Экзаменационные билеты по курсу

«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКИ»

(I КУРС 1 СЕМЕСТР)

Первые вопросы

1. Особенности музыкальной культуры Древнего мира (Египет, Междуречье, Палестина, Сирия).

2. Характеристика музыкальной культуры Античности.

3. В чем суть реформы и историческая роль папы Григория I.

4. Особенности христианской музыки Византии.

5. Музыкальная культура средневекового замка (трубадуры, труверы, миннезингеры).

6. Пути развития многоголосия в средние века. Школа Нотр-Дам и искусство Ars nova во Франции.

7. Музыкальная культура раннего Возрождения (Ars nova в Италии, творчество Джона Данстейбла).

8. Франко-фладманская (нидерландская) полифоническая школа (этапы развития, композиторы, особенности стиля, жанры).

9. Музыкальное искусство XVI в. Италии (этапы развития, композиторы, жанры).

10. Особенности Возрождения в Англии, Франции и Германии.

11. Эволюция оперы XVII-первой половины XVIII столетий в Италии (флорентийская, римская, венецианская, неаполитанская школы).

12. Эволюция оперы XVII-первой половины XVIII столетий во Франции, Германии, Англии.

13. Оратория и кантата XVII первой половины XVIII столетий (определение жанров, эволюция, композиторы).

14. Основные тенденции развития инструментальной музыки XVII первой половины XVIII столетий (органная, клавирная ансамблевая музыка, основные жанры).

Вторые вопросы

1. Жанр концерта эпохи барокко. Определение и разновидности. Концерт в творчестве А. Корелли и А. Вивальди.

2. Сравнительная характеристика творчества Д. Палестрины и О. Лассо.

3. Принципы оперной драматургии К. Монтеверди на примере оперы «Коронация Поппеи».

4. Характеристика творчества Г. Перселла, опера «Дидона и Эней».

5. Хоровые и сольные жанры античной музыки (названия, авторы, предназначения, условия исполнения).

6. Полифонические, импровизационные и вариационные жанры в инструментальной музыке барокко.

7. Система осьмогласия и «Октоих».

8. Месса, её структура, название и функция частей.

9. Что такое органум и его разновидности.

10. Развитие нотации в средние века. Роль Гвидо Аретинского, и Франко Кельнского.

11. Характеристика жанров-стилей музыки средневековья (дать определение): секвенция, троп, кондукт, мотет.

12. Стилистические особенности григорианского хорала, типы григорианского пения.

13. Древнегреческая трагедия и комедия (происхождение, особенности исполнения, авторы, роль музыки).

14. Эволюция мадригала в эпоху Возрождения.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебники:

1. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки, ч. 1. – М., 1960.

2. Ливанова Т. История Западно-европейской музыки до 1789 г., ч. 1, 2 – М., 1982.

3. Розеншильд К. История зарубежной музыки до середины XVIII в. М., 1978.

Хрестоматии:

1. Пэрриш К., Оул Дж. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха. Л., 1975.

2. Протопопов В. Из истории форм инструментальной музыки XVI – начала XIX веков: Хрестоматия. М., 1980.

К разделу I

1. Античная музыкальная эстетика / ред. А. Лосева. М., 1960.

2. Герцман Е. Античное музыкальное мышление. Л., 1988.

3. Герцман Е. Музыка Древней Греции и Рима. СПб., 1995.

4. Розеншильд К. История зарубежной музыки до середины XVIII в. – М.

5. Шестаков В. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М., 1975.

К разделу II

1. Герцман Е.. Византийское музыкознание. Л., 1988.

2. Китаева Е. Западноевропейское Средневековье: картина мира: Учебное пособие. Волгоград, 2007.

3. Кожаева С. Месса: учебное пособие. Волгоград, 2007.

4. Кожаева С. Слово, обряд и напев в римско-католической мессе: Учебное пособие. Волгоград, 2001

5. Музыкальная эстетика Средневековья и Возрождения. М., 1971.

6. Сапонов М. Менестрели. М., 2005.

7. Шестаков В. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М., 1975.

К разделу III

1. Музыкальная эстетика Средневековья и Возрождения. М., 1971.

2. Коннов В. Нидерландские композиторы XV – XVI вв. Л., 1984.

3. Евдокимова Ю., Симакова Н. Музыка эпохи Возрождения. Cantus prius factus и принципы работы с ним. М., 1982.

4. Симакова Н. Вокальные жанры эпохи Вохрождения. М., 2002.

5. Шестаков В. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М., 1975.

