Конспект интегрированного НОД по чтению художественной литературы

Тема : Чтение русской народной сказки «Лиса и волк»

Вкусная рыбка для волка

Истомина Л.С

воспитатель МКДОУ детский сад «Ёлочка»

ХМАО-Югра,

Тюменская область, Березовский район, с. Саранпауль

Интеграция образовательных областей:

· «коммуникация»

· «чтение художественной литературы»

· «физическая культура»

· «художественное творчество» (лепка)

Виды детской деятельности:

· Игровая

· Коммуникативная

· Продуктивная

· Чтение

Цели деятельности педагога:познакомить с русской народной сказкой, с образами лисы и волка; закрепить приемы лепки, развивать умение аккуратно обращаться с материалами и оборудованием; воспитывать воображение и творчество.

Материалы и оборудование:сказочный лес, дом Сказочницы, корзина с игрушками, волк, лиса, костюм Сказочницы.

Содержание НОД

Организационный момент

Воспитатель в костюме сказочницы.

- Здравствуйте мои милые малыши! Я Сказочница! Хотите, расскажу вам сказку? (Ставит на стол корзину с игрушками – лису и волка)

-Кто это, какие сказки про лису и волка знаете? Послушайте еще одну сказку про лису и волка.

Чтение русской народной сказки «Лиса и волк».

Сказочница рассказывает сказку, одновременно показывая иллюстрации к ней.

Вопросы:

§ Понравилась ли вам сказка?

§ Назовите героев этой сказки.

§ Кто вам понравился больше?

§ Как лисица добыла себе рыбки?

§ Что сказала лиса волку?

§ Поверил ли волк лисе? Куда и зачем он пошел?

§ Что случилось с волком у проруби?

§ Что сделала лиса в избе?

§ Почему волк повез на себе лисицу?

§ Что приговаривала лиса, когда волк нес ее домой?

§ Какая лиса в этой сказке? Какой волк?

Подвижная игра «Лесом по проселку».

Дети слушают стихотворение и выполняют движения соответствующие тексту.

Лесом по проселку

Шли сюда на елку

Ну, давай, подпевай:

Шли сюда на елку

Вот бегут зайчишки,

Зайчики трусишки

Ушками задвигали,

У ёлочки запрыгали.

Вот шагают петушки,

Золотые гребешки.

Красные сапожки

На высоких ножках.

Вышел из берлоги

Мишка на дорогу

Лапами захлопал

По снегу затопал.

Лепка.

Сказочница (ставит волка на стол). Волк остался голодный. На улице холодно и голодно. Давайте поможем волку и вылепим ему рыбок. (Раздает пластилин детям).

В процессе лепки, внимательно следит за детьми, дает им соответствующие указания, оказывает помощь. Дети показывают что они вылепили, готовых рыбок отдают волку. Волк благодарит детей.

Рефлексия

§ Какую сказку мы прослушали?

§ Кто герои сказки?

§ Кого мы встретили в лесу по проселку?

§ Что мы вылепили для волка?

Конспект занятия по рисованию

«Какие они вечерние закаты Зауралья…»

Образовательная область художественно-эстетическое развитие

Для подготовительного дошкольного возраста

Воспитатель Кайманакова М.А.

МКДОУ №36 г. Шадринска

Цель:Побуждать детей выражать собственное восприятие явления природы - «закат» через художественное творчество.

Обучающие задачи:

-Расширять знания детей о природных явлениях (закат).

- Познакомить с изображением заката в произведениях живописи.

- Познакомить дошкольников с понятием «силуэт».

- Закреплять знания тёплых и холодных цветов.

- Формировать умения подбирать для фона соответствующую цветовую гамму «закату», передавать образы линией, силуэтом.

Развивающие задачи:

-Совершенствовать навыки работы с акварелью в технике по «сырому».

- Развивать чувство цвета, формы, композиции и чувство прекрасного.

- Продолжать закреплять умения активно участвовать в беседе, совершенствовать навыки речевого этикета.

Воспитывающие задачи:

- Воспитывать интерес к природе.

- Способствовать повышению уверенности в себе и своих силах, выражать свои чувства в процессе изобразительной деятельности и понимать чувства других.

Структура занятия:

1. Мотивация детей на предстоящую деятельность через чтение стихотворения.

2. Беседа о природном явлении – закат, о цветовой гамме.

3. Просмотр видеоролика «Фото заката».

4. Познавательная беседа о понятии «силуэт».

5. Работа с карточками.

6. Просмотр видеоролика «Закат в произведениях искусства».

7. Частичный показ приёмов изображения.

