Организация проведения аудитов

Установление первоначального контакта с проверяемой организацией

Первоначальный контакт с проверяемой организацией для проведения аудита может иметь официальный или неформальный характер и должен устанавливаться руководителем группы по аудиту. Целями первоначального контакта являются:

- установление связи и каналов передачи информации с представителями проверяемой организации;

- подтверждение полномочий для проведения аудита;

- предоставление информации, касающейся области аудита, методов аудита и состава группы по аудиту, в том числе технических экспертов;

- получение разрешения на доступ к соответствующим документам для планирования целей и задач, включая записи;

- определение применяемых к проверяемой организации законодательных и контрактных требований, а также других требований, относящихся к видам осуществляемой деятельности и продукции проверяемой организации

- подтверждение соглашения с проверяемой организацией относительно степени раскрытия и обращения с информацией, носящей конфиденциальный характер;

- определение необходимых подготовительных мероприятий по аудиту, включая даты планов-графиков;

- определение любых требований, связанных с обеспечением доступа, здоровья и безопасности или других требований;

- согласование присутствия наблюдателей и потребности в сопровождающих для группы по аудиту;

- определение любых областей заинтересованности или озабоченности проверяемой организации в связи с конкретным намеченным аудитом.

Определение возможности проведения аудита

Для обеспечения уверенности в том, что поставленные цели аудита могут быть достигнуты, нужно определить возможность проведения аудита.

При определении возможности проведения аудита нужно учитывать такие факторы, как наличие:

- необходимой и достаточной информации для планирования аудита;

- адекватного содействия и сотрудничества со стороны проверяемой организации;

- достаточного времени и ресурсов для выполнения аудита.

В случае невозможности проведения аудита необходимо предложить заказчику альтернативное решение на основе консультаций с проверяемой организацией.

Критерии аудита продукции, процесса и СМК

Критерии аудита - совокупность политик, процедур или требований, используемых в качестве эталона, в соотношении с которым сопоставляют свидетельства аудита, полученные при проведении аудита.

Критерии аудита используют в виде основы для сравнения, по которой определяют соответствие, и могут включать в себя применяемые политики, цели, процедуры, стандарты, законодательные требования, требования системы менеджмента, контрактные требования или своды правил, регулирующих деятельность в конкретном секторе или других запланированных мероприятий.

Документы или их отдельные разделы, устанавливающие требования к продукции, процессу и СМК и документы, на которые делаются нормативные ссылки ,являются критериями аудита.

Критерием аудита СМК является ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Система менеджмента качества. Требования».

Критериями процесса является внутренняя документированная информация, так как гостов на процессы нет: процедуры, графики по процессам, таблицы с цифровыми и расчетными данными по процессу и т.д.

Критерии продукции: международные и национальные стандарты на продукцию, ТУ, СТО, документированные процедура на продукцию и т.д.

Источники информации, используемые при внутреннем и сертификационном аудитах

Аудитор, используя различные источники информации, осуществляет сбор информации, которая после проверки становится свидетельством аудита. В результате оценки свидетельств аудита относительно его критериев образуются наблюдения аудита, указывающие на соответствие, несоответствие или возможность улучшения. На основе анализа наблюдений аудита составляется заключение по резуль­татам аудита, которое может указывать на необходимость корректирующих и предупреждающих действий или на области возможных улучшений.

Основными источниками сбора информации в ходе аудиторской проверки (как внутренней, так и внешней) являются документы и опросы персонала.

Наши рекомендации