К разделу IV

1. Друскин М. Клавирная музыка. Л., 1960.

2. Мугинштейн М. Хроника мировой оперы 1600–1850. Екатеринбург, 2005.

3. Лобанова М. Западно-европейское музыкальное Барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., 1984.

4. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII – XVIII вв. /Сост. В. Шестаков М., 1971.

5. Брянцева В. Французский клавесинизм.С-Пб., 2000.

6. Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII-XVIII вв. М., 1983.

7. Конен В. Монтеверди. М., 1971

8. Конен В. Пёрселл и опера. М., 1978.

9. Протопопов В. Очерки из истории инструментальных форм XVI –начала XIX века. М., 1979.

10. Шестаков В. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М., 1975.

ГЛОССАРИЙ[129]

К первому разделу:

К теме: Музыкальное искусство древневосточных цивилизаций

Астарта(греч. Αστάρτη, Astártē) – греческое звучание богини любви и власти Иштар, заимствованное греками из шумеро-аккадского пантеона через культуру финикийцев. В северной Сирии в текстах, найденных в Угарите (современный Рас Шамра), упоминается с XIV века до н. э. как Ашерах (Asherah), Ашерат, Аштарт, Ашера, Ашират. У западносемитских племён Аштарот, Ашторет (иврит), у южносемитских Аштерт. Её культ был известен в Израиле с X по VIII век до н. э. Наиболее часто упоминается в текстах Библии. Истоки культа уходят в древнюю Месопотамию, в которой семитские племена, касаясь религиозной традиции шумеров, восприняли ярчайшие образы главных божеств и ввели их в свой пантеон не только вследствие торговых отношений, но и «братания», сближения, необходимого для естественного взаимного сосуществования.

Баа́л(общесемит. b’l; ивр. בעל или באל‎ – Бел, Балу, Ваал – букв. когнаты «бог, благой, владыка, великий», «хозяин, Господь или господин»; возможно этимология слова происходит от «Эла» – «Отца всех богов» («тот, кому поклоняются») – вообще является эпитетом «бог, владыка» для разных богов и градоначальников у древних западных семитов. Также являлся конкретным божеством в ассиро-вавилонской этнокультуре, почитавшийся в Финикии, Палестине и Сирии как громовержец, бог плодородия, вод, войны, неба и проч. Возможно имя Баала восходит к египетскому Белу – по древнегреческим сказаниям, предку многих царских домов Греции, Передней Азии и Африки, чьи родственники основали главные города стран и сами страны где почитался Баал.

Вина– древнеиндийский музыкальный инструмент. Состоит из бамбуковой трости, вдоль которой при помощи приподнятого подгрифика, подставок и колков натянуты семь металлических струн, из коих три прикреплены свободно и образуют нечто вроде бурдонов, бамбуковая же трость укреплена на двух пустых тыквах.

Исида, Изида (др.-гр. «Исис», др.-ег. «Исет») – одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Хора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога.

Киннор – 10-струнная кифара с резонансным ящиком.

Книга Бытия(ивр. בְּרֵאשִׁית‎, Бе-реши́т – «В начале»; лат. Genesis; др.-греч. Γένεσις – «Происхождение») – первая книга Пятикнижия (Торы), Ветхого Завета и всей Библии. Содержание книги составляют сведения о происхождении мира, древнейшей истории человечества и происхождении еврейского народа. Повествование начинается с Сотворения мира и человека и заканчивается смертью Иосифа в Египте. Состоит из 50-ти глав.

Клинопись – наиболее ранняя из известных систем письма. Появилась впервые в Шумере. Около 3000 до н. э. шумерийцы начали передавать изображениями названия отдельных конкретных предметов и общих понятий. Так, рисунок ноги стал передавать понятия «ходить» (шумерийское du-, rá-), «стоять» (gub-), «приносить» (tum-) и т. п. Число знаков было порядка тысячи. Знаки являлись лишь вехами для памяти, закреплявшими важнейшие моменты передаваемой мысли, а не связную речь, но так как читающие говорили на шумерском языке, то знаки связывались с определенными словами, что позволило использовать знаки для обозначения звуковых комбинаций уже и независимо от их значения.

Конфу́ций (кит. Кун-Цзы, реже кит. Кун Фу-Цзы, латинизировано как Confucius; ок. 551 до н. э., Цюйфу – 479 до н. э.) – китайский мыслитель и философ. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя – Кун Цю (Kǒng Qiū), но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы – «Учитель». И это не случайно: уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной.

