Блок 2. анализ кадрового потенциала

Анализ кадрового потенциала образовательной организации включает в себя расчет нескольких количественных показателей:

1. Динамика численности персонала по категориям (педагоги, руководители и т.д.) за последние 2-3 года.

Таблица 1

Динамика численности персонала «Исследуемая организация»

Категория работников 2015 г. Уд.вес, 2016 г. Уд.вес, Темп прироста в %
    %   % 2016 г. к 2015 г.
педагогические работники          
административно-          
управленческий персонал          
учебно-вспомогательный          
персонал          
Технический персонал          
Среднесписочная численность сотрудников          

2. Динамика структуры персонала

С точки зрения общей структуры, описываются такие признаки персонала, как пол, возраст, стаж работы, образование, квалификация.

Каждый из признаков имеет четко выделенные категории.

Таблица 2

Динамика персонала «Исследуемая организация» по возрасту

Категории работников 2015 г. Уд.вес, 2016 г. Уд.вес, % Темп прироста
    %     в % 2016 г. к
          2015 г.
16-19 лет          
20-24 года          
25-29 лет          
30-34 года          
35-39 лет          
40-44 года          
45-49 лет          
50-54 года          
55-59 лет          
60-64 года          
65 лет и старше          
ИТОГО          

Таблица 3

Динамика персонала «Исследуемая организация» по образованию

Категории работников 2015 г. Уд.вес, 2016 г. Уд.вес, % Темп прироста
    %     в % 2016 г. к
          2015 г.
среднее общее          
начальное          
профессиональное          
среднее          
профессиональное          
незаконченное высшее          
высшее          
Итого          

Таблица 4

Динамика персонала «Исследуемая организация»

По общему трудовому стажу

Категории работников 2015 г. Уд.вес, 2016 г. Уд.вес, % Темп прироста
    %     в % 2016 г. к
          2015 г.
до 5          
от 6 до 10          
от 11 до 15          
от 16 до 20          
свыше 20          
Итого          

Таблица 5

Динамика персонала «Исследуемая организация»

по стажу работы в данной образовательной организации

Категории работников 2015 г. Уд.вес, 2016 г. Уд.вес, % Темп прироста
    %     в % 2016 г. к
          2015 г.
до 5          
от 6 до 10          
от 11 до 15          
от 16 до 20          
свыше 20          
Итого          

Таблица 6

Динамика педагогических работников «Исследуемая организация»

По уровню квалификации

Категории работников 2015 г. Уд.вес, 2016 г. Уд.вес, % Темп прироста
    %     в % 2016 г. к
          2015 г.
высшая категория          
первая категория          
вторая категория          
без категории          
Итого          

Коэффициент оборота по приёму - это отношение числа принятых за период к среднесписочному числу работников:

К   Ч принят. (1)  
об.прием а   Ч спис.  
         

блок 2. анализ кадрового потенциала - student2.ru

где Ч принят – число принятых работников за год, чел.

спис – среднесписочная численность, чел.

Коэффициент оборота по выбытию - это отношение числа выбывших за период к среднесписочному числу работников:



К   Ч уволен. (2)  
об.выбыт ия   Ч спис  
         

блок 2. анализ кадрового потенциала - student2.ru

где Ч уволен – число уволенных работников за год, чел.

спис – среднесписочная численность, чел.

Коэффициент текучести - это отношение числа выбывших за период по причинам, относимым к текучести кадров, к среднесписочному числу работников:

К   Ч т екуч (3)  
т екучест и   Ч спис  
         

блок 2. анализ кадрового потенциала - student2.ru

где Ч текуч –число работников, уволенных по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины, чел/год

спис – среднесписочная численность, чел.

Пределы «нормы» коэффициента текучести кадров, как показывает практика, колеблются в рамках 3-5% в стабильной ситуации. Если он меньше 3%, это можно расценивать как застой в коллективе. В таком случае необходимо искусственно «встряхнуть» персонал, например, найти повод для замены части сотрудников.

Коэффициент замещения - это отношение разности числа принятых и выбывших за период к среднесписочному числу работников:

К   Ч принят (4)  
зам ещения   Ч уволен  
         

блок 2. анализ кадрового потенциала - student2.ru

Значение этого коэффициента будет меньше 1, если число принятых работников не замещает число выбывших (например, из-за инновационных изменений).

Коэффициент стабильности кадров -это отношение числаработников, проработавших в образовательной организации не меньше 3 лет, к среднесписочной численности:

К   Ч стабильн (5)  
стабильности   Ч спис  
         

блок 2. анализ кадрового потенциала - student2.ru где Ч стабильн – число работников, проработавших на предприятии не менее 3 лет, чел.

Этот коэффициент применяется для оценки эффективности кадровой политики образовательной организации. Он дополняет коэффициент текучести.

Все эти показатели необходимо рассчитать за последние 2 года и на основе полученных данных построить сравнительные столбиковые диаграммы.

Наши рекомендации