. И по сей день хоровое искусство является важнейшей составляющей музыкальной жизни.

Сейчас традиция любительскогомузицирования, связанного именно с академической музыкой, широко распространенная на Западе, приобретает большую популярность и в нашей стране. Любительские хоровые коллективы сейчас чаще всего образуются при средне-специальных и высших учебных заведениях, храмах и воскресных школах. К жизни возвращается утратившая некогда свое значение традиция создания студенческих хоров.

Деятельность любительского хорового коллектива имеет довольно широкий охват. Это организация репетиционной деятельности, взаимоотношения руководителя и коллектива, сложившиеся традиции, эстетико-воспитательная работа в коллективе, концертно-исполнительская деятельность. В данной работе мы рассмотрим лишь небольшую часть этого явления, а именно методы формирования и развития вокально-хоровых навыков в любительском смешанном хоре.

Актуальность работы продиктована особенностью специфики работы с певцами-любителями; а также личной хормейстерской практикой в любительском студенческом хоровом коллективе, а именно, НК Хоровой капелле имени Л. Е. Усцова Казанского Федерального университета. Считаем целесообразным назвать конкретный хоровой коллектив, так как практическая часть в большей степени будет основываться на личном хормейстерском опыте.

В нашей работе мы будем опираться на некоторые методические труды, направленные на освещение работы непосредственно с самодеятельным хором (С. Попов, Г. Терацуянц, В. Леванов.С. Казачков) В рассмотрении вокальных навыков нам помогут труды Л. Дмитриева, В. Емельянова.

Опираясь на существующие методики, в данной работе мы рассмотрим формирование начальных певческих навыков в индивидуальной работе с певцами-любителями, а также применение и развитие приобретенных навыков в дальнейшем в ходе ансамблевой и общехоровой работы.

Нашей целью является выявление особенностей вокально-хоровой работы в любительском хоровом коллективе.

Достижению этой цели поспособствуют поставленные задачи:

• оценить востребованность любительского музицирования и его место в общественной жизни;

• рассмотреть и проанализировать существующие методики развития вокальных и ансамблевых навыков;

• выявить специфические особенности вокально-хоровой работы с певцами-любителями;

• представить комплекс упражнений, способствующих развитию вокально–хоровых навыков.

Работа имеет практическую ценность, поскольку выводы, полученные в процессе исследования, могут быть использованы хормейстерами при работе с любительскими коллективами.

Структура работы:

Введение, I глава, содержащая два параграфа, II глава, содержащая 3 параграфа, заключение, список использованной литературы.

F sub. p sub. fsub.p

В работе над динамикой, как в упражнениях, так и в художественных произведениях, хор должен естественно привыкать к руке дирижера и уметь «прочитывать» его намерения, касающиеся динамических изменений.

Певческая атака – одно из важнейших выразительных средств в хоровом исполнительстве. От того, каким способом спет тот или иной звук, та или иная музыкальная фраза, зависит качество самого звука, эмоциональный, а иногда и смысловой окрас.

В академическом пении применимы три вида певческой атаки: твердая, мягкая и смешанная [9, c. 202]. При твердой атаке дыхание берется быстро и с задержкой. При звукообразовании выполняется небольшой толчок дыханием, звук возникает точно вовремя. При мягкой атаке дыхание берется неторопливо, задержка его практически отсутствует. Воздух подается мягко, звук при этом образуется подобно касанию смычка о струну. При смешанной атаке звука дыхание берется подобно твердой атаке, но выдох совершается плавно. При этом звук образуется более плотный, нежели при мягкой атаке.

В работе над твердой атакой важно следить, чтобы она не вызвала у певцов крикливость. Если хор переходит на крик, лучше больше поработать над мягкой атакой. Если же он поёт вялым, бездыханным звуком, целесообразней больше давать упражнения на твердую атаку. [9, c. 203]

Также следует назвать придыхательную атаку звука, которая не применима в академическом пении, но может быть использована на первых занятиях как подход к нужномузвукоизвлечению. Такой метод применим на начальном этапе занятий с певцами с зажатым голосовым аппаратом. Придыхательная атака звука способствует свободной подаче дыхания и освобождению гортани. В дальнейших занятиях целесообразно отказаться от использования данного вида атаки. [4, c. 219]

В общехоровой работе невозможно достичь единства общего звучания без единой певческой атаки. Своевременное вступление, динамика и штрихи – все они зависят от единой верной певческой атаки певцов. Развитию навыка владения различной певческой атакой способствуют верно выбранные упражнения. К примеру, в выработке твердой атаки помогут упражнения на стаккато (примеры). Работать над ними следует в хорошем темпе, выдерживая одинаковые паузы между повторами для активизации дыхания. Для мягкой атаки подойдут упражнения на легато в спокойном размеренном темпе (примеры 1, 2, 11)

Хор – инструмент, не имеющий темперированного строя. Поэтому можно сказать, что дирижер или хормейстер является настройщиком хорового инструмента [8, с. 141]. В связи с этим следует отметить важное значение развития слуховых навыков в любительском хоре.