Моло́х (соб. «царь») – нередко встречающееся в Библии имя семитического божества. Будучи нарицательным, оно прилагалось к различным божествам, главным образом – покровителям города или племени. Греки отождествляют его с Кроносом, римляне – с Сатурном. Молох – бог семейного очага. Свойственные финикийской религии человеческие жертвоприношения совершались в честь Молоха через всесожжение, причём ему, как верховному богу, приносилось самое дорогое. Самой приятной жертвой считались дети знатных фамилий. Их клали на простертые руки идола, имевшего лицо тельца, внизу горел костёр; вопли заглушались пляской и звуками ритуальной музыки.

Музы (греч. Μοῦσα – мыслящие) – в древнегреческой мифологии дочери Зевса и титаниды Мнемосины, живущие на Парнасе богини – покровительницы наук, поэзии и искусств.

Набла – изобретённый финикиянами инструмент, род арфы, употреблявшийся евреями и греками.

Невель (арфа) – один из инструментов, на которых играли левиты, аккомпанируя своему пению при ежедневных жертвоприношениях «тамид».

Орфей (Orfeuz) – сын фракийского речного бога Эагра (вариант: Аполлона) и музы Каллиопы. Орфей славился как певец и музыкант, наделенный магической силой искусства, которой покорялись не только люди, но и боги, и даже природа.

Оси́рис(греч. Ὄσῑρις – грецизированная форма египетского имени Усир) – бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Супруг Исиды. Иногда Осирис изображался с головой быка.

Пан (др.-греч. Πάν) – древнегреческий бог пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы, культ которого имеет аркадийское происхождение.

Паралипоме́нон (др.-греч. παραλειπομένων от παραλείπω, «пропускать, упускать» – букв. «о пропущенных вещах») или Летописи, в западной традиции – Хроники – две (1-я и 2-я Паралипоменон) канонические книги Танаха и Ветхого Завета, чьё авторство традиционно приписывается Ездре (Эзре). Являются обобщённой летописью священной библейской истории начиная с родословия избранного народа, войн Давида, строительства Храма и заканчивая вавилонским пленением.

Псалтирь– с древнееврейского – «Книга хвалений». Церковь приписывает её авторство царю Давиду. Псалмы легли в основу христианского богослужения и неоднократно были источником вдохновения для многих композиторов, включая Д. Бортнянского, И. Стравинского, А. Онеггера и др.

Ра́га (санскр. «цвет, настроение») – музыкальные лады, используемые в индийской классической музыке, серия из пяти или более нот, на которых строится мелодия. Традиционно раги привязаны к различным сезонам или времени суток. Кроме мужского термина «рага» используется и женский, «рагини». Звукоряд раги наиболее часто сводят к делению октавы на 22 неравные микрохроматические ступени. Для построения той или иной раги, из общего набора звукоряда выделяется до 7 основных ступеней (сур), которые могут располагаться друг от друга на расстоянии одной или нескольких вводных ступеней (шрути), образуя раги с количеством звуков от 5 до 12. Исходя из выбора, каждый сур способен иметь несколько версий высоты.

Систр (лат. sistrum, от греч. séistron – то, чем потрясают), музыкальный инструмент типа погремушки в виде рамки с металлическими стержнями, тарелочками, колокольчиками. Из Древнего Египта попал в Шумер, Древнюю Грецию, Древний Рим. Как культовый инструмент сохраняется в ритуалах эфиопской церкви.

Тора (Пятикнижие) (ивр. חֲמִשָּׁה חֻמְשֵׁי תּוֹרָה‎ – хамиша хумшей Тора или ивр. חֻמָּשׁ‎ – хумаш), т.н. Моисеев Закон, – пять первых книг канонической еврейской и христианской Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Пятикнижие образует первую часть еврейского Танаха – Тору. Слово «Пятикнижие» представляет буквальный перевод с греческого – πεντάτευχος от πεντε – «пять» и τευχος – «том книги».

Тот(Θόουτ, Θώθ, Thoth, егип. Dhowtï) – древнеегипетский бог мудрости и знаний. Имя «Тот» или «Тор» является греческой формой (греч. Θωύθ) собственно древнеегипетского Джехути, или Тахути.

Хатхор, или Хатор («дом Гора», то есть «небо») – в египетской мифологии богиня неба, любви, женственности и красоты, а также супруга Хора. Первоначально считалась дочерью Ра.

Шицзин («Книга песен», Shī Jīng; Shih Ching) – один из древнейших памятников китайской литературы, уникальный источник информации о языке и традициях различных регионов древнего Китая. Содержит 305 народных песен и стихотворений различных жанров, созданных в XI–VI вв. до н. э. и отражающих многообразные явления духовной и социальной жизни; отбор и редакция произведений приписывается Конфуцию.