8. Работа над композиционным решением рисунка через показ слайда.

9. Релаксационная пауза.

10. Самостоятельная работа.

11. Индивидуальная работа с детьми.

12. Анализ детских работ.

Методы и приёмы

1. Словесные методы и приёмы;

- чтение стихотворения;

- познавательная беседа;

- рассказ педагога;

- объяснение;

- пояснение;

- вопросы к детям.

2. Наглядные методы и приёмы;

- наблюдение за явлением природы «закат»;

- просмотр видеороликов;

- рассматривание слайдов;

- частичный показ приёмов изображения.

3. Практические методы и приёмы;

- частично-поисковый;

- дидактическое упражнение;

- творческое упражнение (самостоятельная работа детей).

4. Игровые методы и приёмы;

- дидактическое упражнение;

- воображаемая ситуация (релаксационная пауза).

Предварительная работа:Наблюдение за закатом в вечернее время на прогулке. Просмотр сказок с использованием теневого театра. Д/и «Сравни пейзажи – утренний, дневной, вечерний и ночной».

Оборудование:

Демонстрационное:Мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор экран, презентация к занятию, видеоматериал «Закат», аудиоматериалы Игорь Крутой «Когда я закрываю глаза», L.ITLIENNE).

Раздаточный материал:Карточки на каждого ребёнка разделённые на 4-е равные части; карточки малого размера с изображением реальных образов (дерево, человек, заяц, дом). Акварель 10-12 цв., кисти №3 белка или нейлон, № 6-8 щетина или нейлон, бумага А4, губки, вода, салфетки.

Литература:

1.Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009. – 208с.

2.Шестакова, А.В. РОСТОК: учебное пособие по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста. – Челябинск, 1996. – 192 с.

Прилагаемые медиаматериалы

В презентации использованы ресурсы сети Интернет

Слайды Название слайда Целесообразность Название сайта Время в мин
1. Титульный слайд      
2. Видеоролик «Закат» Вызвать интерес и расширить знания о явлении природы - закат www.smotri.com. 0.38
3. «Подмалёвки» Закрепить знания цветов тёплой и холодной гаммы Формировать умения подбирать для фона соответствующую цветовую гамму «закату». Выполнен в пр. Microsoft Paint 0.20
4.   Проверка знаний Выполнен в пр. Microsoft Paint 0.5
5. Видеоролик «Фото заката» Познакомить дошкольников с понятием «силуэт». http://www.vgorode. ru/peoplels… http://www. lifeisphoto.ru/phot… http://www. wwalls. ru/download/… http://www. artleo. com/download и др. 2.40
6. «Силуэт» Закрепить знания о силуэте. Развивать чувство формы. Составлен из ресурсов сети Интернет 0.15
7.   Проверка знаний Составлен из ресурсов сети Интернет 0.10
8. Видеоролик «Закат в произведениях изобразительного искусства» Познакомить с изображением заката в произведениях живописи. http://artcyclopedia ru/zakat.. http://usenko m axim.ru / и др. 1.00  
9. «Композиция» Развивать чувство формы и композиции Выполнен в пр. Microsoft Paint 0.22
10. Титульный слайд      
Итого 5.30

Ход конспекта

Педагог читает стихотворение М.Садовского «Пожар»

Включить слайд №2 видеоролик «Закат»

В синем небе красный шар.

Ой! Пожар! Пожар! Пожар!

Загорелись облака,

Стала красною река.

Стёкла плавятся в домах,

Багровеют на глазах!

Полземли горит огнём.

Но спокойно всё кругом.

- Как красиво, - говорят, -

Разгорается закат.

Выключить слайд №2

Великолепное завораживающее явление природы. За ним можно наблюдать каждый день. А в какое время суток происходит это волшебство? (Ответы детей) Что происходит с солнцем? (Ответы детей) В какие цвета окрашивается небо? (Ответы детей)

Включить слайд №3 «Подмалёвки»

Скажите, пожалуйста, какая гамма больше подходит для заката первая или вторая?Почему вы так считаете? (Ответы детей)

Выключить слайд №3

Включить слайд №4 с правильным ответом

Какие вы молодцы! Верно, первая гамма выполнена в тёплых солнечных радостных тонах, а вторая напоминает нам о холоде и о зиме, она выполнена в холодных цветах.

Выключить слайд №4

Давайте ещё раз полюбуемся на закат и обратим внимание на предметы и образы, запечатленные на фотографиях.

