Вопрос 7: Системный подход в управлении.
Система –(отгреческого целое, составленное из частей)означаетсовокупность взаимосвязанныхдругс другом элементов, образующих определенную целостность, единство.
Авторы теории системного подхода: А. Бенталандои, А. Рапопорт, Э. Боулдинг, С. Бир и др.
Типы систем:
1. Закрытая система (имеют жестко фиксированные границы (точки ее взаимодействия с внешней средой); их действия относительно независимы от окружающей среды).
2. Открытые системы (характеризуются взаимодействием с внешней средой, зависят от ресурсов, поступающих извне, границы системы проницаемы, т.е. постоянный обмен с внешней средой, имеют способность приспосабливаться к изменениям внешней среды.
Организация как открытая система рассматривается в Теме 1.
Основные свойства организаций как открытой системы:
1.Наличие подсистем, как частой единой системы; изменение одного элемента неизбежно влияет на другие.
2.Синергия – целое является большим чем сумма его частей. Система как единое целое дает больший выход, чем каждый ее элемент в отдельности.
3.Наличие обратной связи – процесс получения информации о подсистемах и системы в целом, что позволяет определить их состояние и вносить коррективы при необходимости.
4.Онтогенез (от греческого – сущее, genesis – рождение) – процесс развития организации, ее жизненный цикл, включающий различные стадии от зарождения до смерти.
5.Энтропия – универсальное свойство всех систем, отражающее их тенденцию к постоянному «истощению» и смерти. Задача менеджмента – уменьшить энтропию и продлить жизненный цикл организации посредством постоянного притока извне ресурсов, ее адаптации, приспособление к изменениям во внешней среде, к сохранению своей независимости, автономии, а с другой стороны, будучи частью более крупной системы, к усилению интеграции с другими подсистемами.
Эти тенденции являются противоположными и одновременно взаимодополняющими. В здоровой системе между ними существует рациональный баланс. В соответствии со сложившейся системой ценностей в западной культуре, предпочтение отдается конкуренции, а не кооперации, доминированию, а не партнерству. Для того, чтобы восстановить баланс, следует переключить внимание от самоутверждения на интеграцию.
6.От иерархии к гетерорархии. Гетерорархии – гибкие функциональные иерархические формы, которые быстро создаются и преобразуются в соответствии с меняющимися потребностями. Предпочтение использования отдается сетевым матричным организационным структурам.
7.Новый стиль лидерства. Если менеджер придерживается системной ориентации, он воспринимает организацию как активную систему, имеющую достаточную степень автономии, собственную логику и даже эмоциональный характер. Позиция менеджера требует не столько доли планирования и контроля, сколько функции катализатора, «тренера» и «воспитателя».
8.Структура и принципы. Структура воплощает принципы организации. Общие принципы могут быть реализованы с помощью различных организационных структур.
9.Изменчивость и стабильность. Одна из основных проблем современного управления – обеспечение функционирования организации с учетом противоречивых требований изменчивости и стабильности. Каждая активная система проходит непрерывные циклы обновлений, но несмотря на изменения, объект сохраняет свою уникальность и характерный общий вид. Компоненты системы постоянно обновляются, но общие принципы организации остаются неизменные.
10.От объектов к отношениям. Системное мышление предполагается сдвиг от объектов к отношениям. Установление и развитие контактов, создание доверительных отношений – залог успеха.
11.Экологическое сознание менеджера, природоохранительные мероприятия рассматриваются как капиталовложения в будущее, средство достижения конкурентного превосходства.
12.От роста к равновесию. Стремления к неограниченному росту является движущей силой экономической политики и одновременно причинной надвигающейся глобальной экологической катастрофы. Рост связан не только с увеличением размеров, но и внутреннем развитием стремления к равновесию – критерии приемлемости экономического роста.
Системный подход положил начало интегрированному взгляду на управление.
Теория «7S» (80-е г.) – одна из системных концепций менеджмента.
Согласно мнению Томаса Питерса и Роберта Уотермана, Ричарда Паскаля, Энтони Атоса, организация формируется на базе7 взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых требует соответствующего изменения остальных шести. Задача менеджмента состоит в гармонизации элементов внутренней среды организации.
ЗТ – Золотой треугольник
ТК – темный квадрат (мягкие «S»)
Рисунок «Взаимосвязи «7S»».
+ Стратегия организации – совокупность целей и планов их достижения.
· Структура организации (structure) – внутренние композиции организации, отражающие совокупность подразделений, иерархическую субординацию, распределение власти.
· Системы (system) – процедуры и процессы, используемые в организации: информационная система, система набора и отбора персонала, оценки деятельности, развитие (обучение, продвижение по службе), финансовые системы, бухучет и др.
· Персонал организации (staff) – персонал организации по категориям, полу, возрасту, образованию и др.
· Стиль руководства (style) – стиль управления людьми в организации, одна из главных характеристик организационной культуры.
· Компетенции персонала (skills)
· Разделение системы ценностей (sharedvalues) как элемент организационной структуры.