К теме: Музыкальное искусство Античности

Ателланы – древнеримские народные комедии, названные по имени городка в Кампании Ателлы (совр. Аверса). По происхождению, ателланы – сложившаяся отчасти под греческим влиянием кампанская народная буффонада. В конце IV в. до н. э. эта комедия была заимствована римлянами. Первоначально ателланы были всецело пьесами импровизационного характера; обыкновенно они ставились вслед за трагедией, как водевиль, для увеселения народа после серьёзной пьесы. В начале I в. до н. э. ателланы получили литературнуюую обработку в творчестве Помпония и Новия. Главная особенность ателланов – определённые постоянные маски актёров, при помощи которых высмеивались известные социальные типы (Макк, Буккон, Папп, Доссен). Пьеса состояла из ряда комических положений этих масок; завязка действия (так наз. tricae, отсюда «интрига») была несложна. Ателланы отражали деревенский и провинциально-мещанский городской быт. Отличались большой грубостью и часто скабрезностью содержания; писались на нелитературном латинском языке.

Аэды (от греч. ἀοιδός, aoidos – певец) – певцы, древнегреческие сказители народных песен, лёгших в основу древнейшего эпоса. До возобновления письменности (после её утраты в эпоху Тёмных веков) и установления закреплённых текстов аэды импровизировали под аккомпанемент лиры. У Гомера аэды изображаются как певцы на службе общин и царей. Творчество странствующих аэдов сыграло огромную роль в развитии греческого эпоса.

Гай Ю́лий Це́зарь Октавиа́н А́вгуст (лат. Gaius Iulius Caesar Octavianus, при рождении – Гай Октавий Фурин, Gaius Octavius Thurinus; 23 сентября 63 г. до н. э., Рим – 19 августа 14 г., Нола) – римский политический деятель, основатель принципиата (с именем Imperator Caesar Augustus, с 16 января 27 г. до н. э.), Великий понтифик с 12 г. до н. э., Отец отечества со 2 г. до н. э.. Внучатый племянник Цезаря, усыновлённый им в завещании. Также многократный консул, трибун, цензор. Полный титул к моменту смерти: Imperator Caesar Divi filius Augustus, Pontifex Maximus, Consul XIII, Imperator XXI, Tribuniciae potestatis XXXVII, Pater Patriae (Император, сын Божественного Цезаря, Август, Великий Понтифик, Консул 13 раз, Император 21 раз, наделён властью народного трибуна 37 раз, Отец Отечества).

Децим Юний Ювенал (ок. 60 – ок. 127) – римский поэт-сатирик. Много лет выступал в качестве ритора-декламатора и только в сорокалетнем возрасте стал известен как поэт. Расцвет литературной деятельности – ок. 100 г. н. э. Сведения о его жизни разноречивы и малодостоверны. По всей вероятности, он был сослан за стихи, направленные против пантомима Париса, фаворита императора. От Ювенала до нас дошло 16 сатир. В первых 10 он с позиций средних общественных групп, положение которых было бичует пороки верхов, даёт яркую картину падения их нравов. Эти сатиры принесли Ювеналу мировую славу.

Дионисии (Dionýsia) – в Древней Греции празднества в честь бога Диониса. В Афинах 6–4 вв. до н. э. наиболее известны: 1) Великие, или городские Дионисии (в конце марта – начале апреля, весеннее равноденствие), включали торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы; отмечались с особой пышностью в течение нескольких дней в присутствии гостей из др. государств; 2) Ленэи (конец января – начало февраля), получившие название от святилища Диониса; на Ленэях примерно с 442 до н. э. начали ставить комедии, с 433 – трагедии. 3) Антестерии (конец февраля – начало марта), приурочивались к открыванию бочек с новым вином и первому его разливу. 4) Малые, или сельские Дионисии (конец декабря – начало января), связанные с началом солнечного года и сохранившие пережитки аграрной магии (например, процессия с фаллом); сопровождались весёлыми играми.

