Общая характеристика стандартов разных видов

В зависимости от назначения и содержания раз­рабатываются стандарты следующих видов:

- основополагающие;

- на продукцию и услуги;

- на работы (процессы);

- на методы контроля.

Основополагающий стандарт — нормативный до­кумент, имеющий широкую область распростране­ния или содержащий общие положения для опреде­ленной области.

В приведенном определении основополагающего стандарта заложены широкий и узкий смыслы. Осно­вополагающий стандарт в широком смысле имеет объекты межотраслевого значения: система государ­ственной стандартизации, система конструкторской документации, единицы измерения, термины межот­раслевого значения (управление качеством, надеж­ность, упаковка) и пр. Основополагающий стандарт в узком смысле — стандарт, определяющий общие по­ложения; в «цепочке» стандартов конкретной систе­мы, например: ГОСТ Р 1.0—92 «ГСС. Основные положения»,ГОСТ Р 50779.0—95 «Статистические ме­тоды. Основные положения», СНиП 10.01—94 «Сис­тема нормативных документов в строительстве. Ос­новные положения».

Основополагающие организационно-методичес­кие стандарты устанавливают общие организацион­но-технические положения по проведению работ в определенной области (например, ГОСТ Р 1.0—92 «ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов»).

Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают научно-технические термины, много­кратно используемые в науке, технике, производстве; условные обозначения различных объектов стандартизации — коды, метки, символы (например, ГОСТ 14192 «Маркировка грузов»); требования к построе­нию,- изложению, оформлению и содержанию раз­личных видов документации (например, ГОСТ Р 1.5 «Требования к построению и содержанию стандар­тов»); общетехнические величины, требования и нор­мы, необходимые для технического обеспечения про­изводственных, процессов (предпочтительные числа, параметрические и размерные ряды, классы точнос­ти оборудования); требования технической эстетики и эргономики (например, ГОСТ 8.417 «Государствен­ная система обеспечения единства измерений. Еди­ницы физических величин»).

Стандарты на продукцию (услугу) устанавливают требования к группам однородной продукции* (услу­ги) или конкретной продукции (услуге).

На продукцию (услугу) разрабатывают следующие основные разновидности стандартов; стандарт общих технических условий; стандарт технических условий. В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продукции, во втором — к кон­кретной продукции. Указанные стандарты в общем слу­чае включают следующие разделы: классификация, ос­новные параметры и (или) размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого на­значения: стандарты технических требований; стандар­ты правил приемки; стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарты на работы (процессы) устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (ус­луги) — разработка, изготовление, хранение, транс­портирование, эксплуатация, утилизация для обеспе­чения их технического единства и оптимальности. Приведем пример стандартов данного вида.

Большую роль в оперативном освоении новой продукции играют стандарты системы автоматичес­кого проектирования (САПР). Эта система начала в нашей стране развиваться только в 70-е гг., тогда как за рубежом она была внедрена раньше и дала боль­шой эффект. Так, внедрение САПР позволило япон­ским автомобильным фирмам в 2—8 раз сократить время конструирования новых моделей.

Типичным объектом стандартов отрасли являют­ся типовые технологические процессы. Пример: ОСТ 36-71—82 «Плиты теплоизоляционные минераловатные. Типовой технологический процесс».

На современном этапе большое значение приоб­ретают стандарты на управленческие процессы в рам­ках систем обеспечения качества продукции (услуг) — управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр. Как уже отмечалось, управленческий процесс — типичный объект СТП на предприятии, на котором действует система качества.

Стандарты на методы контроля (испытания, измерений, анализа) должны в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть

объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений.

Для каждого метода в зависимости от специфики то проведения устанавливают: а) средства испытаний и вспомогательные устройства; б) порядок под­готовки к проведению испытаний; в) порядок прове­рим испытаний; г) правила обработки результатов испытаний; д) правила оформления результатов ис­пытаний; е) допустимую погрешность испытаний.

Стандарты могут быть узкого назначения — проверка одного показателя качества (например, стандарт на метод определения паропроницаемости чистошерстяных и. полушерстяных тканей) либо широкого назначения — проверка комплекса показателей стандарт на методы испытаний шелковых и полу­шелковых штучных изделий).

Практика обязательной сертификации вызвала необходимость разработки стандартов смешанного вида — стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопасно­сти к продукции (услуге) и методы контроля безопас­ности. Пример: ГОСТ 25779 «Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля».

Наши рекомендации