Ладовое положение и разрешение аккордов

Консонирующие аккорды, которыми являются большие и малые трезвучия и их обращения, будучи взятыми изолированно (то есть вне какой-либо конкретной тональности), не имеют определенного функционального значения и поэтому не требуют никакого разрешения: в акустическом отношении они звучат устойчиво в силу своей консонантности.

Все остальные аккорды, в целом представляющие собой различные диссонирующие комплексы (уменьшенные и увеличенные трезвучия с обращениями, септаккорды с обращениями и т.д. ), оказываются неустойчивыми и поэтому всегда требуют, своего разрешения, то есть перевода в устойчивое созвучие (аккорд). В условиях семиступенного мажорного или минорного лада и конкретной тональности таким устоем, как известно, является только тоническое трезвучие.

На каждой из ступеней мажора или минора могут быть построены любые виды аккордов — трезвучия, септаккорды, нонаккорды и т.д., но их функциональное значение и внутреннее строение будут зависеть, от самого лада и его структуры. Следовательно, в условиях семиступенной диатоники в мажоре или миноре какого-либо определенного вида могут иметь место семь трезвучий, семь септаккордов, семь нонаккордов (и т.д. ), различных по своему местоположению, ладовой функции и интервальной структуре.

Главные и побочные трезвучия лада

Из семи трезвучий, построенных на основных ступенях мажора и минора, три являются главными — тоника, субдоминанта и доминанта, остальные четыре — побочными.

Трезвучия тоники, субдоминанты и доминанты называются главными потому, что в натуральных видах мажора и минора соответствуют ладовому наклонению (то есть в мажоре все они будут мажорными, а в миноре — минорными) и тем самым выявляют специфику лада.

Побочные трезвучия II, III, VI и VII ступеней самостоятельной функции не имеют, а на основании терцового родства входят в одну из неустойчивых функциональных групп (субдоминанты или доминанты) и, соответственно, с той или иной степенью яркости представляют данную функцию:

До мажор группа аккордов субдоминанты группа аккордов доминанты

Ладовое положение и разрешение аккордов - student2.ru

Отличительным признаком всех аккордов доминантовой группы является наличие в них звука VII ступени лада — восходящего напряженного вводного тона.

Отличительным признаком всех аккордов субдоминантовой группы является наличие в них звука VI ступени лада, имеющего нисходящее тяготение к квинте тоники.

На основании терцовых связей трезвучия III и VI ступеней мог ли бы также условно образовать группу тонических аккордов:

218 Ладовое положение и разрешение аккордов - student2.ru

VI I T III

Однако они содержат по одному неустойчивому звуку и в целом не в состоянии быть подлинными выразителями устойчивой функции — тоники, которая едина и практически ничем заменена быть не может.

Таблица трезвучий мажорного лада

Виды трезвучий На каких ступенях строятся
в натуральном мажоре в гармоническом мажоре в мелодическом мажоре
б. 5/3 I(Т), IV(S), V(D) I(Т), V(D) I(Т), VII Ладовое положение и разрешение аккордов - student2.ru
м. 5/3 II, III, VI III, IV (sг) IV(s), V (d)
ум. 5/3 VII II, VII II, III
ув. 5/3 нет VI Ладовое положение и разрешение аккордов - student2.ru VI Ладовое положение и разрешение аккордов - student2.ru

Таблица трезвучий минорного лада

Виды трезвучий На каких ступенях строятся
в натуральном миноре в гармоническом миноре в мелодическом миноре
б. 5/3 III, VI, VII V, VI(Dг) IV(Sм), V (Dг)
м. 5/3 I(t), IV(s), V(d) I(t), IV(s) I(t), IIм
ум. 5/3 II II, VII Ладовое положение и разрешение аккордов - student2.ru VI Ладовое положение и разрешение аккордов - student2.ru , VII Ладовое положение и разрешение аккордов - student2.ru
ув. 5/3 нет IIIг IIIм

Наши рекомендации