Еврипи́д (также Эврипи́д, др.-греч. Εὐριπίδης, лат. Euripides, 480–406 гг. до н. э.) – древнегреческий драматург, последний из трёх классических поэтов древней Греции. Представитель новой аттической трагедии, в которой преобладает психология над идеей божественного рока. Достоверных сообщений о жизни Еврипида немного. Афинянин как по рождению, так и по гражданству, Еврипид постоянно жил на родине, за исключением последних года или двух, когда он гостил при дворе македонского царя Архелая. Из 92 его произведений до наших времен дошли только 19 трагедий. Являлся новатором традиционной аттической драмы. За принижение трагедии, рационализм и непристойность подвергался критике. Из-за отсутствия успеха в Афинах в 408 переселился в Фессалию, а затем в Македонию, где и умер при дворе царя Архелая. После смерти стал самым популярным драматургом. Мильтон, со ссылкой на Плутарха, приводит предание, по которому в 404 до н. э. спартанцы, услышав пение хора в «Электре», пощадили Афины. Аристотель называл Еврипида «самым трагическим среди поэтов».

Истмийские игры – один из 4-х общегреческих агонов. Справлялись на Коринфском перешейке (Истме) через два года, вероятно, весной каждого второго и четвёртого из годов Олимпиады. Основателем агона предание называет Посейдона (или, в других случаях – Тезея). Состязания были гимнастические и конные; музические присоединились лишь в императорскую эпоху. Победитель получал пальмовую ветвь и венок из сосновых ветвей.

Коме́дия (др.-греч. κωμῳδία, от κῶμος, kỗmos, «праздник в честь Диониса» и др.греч. ἀοιδή/ᾠδή, aoidḗ / ōidḗ, «песня») – жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей. Аристотель в «Поэтике» (V гл.) определял комедию как «подражание худшим людям, но не во всей их порочности, а в смешном виде».

Лу́ций А́нней Се́нека (ок. 4 г. до н.э. – 65 г. н.э.) – римский философ-стоик, поэт и государственный деятель. Автор большого количества произведений, включая философские диалоги (в т.ч. «О гневе», «О кратковременности жизни», «О стойкости мудреца»), менипповой сатиры («Отыквление божественного Клавдия»), трагедии (в т.ч. «Троянки», «Медея», «Федра», «Фиест», «Эдип»). Воспитатель Нерона, покончивший жизнь самоубийством по его приказу.

Лу́ций Апуле́й (ок.124 – ок. 180) – писатель, философ-платоник, ритор. Писал на греческом и латинском языках. Из сочинений Апулея сохранились лишь созданные на латыни: «Золотой осел» (роман в 11-ти книгах), «Апология», «Флориды», представляющие собой сборник экстрактов из речей и декламаций на разные темы, диалог «О боге Сократа», трактат о Платоне и его доктрине (De Platone et eius dogmate) в 3-х книгах, где изложена натурфилософия Платона, его этика и логика.

Марсий – в греческой мифологии фригийский сатир, нашедший флейту, которую изобрела, а затем выбросила Афина. Овладев в совершенстве игрой на этом инструменте, и оттого возгордившийся Марсий вызвал Аполлона на музыкальное состязание. Музы присудили первенство Аполлону, и он наказал Марсия, содрав с него живого кожу. По другой версии, судьей был Мидас, решивший спор в пользу Марсия и затем наказанный за это Аполлоном. Считалось, что кожа Марсия, содранная с него богом, висит во Фригии, в Келенах, у истоков реки Меандр; при звуках флейты она начинает шевелиться, но остаётся недвижимой при звуках песен в честь Аполлона.

Мимы (с греческого – «подражания») – у античных греков и римлян сценические представления массового характера, отражавшие вкусы зрителей из низших слоев – выступления акробатов, фокусников и т. п., сценки с пением и танцами, наконец, целый реально-бытовой сатирический фарс. Актёры в этом низовом театре тоже назывались «мимы». Впервые литературную обработку этот жанр получил у греческих колонистов на юге Италии и в Сицилии; это были веселые сценки с бойким диалогом, выхваченные из быта мелких ремесленников, поселян и близких к ним слоев.

Немейские игры – состязания, проводившиеся, как и Олимпийские игры, в честь Зевса в храме Немеи. Являлись составной частью панэллинских игр и проводились один раз в два года, за год или через год после Олимпийских игр. В программу игр входили спортивные дисциплины

Олимп – в древнегреческой мифологии певец, по одной версии, отец Марсия, по другой – его ученик. Считается, что он ввёл в Элладе законы гармонии, первым использовал плектр, ввёл лидийскую гармонию. Победил в игре на флейтах на погребальных играх по Пелию.

