Отличительные признаки технического регламента и стандарта
Документ | Статус | Объект регулирования | Характер использования | Содержание документа | Социальная роль |
Технический регламент | Федеральный закон или постановление Правительства РФ | Продукция и процессы ЖЦП | Обязательное | Требования к характеристикам безопасности продукции и процессов ЖЦП. Требования к маркировке, сопроводительной документации | Обеспечение безопасности |
Стандарт | Нормативный документв области стандартизации | Продукция и процессы ЖЦП, работы, услуги | Добровольное | Требования ко всем техническим (потребительским) характеристикам | Обеспечение конкурентоспособности продукции |
Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОКТЭИ) - документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. ОКТЭИ разрабатывают на продукцию, услуги, производственные процессы и их элементы, имеющие общенародное хозяйственное значение; содержат их условные цифровые коды и наименования. В России действует более 30 ОКТЭИ (см. раздел 1.8).
Правила стандартизации (ПР) - нормативный документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации.
Рекомендации по стандартизации (Р) - документ, содержащий советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте. Положения, содержащиеся в рекомендациях, являются добровольными.
Свод правил - это широко применяемый в международной практике документ, содержащий технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции. В российской практике к таким документам относятся СанПиНы, СНиПы и другие подобные документы федеральных органов исполнительной власти, составляющие дополнительную часть нормативной базы, определяющей требования к продукции и связанным с ней процессам. Своды правил разрабатывают в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования, без дополнительных затрат на переработку таких документов в национальные стандарты.
Глава 1
Технические условия (ТУ) могут выступать в роли технических и нормативных документов. ТУ на поставляемую продукцию используют в роли нормативных документов, если на них даны ссылки в договорах (контрактах). Объектами ТУ служат изделия, выпускаемые мелкими сериями (предметы галантереи, изделия народных промыслов); изделия сменяющего ассортимента (сувениры, выпускаемые к знаменательному событию); продукция, выпускаемая на основе новых рецептур и (или) технологий. В отличие от стандартов ТУ разрабатывают в более короткие сроки, что позволяет оперативно организовать выпуск новой продукции. Общие требования к построению, изложению, содержанию, оформлению, обозначению, утверждению, регистрации технических условий на российские пищевые продукты регламентированы ГОСТ Р 51740-2001. ТУ на пищевые продукты являются техническим документом, в котором изготовитель устанавливает требования к качеству и безопасности конкретного пищевого продукта, необходимые и достаточные для идентификации продукта, контроля его качества и безопасности при изготовлении, хранении, транспортировании. Они должны содержать вводную часть и разделы, расположенные в следующей последовательности: область применения; требования к качеству и безопасности; маркировка; упаковка; правила приемки; требования охраны окружающей среды; методы контроля; правила транспортирования и хранения; перечень ссылочных документов (при наличии ссылок в ТУ).
Категории стандартов
В зависимости от сферы действия стандарты в Российской Федерации делятся на категории. До принятия закона «О техническом регулировании» были следующие категории стандартов, а именно: Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), межгосударственные стандарты (ГОСТы), стандарты отраслей (ОСТы), стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО), стандарты предприятий (СТП).
Государственные стандарты РФ - это стандарты, принятые национальным органом по стандартизации (Госстандартом, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Росстандартом; в области строительства - Госстроем России).
Межгосударственные стандарты - региональные стандарты, принятые Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации и введенные в действие постановлением национального органа по стандартизации России в качестве национальных стандартов РФ.
К объектам национальных и межгосударственных стандартов относят: организационно-методические и общетехнические объекты межотраслевого применения; продукцию, работы и услуги межотраслевого значения.
Стандарты на организационно-методические и общетехнические объекты содержат правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно-технические правила и нормы.
Национальные стандарты на продукцию в настоящее время содержат обязательные требования к ее качеству, обеспечивающие безопасность для жизни, здоро-
Основы технического регулирования и стандартизации
вья и имущества потребителя; охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость; основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции.
Обязательные требования национальных стандартов должны соблюдать государственные органы управления и субъекты хозяйственной деятельности до вступления в силу соответствующих технических регламентов. Информацию о стандартах, содержащих разделы, подлежащие обязательному исполнению, размещают в информационной системе общего пользования в электронной форме. Потребительские требования национальных стандартов рекомендовано применять в добровольном порядке. Они подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности при условии их включения в договор либо в техническую документацию изготовителя (поставщика) продукции.
Продукция, в том числе импортируемая, не подлежит реализации по назначению, если она не соответствует обязательным требованиям, предусмотренным в действующих стандартах, или если продукция, подлежащая обязательной сертификации, не имеет сертификата и знака соответствия, выданных или признанных в установленном порядке уполномоченным на то органом.
Стандарты отраслей разрабатывали и принимали государственные органы управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения.
Стандарты отраслей, как и государственные стандарты, разрабатывали на организационно-технические и общетехнические объекты, продукцию, процессы и услуги, но отраслевого значения. Примерами организационно-технических и общетехнических объектов могут служить: организация и проведение работ по отраслевой стандартизации; организация работ по метрологическому обеспечению в отрасли и др.
Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО) разрабатывали для динамичного распространения и использования результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в различных областях знаний. Объектами СТО являлись: принципиально новые виды продукции и услуг, новые методы испытаний, нетрадиционные технологии разработки, изготовления, хранения продукции и новые принципы организации и управления производством.
Стандарты предприятий разрабатывали и утверждали предприятия для регламентации оптимальных процессов организации и управления производством. СТП являлись основными организационно-методическими документами в действующих на предприятиях системах обеспечения качества продукции (услуг).
Федеральным законом о «Техническом регулировании» установлены три категории стандартов: национальные стандарты, предварительные национальные стандарты и стандарты организаций. Предварительные национальные стандарты - документы в области стандартизации, утвержденные Росстандартом, срок действия которых ограничен. Их разрабатывают на основе международных стандартов или стандартов организаций. Они могут содержать правила и методы исследований и измерений, правила отбора проб, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Предварительные национальные стандарты утверждают на 3 года. После этого срока их утверждают в качестве национальных стандартов или отклоняют.
Глава 1
Стандарты организаций по существу заменят стандарты предприятий (СТП) и стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО). Отраслевые стандарты будут постепенно трансформированы или в национальные, или в стандарты организаций.
Кроме рассмотренных категорий стандартов в нашей стране широко применяют региональные и международные стандарты, о которых будет сказано в разделах о региональной и международной стандартизации.