Схема организационной структуры

По правилам изображения схем организационных структур сту­денты рисуют схему организации, в которой они учатся или работа­ют. При этом, по необходимости, прилагается пояснение к тексту.

Тема 7. Процесс мотивации

Тест

Разбор конкретной ситуации

• мотивирование работников мясокомбината

Вопросы для обсуждения темы:

• основы и процесс мотивации;

• теории содержания мотивации (иерархия потребностей А. Маслоу, теория ERG Альдерфера, двухфакторная теория Герцберга, теория приобретенных потребностей МакКлелланда);

• теории процесса мотивации (теория ожидания, теория справедливости, концепция участия в управлении);

• системы стимулирования

Практикующее упражнение

• основы мотивации

Домашнее задание

• лист желаний

Кейс «Мотивирование работников мясокомбината»

Когда три года назад Петр Романов стал директором и основным совладельцем приватизированного предприятия «Подмосковный мясокомбинат», оно находилось в хорошем финансовом положении. Комбинат продавал свою продукцию во все близлежащие области и регионы, а объем этих продаж рос на 20% в год. Люди покупали продукцию комбината за ее качество. Однако Романов вскоре заме­тил, что работники комбината не уделяют достаточного внимания уровню выполнения своей работы. Они делали крупные ошибки: путали, например, упаковку и наклейки для разных образцов про­дукции; добавляли в исходную продукцию не те добавки; плохо пере­мешивали состав колбас и сосисок. Были случаи, когда работники неумышленно портили готовую продукцию средствами для чистки рабочих мест. В общем, люди делали в течение восьми часов только то, что им было сказано, а затем шли домой.

Для того чтобы повысить мотивированность и обязательства ра­ботников комбината, Романов и другие руководители предприятия решили ввести в управление систему участия работников в принятии решений. Для начала они доверили работникам проверку качества продукции. В результате не высшее руководство определяло «вкус» продукции, а сами работники делали это на своих участках. Такое положение дел вскоре побудило последних к производству продук­ции более высокого качества. Работников стало интересовать, во сколько их продукция обходится предприятию и что думают покупа­тели о различных сортах мясных и колбасных изделий.

Одна из бригад даже разработала технологию внедрения на своем участке специальной пластиковой вакуумной упаковки для скоро­портящейся продукции. Для этого членам бригады пришлось со­брать необходимую информацию, сформулировать проблему, уста­новить рабочие контакты с поставщиками и другими работниками на мясокомбинате, а также провести обследование универсамов и мясных киосков, чтобы узнать о том, как сделать упаковку лучше. Бригада взяла на себя ответственность за определение качества, а впоследствии и за улучшения в производственном процессе. В итоге все это привело к тому, что среди работников стали появляться жа­лобы на тех, чей уровень выполнения работы был низким и чье безразличие мешало улучшению работы. Позже жалобы стали рас­пространяться и на руководящий состав и сопровождались требова­ниями их переподготовки или увольнения. Было решено, что вместо увольнения они пройдут переподготовку прямо на предприятии с участием всех заинтересованных сторон.

Романов, другие высшие руководители предприятия и представи­тели рабочих разработали новую систему оплаты, названную «разде­ленное участие в результатах работы мясокомбината». В рамках этой системы фиксированный процент «доналоговой» прибыли делился каждые шесть месяцев между всеми работниками предприятия. Ин­дивидуальное участие в разделенной прибыли основывалось на ре­зультатах оценки уровня выполнения работы каждым из участников этого процесса. Сама система оценки была разработана и проводи­лась в жизнь группой работников мясокомбината, представлявших его отдельные подразделения. Так, работники предприятия оценива­лись: по их вкладу в групповую работу; по тому, как они коммуницируют с членами группы; по их отношению к групповой работе как таковой; по дисциплине посещения работы и по соблюдению техни­ки безопасности.

Кроме того, группы или бригады были ответственны за отбор, подготовку и оценку своих работников, а если это было необходимо, то и за увольнение своих коллег по работе. Они также принимали решения по графику работы, требуемому бюджету, измерению каче­ства и обновлению оборудования. Многое, что раньше являлось ра­ботой руководителя группы на таком предприятии, теперь стало частью работы каждого члена группы.

Петр Романов считал, что успех его бизнеса определялся следую­щим:

1. Люди хотят быть значимыми. И если это не реализуется, при­чина — в руководстве.