Олимпийские игры – религиозный и спортивный праздник, проводившийся в Олимпии. Сведения о происхождении игр утеряны, но сохранилось несколько легенд, описывающих это событие. Первое документально подтверждённое празднование относится к 776 г. до н. э., они были учреждены Гераклом, хотя известно, что игры проводились и ранее. На время проведения игр объявлялось священное перемирие (έκεχειρία), в это время нельзя было вести войну, хотя это неоднократно нарушалось. В играх участвовали и поэты-музыканты и коллективы исполнителей. Представители эпического искусства, кифареды, авлеты, авлоты, хоры с авлетами исполняли целую программу, составленную из древних и новых поэтических произведений с музыкой. Народ выделял достойных поэтов-музыкантов и торжественные эпиникии прославляли победителей. Олимпийские игры существенно потеряли своё значение с приходом римлян. После того, как христианство стало официальной религией, игры стали рассматриваться как проявление язычества и в 394 н. э. они были запрещены императором Феодосием I.

Пифагор Самосский(ок. 580 – ок. 500 до н. э.) – древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик.

Пифийские игры – один из четырёх общеэллинских агонов, занимавший второе место после олимпийского. Проводились в честь Аполлона и по легенде были учреждены им самим в честь победы над Пифоном. Игры проходили 15 – 19 августа в третий год олимпиад с 586 г. до н. э. Местом состязания была равнина в Дельфах. Участники игр соревновались в музыке, гимнастике, ристании колесниц. В качестве наград победителю присуждались яблоко и лавровый венок

Рапсоды – согласно античным объяснениям термина – «сшиватели песен» или «певцы с жезлом в руке» – профессиональные исполнители эпических, прежде всего, гомеровских поэм. В отличие от аэдов, являвшихся певцами-импровизаторами, рапсоды исполняли уже сложившийся поэтический текст; в отдельных случаях они одновременно были и поэтами. Как правило, рапсоды декламировали поэмы с жезлом в руке (жезл являлся символом права выступать на собрании).

Софо́кл (Σοφοκλής, 496/5–406 до н. э.) – знаменитый афинский трагик. Родился в 495 г. до н. э. в афинском предместье Колон в обеспеченной семье, получил хорошее образование. Место своего рождения воспел в трагедии «Эдип в Колоне». После Саламинской битвы (480 г. до н. э.) участвовал в народном празднике как руководитель хора. Дважды был избираем на должность военачальника и один раз исполнял обязанности члена коллегии, ведавшей союзной казной. Главным его занятием было составление трагедий для афинского театра. Первая тетралогия, поставленная Софоклом в 469 г. до н. э. принесла ему победу над Эсхилом и открыла ряд побед, одержанных на сцене в состязаниях с другими трагиками. Критик Аристофан Византийский приписывал Софоклу 123 трагедии. Был близко знаком с историком Геродотом. Умер на 90-м году жизни в Афинах. Горожане соорудили ему жертвенник и ежегодно чествовали как героя. Сын Софокла – Иофон сам стал афинским трагиком.

Трагедия – данный жанр произошёл от древних празднеств, посвящённых богу Дионису – Дионисий. У слова «траге́дия» (от греч. τραγωδία, tragōdía) две составляющие: τράγος, tragos – козёл и ᾠδή, ōdè – песнь). Это словообразование ещё в древности толковали по-разному. Одни считали, что этот вид драмы получил название от трагического хора, участники которого, изображая спутников Диониса, одевались в козлиные шкуры; другие, в их числе и Гораций, толковали его не как «песнь козлов», а как «песнь за козла», имея в виду награду, которую, по их мнению, в древности получали победители на трагических состязаниях за свои выступления.

Феспид – древнегреческий драматург, которого принято считать отцом аттической трагедии, уроженец дема Икария в Аттике, жил в 6 в. до н.э. От произведений Феспида ничего не сохранилось. Утверждают, что Феспид создал жанр трагедии, введя в представление, прежде исполнявшееся только хором, актера, который изображал мифического или исторического персонажа. Согласно одному античному источнику, эту роль Феспид исполнял и сам. Ему приписывается также введение полотняных масок. Первое выступление Феспида в Афинах могло состояться в 560 до н.э. Победа на первом состязаниии драматургов была одержана им в Афинах ок. 534 до н.э.