Музыкальным слухом в большей или меньшей степени обладают почти все люди. Как утверждал знаменитый пианист и педагог А. Б. Гольденвейзер, «абсолютно немузыкальные люди встречаются крайне редко [16, с. 162]. Нередко встречаются певцы-любители с отличным природным слухом и чистой интонацией. Есть те, кто обладает хорошим внутренним слухом, но координация между слухом и голосом у них нарушена, следовательно, у них есть проблемы с интонацией. Однако при наличии развитого внутреннего слуха они могут слышать неточности в интонации и с помощью педагога развивать лучшую координацию между слухом голосом. Есть певцы, наоборот, с развитым голосом, хорошей вокальной подачей, но не обладающие развитым музыкальным слухом и не способные слышать неточностей интонации.

Наши слуховые ощущения довольно многогранны. Мы можем различать на слух уровень громкости, высоту звука, природу его возникновения, разные тембры человеческих голосов. Музыкальный слух также обладает своими особенностями и сторонами восприятия, и делится на различные виды. Рассмотрим кратко каждый из них:

Звуковысотный слух – способность на слух различать разную высоту звуков.

Мелодический слух – способность слышать характер движения мелодии (ее движение вниз или вверх, плавность или скачкообразность)

Гармонический слух – способность улавливать краски различных созвучий

Ладовый слух – способность слышать ладовые тяготения (устойчивые и неустойчивые ступени), окрас самого лада (мажор или минор).

Метроритмический слух - перекликается с понятием «чувство ритма». Это способность слышать соотношение коротких и длинных звуков, различную их протяженность, слышать музыку во времени.

Тембральный слух – способность различать на слух различные тембры и краски голосов или музыкальных инструментов.

Полифонический слух – способность к восприятию двух или более одновременно звучащих разных мелодических линий или голосов.

Также не стоит недооценивать роль внутреннего слуха – способности представлять звучание, не воспроизводя его голосом или на инструменте. В хоровой работе этот вид музыкального слуха имеет особое значение, так как акаппельная музыка требует от певца предслышания исполняемого звука.

Все эти виды музыкального слуха существуют в синтезе и неразрывном единстве. У каждого музыканта, любителя или профессионала, некоторые из видов слуха могут в той или иной степени превалировать либо быть недостаточно развиты. Конечно, музыкальный слух в комплексе с остальными навыками будет развиваться у каждого певца в ходе творческой деятельности хорового коллектива, а также в ансамблевой и индивидуальной работе.

Работая над развитием слуховых навыков, мы не можем не оперировать некоторыми основными теоретическими понятиями, такими как названия нот, интервалов, аккордов, длительностей. Певцу, не обладающему музыкальной грамотой, следует дать некие основные понятия о ней. Например, объяснить, как располагаются семь нот, сыграть их на фортепиано и спеть, дать понятия о тоне и полутоне, различии регистров. Затем следует объяснить интервалы, научить различать мажор и минор. Необходимо обратить внимание на временное соотношение звуков и объяснить длительности, а также познакомить с основными музыкальными размерами. Не следует осваивать всю теорию на одном занятии, а лучше объяснять все постепенно, на протяжении нескольких занятий, подкрепляя каждое понятие практическими упражнениями.

Разнообразный, с умом подобранный репертуар сможет активизировать самые различные составляющие музыкального слуха певцов хора. К примеру, в обработках песен разных народов могут быть использованы различные лады. Произведения с сочетанием разнообразныхритмоформул развивают метроритмический слух. Разнообразные необычные и терпкие гармонии можно найти в хоровой музыке XX и ХI веков, это поможет активизировать гармонический слух певцов в хоре, обогатит слуховой опыт новыми красками.

Исключительной особенностью певческого искусства является его тесная связь со словом. В нем органически сочетается выражение музыкального и поэтического языка. Поэтому для любого певца, профессионала, или любителя важна дикционная четкость.

Неопытные певцы зачастую поют, в большей степени опираясь на речь. То есть подача текста происходит также, как и в разговорной речи. Гласные звучат близко, открыто, звук направляется неверно. Следует отметить, что звукообразование при пении и речи совершенно разные. Нельзя рассматривать пение лишь как растянутую на определённых звуках речь [4, c. 249].