Включить слайд №5 видеоролик фото заката с силуэтами предметов

Выключить слайд №5

Кого или что вы увидели на фотографиях? (Ответы детей) Видны ли у них детали; глаза, выражение лица, цвет одежды или листвы деревьев? (Ответы детей) Какого цвета предметы и образы в вечернее время которые мы видим? (Ответы детей) Мы с вами видим силуэты предметов. Изображение предмета, подражающее тени, производимой им на плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т.е. такое, в котором обозначается только очертание предмета, а он сам представляется однообразным чёрным пятном, называется силуэтом. Давайте поиграем в игру и определим, к какому предмету или образу подходит силуэт. У вас на столах есть карточки с четырьмя окошками и маленькие карточки с реалистичными изображениями предметов. Расставьте карточки с реалистичными изображениями предметов в окна к соответствующим силуэтам.

Включить слайд №6 «Силуэт»

Выключить слайд №6

А сейчас проверите, верно ли вы разложили карточки

Включить слайд №7 с правильным ответом

Выключить слайд №7

Многие русские художники пейзажисты изображали «закат» и мы можем полюбоваться их произведениями.

Включить слайд №8 видеоролик

«Закат в произведениях изобразительного искусства»

Выключить слайд №8

Я вам предлагаю нарисовать пейзажи на тему, «Какие они вечерние закаты Зауралья?». Для этого необходимо создать подмалёвки. Скажите, какая техника рисования акварелью подойдёт для изображения размытого яркого привлекательного вечернего неба. (Ответы детей)

Подскажите мне, что нужно сделать, чтобы лист стал сырым? (Ответы детей. Лист при помощи влажной губки необходимо намочить вначале с одной стороны, затем перевернув лист с другой стороны). Вы всё верно рассказали. Работать на влажном листе нужно достаточно быстро. Какую кисть необходимо использовать для быстрого заполнения фона? (Ответы детей) При помощи широкой кисти и нужных вам цветов заполняем всю поверхность листа, без пробелов, накладывая немного один цвет на другой и прополаскивая каждый раз кисть после использования краски одного цвета.

Комментарии сопровождаются показом на листе бумаги

прикреплённом к мольберту

Вспомните, какие бывают цветовые сочетания на небе при закате солнца.

Заполняем поверхность земли тёмным цветом, широкой кистью.

При помощи тоненькой кисти рисуем силуэты предметов (деревьев, травы, кустов, домов).

Включить слайд №9 «Композиция»

Незабываем, что мы рисуем пейзаж. Что изображают в пейзаже? (Ответы детей) Композиция пейзажа может быть разнообразной; симметричной или ассиметричной. В каждой композиции должен быть композиционный центр. Чем можно выделить композиционный центр? (Ответы детей)

Выключить слайд №9 «Композиция»

Проводиться релаксация

Педагог предлагает детям лечь на ковёр.

Включается аудиозапись с фантастической музыкой

Если закрыть глаза под фантастическую музыку, то можно придумать историю про вечерний лес или вечерний город. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте, что мы очутились вечером в лесу. Мы проходим под разлапистыми ветками деревьев и в лучах заходящего солнца появляются силуэты парящих в небе птиц, а деревья приобретают удивительные причудливые невероятные формы. В вечернем лесу всё выглядит необычно, и музыка помогает нам в этом. Солнце скоро совсем сядет за линию горизонта и нам пора возвращаться. Откройте, пожалуйста, глаза, поморгайте.

Выключить аудиозапись

Надеюсь, вам понравилось в вечернем лесу.

Какие вечерние пейзажи вы представили себе, мы попробуем сейчас перенести их на бумагу при помощи красок и вашего творчества.

Самостоятельная работа детей под музыку

В ходе изобразительной деятельности проводится индивидуальная работа с детьми:

- по заполнению фона (равномерного смачивания листа водой при помощи губки; подбор цветовой гаммы);

- по композиционному решению;

- изображению силуэтов.

По окончанию занятия детям предлагается выложить свои работы на общем столе.

В каком жанре изобразительного искусства мы с вами сегодня работали? (Ответы детей) Покажите рисунки, на которых изображён городской пейзаж, сельский пейзаж, лес. Дети показывают подходящие работы. Как вы догадались, что это сельский или городской пейзаж? (Ответы детей)

Педагог обращает внимание на рисунки с более тёплой или холодной цветовой гаммой.

Какие краски ты использовал для вечернего неба? (Ответы детей)

Какие помещения детского сада можно украсить нашими картинами? (Ответы детей)

Люблю вечерний я закат

И горизонт с вечерним солнцем,

Где сумерки вечерние таят

Заката краски, тёплый свет в оконце.

Мохонько Б.Б.

Наши рекомендации