Эсхил (др.греч. Αἰσχύλος, 525–456 гг. до н. э.) – греческий трагический поэт. Происходил из древнего аристократического рода Афин. Его молодость пришлась на времена закрепления в Афинах демократического строя. Участвовал в персидских войнах, сражался при Марафоне, Саламином, возможно, и при Платеях. В трагическом агоне выступил впервые в Афинах во время 70 олимпиады (499–496 гг. до н.э.); в 484 г. одержал первую сценическую победу; в 472 г. получил первую награду за трилогию, включавшую Персов В 467 г. победила фиванская тетралогия; в 463 г., быть может, – тетралогия о Данаидах, в 458 г. – Орестея. Эсхил одержал всего 13 прижизненных побед и 15 посмертных (что было возможно лишь потому, что в виде исключения его пьесы были допущены к повторным постановкам). В 471–469 гг. уехал на Сицилию, ко двору тирана Сиракуз Гиерона I, где написал пьесу в честь только что основанной дорической колонии Этны – Этна или Этнеянки (Aitnai или Aitnaiai) и заново поставил Персов. По возвращении в Афины соревновался в 468 г. в трагическом конкурсе с дебютировавшим там Софоклом, который одержал над ним победу. После 458 г. во второй раз уехал на Сицилию, где и умер.

К II и III разделам

Аврелий Августин (Блаженный)(354–430), христианский теолог и философ, один из влиятельных «отцов церкви». В своем учении он следовал неоплатонизму, но старался по-новому трактовать его идеи. В своих сочинениях рассматривал в т.ч. и вопросы музыкального искусства.

Аллилуйя(от древнеевр. hallelujah, «хвалите всевышнего») – молитвенный возглас (в христианском обиходе – с III в.). 1) Небольшие А. завершают псалмы. 2) Большая А. в мессе завершает градуал. Включает начальную фразу на слово «А»., мелизматический распев (юбиляцию).

Амбитус – диапазон григорианского песнопения.

Амвросий Медиоланский –(334/40-397), один из «отцов Церкви», избрал политич. карьеру и был правителем Лигурии и Эмилии. Он славился своим проповедническим даром, а также как сочинитель христианских песнопений.

Антифон (лат. antiphona) — 1) Принцип пения, основанный на чередовании двух хоров (или двух частей хора). 2) Разновидность григорианского хорала, возникшая на основе распевания псалма.

Антифонарий –(лат. antiphonarium, antiphonale, antiphonarius liber) – литургическая книга католической церкви, содержащая песнопения обряда. Самые ранние из сохранившихся книг относят к концу VIII-нач. IX в. Песнопения следовали согласно литург. календарю, от Адвента до Пятидесятницы. Для воскресений после Пятидесятницы респонсории и антифоны записывались отдельно друг от друга, будучи разделены на группы, от июля до ноября.

Антропоцентризм –(от греч.άνθροπος – человек и лат. centrum – центр) -философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Аркадельт, Якоб(ок. 1500–1568). Композитор фламандского происхождения. В 1530-х гг. работал во Флоренции, затем в папской капелле в Риме. С 1555 г. и до конца жизни жил в Париже. Его творчество включает в себя в основном светские жанры: мадригал, фротоллу, вилланеллу,chanson.

Ars antiqua(лат.«старое искусство»). Термин, введенный Якобусом фон Люттихом в 1330 г. для обозначения стиля музыкальных произведений с 1230/40 до 1315/20 г. в противоположность термину ars nova.

Ars nova(лат. – «новое искусство»). 1) Название известного трактата Филиппа де Витри (ок. 1320). 2) Период в истории французской музыки с 1315/20 по 1400 г.

Баллада(фр. ballade)1) Одноголосная песенная форма французского происхождения (XII в.). 2) Многоголосная песенная форма (конец XIII – начало XV в.); широко представлена у Машо и его последователей.

Баллата(ит. ballata)– 1) Одноголосная песепно-танцевальная форма итальянского происхождения. 2) Многоголосная песенная форма итальянского Треченто; широко представлена в творчестве Ф. Ландини.

Ваr(нем.)строфическая песенная форма, распространенная в искусстве трубадуров, труверов, мейстерзингеров.

Беншуа, Жиль (1400-1460). Родился около 1400 года в Монсе. В 1424-1425 годах состоял на службе у графов, затем герцога Суффолк, через которых Беншуа познакомился с творчеством английских музыкантов. Впоследствии некоторые его произведения ошибочно приписывались Данстейблу. С 1430 года в течение многих лет руководил капеллой бургундского герцога. Скончался Беншуа в сентябре или октябре 1460 года.

Бёрд, Уильям(1543 или 1544-1623)Основопложник английского мадригала. Он начал свою музыкальную карьеру при Марии Тюдор, работая на равных с опытными композиторами. В 1572 году Бёрд был назначен музыкантом в Королевскую капеллу. В течение более двух десятилетий он работал там как певец, композитор и органист. Бёрд издал три собрания латинских церковных песнопений или "Cantiones Sacrae", две антологии музыки на английском языке «Псалмы, Сонеты и Песни» (1588), а также большое количество пьес для вёрджинела. В 1593 Уильям Бёрд переехал в Стондон-Месси (графство Эссекс), где и прожил до конца дней.