Начинающему певцу следует знать, что главенствующую роль в пении занимают гласные звуки. Их протяжка и вокализация и есть основа вокала. На начальном этапе занятий можно исключить пение со словами. Следует поработать над несложными упражнениями на разные слоги, или же просто на гласные звуки. Также полезно включить в программу индивидуальных занятий вокализы. В пении гласных звуков важно обратить внимание на их "прикрытое" или округлое звучание. Округлый звук приводит к использованию головного резонатора, которое в свою очередь способствует расширению диапазона в верхнем регистре. [13, с. 78]

В работе с коллективом перед певцами хора и хормейстером встают новые дикционные задачи. Для единого однотембрового звучания голосов внутри партии важно единое формирование гласных звуков и одновременное произношение согласных. Певец хора в первую очередь должен усвоить основные правила. В академическом пении гласные должны быть округлыми и прикрытыми. К примеру, гласная «и» при речи формируется горизонтально, губы при этом образуют некое подобие улыбки. При пении она несколько деформируется, приближается к гласным «о» или даже «у». Чтобы лучше понять способ ее звукообразования полезно будет выполнить следующее упражнение:

И - У - И - У - И

Можно выполнять его на одном звуке, либо без звуковысотного составляющего. При этом звуки формируются внутри, гортань не меняет положения, а губы совершают минимальное движение.

Согласные произносятся быстро и не распеваются, чтобы не нарушалась вокальная линия (за исключением отдельных случаев, когда распевание согласных используется как художественный прием). Согласные звуки, замыкающие слог, при пении переносятся в последующий слог, кроме тех случаев, когда слоги разделены паузами. К примеру, первая фраза в произведенииС. Танеева «Сосна» на ст. М. Лермонтова («На Севере диком стоит одиноко на горной вершине сосна») будет исполнена следующим образом:

На/ Се/ ве/ ре/ ди/ ко/ мсто/ и/ т о/ ди/ но/ ко

На/ го/ рно/ йве/ рши/ не/ со/ сна.

Особое внимание следует уделить согласным, стоящим в конце музыкальной фразы. Они должны быть произнесены одновременно всеми исполнителями.

Своеобразной разминкой артикуляционного аппарата могут послужить упражнения, заимствованные из методики В. Емельянова:

• Активно артикулируя, беззвучно произносим несколько раз «У – И – У – А»

• «Протыкаем» кончиком языка по очереди внутреннюю сторону щек.

• Высовываем язык до предела, затем наоборот «толкаем» его назад.

• Покусываем расположенный во рту «плашмя» язык боковыми зубами.

• Активно выполняем губами жевательные движения.

Не следует увлекаться чрезмерной отчетливостью произношения (хотя она имеет место быть как художественный прием). В погоне за ней можно потерять протяженность звука и выразительность мелодии.

Музыка – это язык чувств. Слова не всегда могут воплотить полноту эмоций. Музыка же отражает их наиболее полно, словестный текст, облеченный в музыку обретает новое воплощение. В каждой интонации, паузе, смене гармонии заключено какое-то эмоциональное переживание. Следовательно, мы должны добиваться от певцов хора эмоционально выразительного исполнения.

Исполнительская деятельность хора немыслима без эмоционального наполнения. Даже самое технически безупречно спетое произведение не вызовет у слушателя отклика, если оно исполнено без внутреннего отношения к музыке.

Степень эмоциональной отзывчивости у певцов может быть разная. Для её развития на индивидуальных занятиях следует подбирать яркий, обладающий образной эмоциональностью репертуар. Также большей экспрессии можно достичь с помощью выразительного аккомпанемента, ярких образных сравнений и соответствующего показа голосом.

Эмоциональная выразительность в пении, прежде всего, достигается осознанием музыкально-поэтического материала. Исполняя произведение, сольно, или в хоре, певец должен понимать его содержание. Понять смысл произведения на родном языке в большинстве случаев не представляет сложности. Если же сочинение написано на каком-либо иностранном языке, то исполнителю необходимо ознакомиться с его дословным переводом.

Певец-любитель, не обладающий выдающимися исполнительскими данными, не всегда может достичь нужного воплощения музыкального произведения. Поэтому хор для него может явиться помощником в реализации художественного замысла. Даже небольшой порыв, попытка достичь нужного результата отдельного певца, умноженная на количество певцов в хоре дает весьма ощутимый, огромной силы эффект. Таким образом, хор – это коллективная творческая личность, способная добиться наиболее выразительного исполнения, нежели отдельно взятый его участник. [11, с .6]

Заключение

В ходе рассмотрения особенностей студенческих любительских хоровых коллективов мы выявили их востребованность, воспитательную и просветительскую роль в общественной жизни. Осветили специфику работы с коллективами данного типа, как тообновляемостьсостава, мобильность и восприимчивость студентов в ходе репетиционной деятельности, отсутствие вокальных навыков и музыкальной грамотности отдельных певцов. В связи с вышеуказанными особенностями сложился ряд требований к личности руководителя и хормейстера в любительском студенческом хоре.