Боэций (Аниций Манлий Торкват Северин Боэций) (ок. 480-525). Философ эпохи Среденвековья. Написал труды, посвященные группе математических наук — арифметике, геометрии, астрономии и музыке. Судя по всему, философ написал специальный трактат по каждой из этих наук; до нас, однако, дошло только два – «Наставление в арифметике» (De institutione arithmetica) и «Наставление в музыке» (De institutione musica).

Ваганты –в Средние века бродячие школяры (студенты, иногда клирики). Пик развития движения вагантов приходился на XII - первую половину XIII вв. В своём творчество пользовались преимущественно латинским языком. Вагантская поэзия сохранилась в рукописных сборниках XII-XIV вв. Среди них самый объёмный (содержит около 250 произведений) — «Ка́рмина Бура́на» (Carmina Burana), рукопись которого была обнаружена в 1803 г. в баварском монастыре Бенедиктбойерне (отсюда латинское название сборника). Музыка, на которую ваганты распевали свои стихи, (за редчайшими исключениями) не сохранилась.

Вердело, Филипп(1485-1567) – фладманский композитор. Жил и работал в Италии. В 1520-х руководил различными церковными капеллами, а с 1524 служил при папском дворе. Автор более 100 мадригалов, а также месс, мотетов, псалмов и пассионов.

Виланелла(ит. – vilianella alia napoletana крестьянская песня). Жанр итальяской многоголосной песни в эпоху Возрождения.

Вилларт, Адриан(1480–1562). Итальянский композитор. Адриан Вилларт родился в Фладмандии, где и получил музыкальное образование и усвоил традиции франко-фладмандской школы. С 1522 г. постоянно жил в Италии и стал основоположником венецианской школы. Автор многих светских и духовных композиций.

Вичентино, Никколо (1511 – 1575 или 1576). Итальянский композитор, ученик А. Вилларта. Состоял на службе у кардинала Ипполита II д'Эсте в Ферраре и Риме. В 1551 участвовал в публичных дебатах с певчим Папской капеллы в Римме, португальцем Висенте Лузитано. Лузитано утверждал, что для объяснения современной музыки достаточно диатоники. Вичентино отстаивал наличие в ней (наряду с диатоникой) также хроматики и энармоники. Диатоническую музыку с добавлением хроматизмов (оригинальный термин «musica partecipata e mista») он справедливо считал повседневной итальянской практикой. Тем не менее, судьи присудили победу (и приз в 2 золотых дуката) Лузитано. Около 1563-64 гг. был капельмейстером кафедрального собора Виченцы, затем жил в Милане. Умер в Милане в 1575 или 1576 гг.

Виреле (фр. virelais) 1) Одноголосная песенная форма французского происхождения (XIII–XIV в.). 2) Многоголосная песенная форма XIV начала XV в.

де Витри, Филипп (1291–1361) – французский композитор и теоретик. Родился 31 октября 1291 года в Париже или близ него, в Мо. Получил очень хорошее образование в столице. Франции, именовался магистром. Служил при дворе королей Карла IV (1322-1328) и Филиппа VI (1328-1350), будучи официальным лицом (советником и нотариусом короля) и участвуя в политико-административной деятельности французских монархов. Современники восхваляли его как выдающегося поэта, особенно ценили широту его знаний в различных областях, его деятельный, пытливый ум, его авторитет ученого музыканта, В 1351 году Филипп де Витри принял высокий духовный сан, будучи избран епископом в Мо. 9 июня 1361 года он скончался.

Vox organalis (лат.)– голос, сопутствующий основному, заданному; понятие, введенное в трактате «Musica Enchiriadis» (Псевдо-Хукбальд, ок. 900 г.).

Vox principalis (лаг.) – главный голос в раннем органуме (сначала верхний, затем – нижний); понятие, введенное в трактате «Musica Enchiriadis».

Гвидо д’Ареццо(ок. 990–1050) – композитор, теоретик. Родился в Ареццо (Тоскана). Образование получил в монастыре Помпозы, близ Феррары. Там же началась его деятельность в певческой школе, в связи с чем и возникла идея усовершенствования нотации: он стремился облегчить своим ученикам, юным певчим, усвоение мелодий, которые они должны были исполнять. Однако затем Гвидо вынужден был покинуть этот монастырь. Работая затем в монастырской певческой школе в Ареццо, он добился признания своей реформы. Слух о его р

Наши рекомендации