Руководитель такого коллектива должен быть всесторонне развитой личностью, обладающей высоким уровнем профессионализма. Степень его владения вокальным мастерством, и показ будут в значительной степени отражаться на звучании хора.

Опираясь на различные методические пособия, мы рассмотрели ряд основных вокально-хоровых навыков, таких как певческое дыхание, дикционная четкость, атака звука, владение различными динамическими оттенками, эмоциональная выразительность, умение петь в ансамбле, а также некоторые приемы их развития.

Изучение работ В. Леванова, С. Попова, Г. Терацуянца помогло определить направленность индивидуальной вокальной работы с певцами-любителями и ее значение в деятельности коллектива.

Индивидуальная работа должна служить повышению певческой культуры хора и подготавливать певцов для дальнейшей продуктивной работы в коллективе. Исходя из того, что участники любительского хора имеют разный уровень подготовки, руководителю необходимо использовать различные способы работы с каждым певцом.

В рассмотрении ансамблевой и общехоровой работы мы выявили ряд новых навыков, необходимых для усвоения, таких как хоровой ансамбль, хоровой строй, цепное дыхание.

Все виды деятельности в любительском хоровом коллективе - индивидуальная, ансамблевая и общехоровая работа - тесно взаимосвязаны между собой и служат общим целям. Это - успешная концертная деятельность коллектива, его развитие и процветание. Работа, направленная на развитие вокально-хоровых навыков,не должна выходить из поля зрения руководителя ипостоянно вестись в процессе репетиционной деятельности хора.

Ценность нашей работы в ее практической направленности. Некоторые практические советы, а также вокальные упражнения, приведенные в третьем параграфе II главы, могут быть полезны для хормейстеров и вокальных педагогов, работающих с любительскими коллективами. Рассмотренные нами аспекты не исчерпывают всех сторон вокально-хоровой работы; изучение данного вопроса дает толчок к дальнейшему, более углубленному, его изучению.

Список используемой литературы и интернет-ресурсов:

1.Барсов Ю. А. Из истории русской вокальной педагогики // Вопросы вокальной педагогики. —М., 1982. —Вып. 6.

2.Варламов А.Е. Полная школа пения: учебное пособие. —3-е изд., испр. — СПб., 2008

3.Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса // Полное собр. соч. Т. 11./ Подгот. Н. Н. Загорный. — Л., 1963

4.Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. — М., 2012.

5.Дмитриевский Г. А. Хороведение и упраление хором. — М., 1957

6.Егоров А. А. Теория и практика работы с хором. — М., Л., 1951

7.Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. — СПб., 2004

8.Живов В. Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика.

9.Казачков С. А. От урока к концерту — Казань, 1990

10.Казачков С. А. О некоторых вопросах репетиционной работы с хором// Вопросы музыкального исполнительства.—Казань, 1960.

11.Леванов В. П. Эстетическое воспитание студентов Казанского университета в хоре. — Казань, 1985

12.Пашкова А. С. Развитие основных певческих навыков в процессе занятий в вокально-хоровом ансамбле.

13.Попов С. В. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. — М., 1961

14.Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. —М., 1992

15.Терацуянц Г. Е. Организация самодеятельного студенческого хора. — Л., 1963

16.Чабанный В. Ф. Методология управления любительским хоровым коллективом

17.Чесноков П. Г. Хор и управление им. — М: Музгиз. 1940

18.Ярославцева Л. К. Зарубежные вокальные школы.
Использованные интернет-ресурсы:

19.Мельникова Н. И. Пение в речевой позиции по системе СеттаРиггса [http://festival.1september.ru/articles/578585/] — © ИД «Первое сентября», 2003–2017

20.Щетинин М. Н. Механизм действия гимнастики [http://strelnikova.ru/tab] — © 2012

21.[http://music-mydream.com/important/articles/154-vidy-muzykalnogo-sluha] — © 2010-2017 Международная онлайн школа музыки "Моя мечта".

[1] Все упражнения данные в одноголосном изложении, и не имеющие отдельных пояснений исполняются смешанным хором в октавный унисон.

Ганиуллина АдиляИлфаковна

Формирование и развитие вокально-хоровых навыков в студенческом любительском смешанном хоре

Наши рекомендации