2. Люди выполняют работу на том уровне, который соответствует их ожиданиям. Если говорить людям, что вы от них ожидаете, то можно влиять на уровень выполнения ими своей работы и таким образом мотивировать их.

3. Сами ожидания работников определяются целями, которые они перед собой ставят, и системой вознаграждения.

4. Любые действия руководства и менеджеров предприятия в зна­чительной мере влияют на формирование у работников ожидания.

5. Любой работник способен научиться выполнению многих новых разнообразных задач в рамках своей работы.

6. Результаты деятельности предприятия показывают, кто я такой и что представляет моя работа. Моя работа заключается в создании условий, при которых наивысший уровень выполнения работы каж­дым служит как его индивидуальным интересам, так и интересам предприятия в целом.

Вопросы к кейсу:

1. Каким образом и в какой степени мотивационная политика Романова удовлетворяет потребности из иерархии Маслоу?

2. Объясните успех политики использования мотивационной тео­рии ожидания.

3. Желали бы Вы работать на Подмосковном мясокомбинате? Обоснуйте свой ответ.

4. Концентрировал ли Романов внимание на факторах «здоровья» или на мотивационных факторах Герцберга в своей программе моти­вации?

5. Охарактеризуйте существующую на мясокомбинате систему вознаграждения.

6. Возможен ли успех подобной мотивационной программы на предприятиях других отраслей, в том числе отраслей нематериально­го производства?

Практикующее упражнение «Основы мотивации»

Назовите по пять наиболее важных, по Вашему мнению, мотиваторов для следующих лиц:

вас лично на работе (в классе):

1._________________________________________

2.___________________________________________

3.___________________________________________

4.___________________________________________

5.___________________________________________

квалифицированного рабочего:

1._________________________________________

2._________________________________________

3.__________________________________________

4.__________________________________________

5.__________________________________________

служащего в конторе:

1._______________________________________

2.__________________________________________

3.__________________________________________

4.___________________________________________

5.__________________________________________

профессионала (врача, юриста, преподавателя):

1.__________________________________________

2.___________________________________________

3.___________________________________________

4.___________________________________________

5.___________________________________________

неквалифицированного работника:

1.__________________________________________

2.___________________________________________

3.___________________________________________

4.___________________________________________

5.___________________________________________

Примечание: Сначала в течение 10—15 мин. проделайте данное упражне­ние индивидуально, а затем в течение 20—30 мин обсудите в группе и достигните консенсуса. В классе с преподавателем в течение 15—20 мин обсудите и сформу­лируйте общую позицию по данному упражнению.

Домашнее задание «Лист желаний»

Заполните форму, обеспечив логику в объяснении Ваших желаний и потребностей.

Лист желаний

Вещи, которые вам хочется данное желание выбранные вами получить в жизни Какую потребность (потребности) данное желание может удовлетворить? Какая мотивационная теория лучше объясняет выбранные вами потребности?
лист а — краткосрочные желания
Лист В — долгосрочные желания

Тема 12. Лидерство и стиль руководства

Содержание занятия:

Тест

• менеджер и его работа;

• кто такой менеджер и каковы его обязательства;

• умения и роли менеджера;

• содержание работы менеджера;

• качества менеджера.

Практикующее упражнение

• менеджер XXI в.

Домашнее задание:

• Мой лучший менеджер

Тест[1]

1. Оцените и определите, к какому типу менеджера вы себя относите?

2. Каких принципов вы придерживаетесь?

3. Какие качества менеджера вам импонируют?

Менеджер-патерналист. Патерналист играл роль "главы семьи", к рабочим относился по-отечески. Философия менеджмента подчинялась формуле "Быть справедливым, но твердым». Рабочие в массе положительно реагировали на поведение таких менеджеров, что сказывалось на росте произво­дительности труда.

Менеджер-маклер. Этот тип проявился в годы кризисных потрясений, когда капита-листические предприятия страдали от перепроизводства товаров. В то время фирмам потре-бовались оборотистые люди» умеющие сбывать продукцию и тем са­мым двигать производство» Такие люди стано­вились во главе как мелких, так и крупных предприятий. Работа данного типа менеджеров во многом напоминала работу дипломатов. Ру­ководящим началом здесь выступал принцип: «Делай все возможное, чтобы смягчить недо­вольство рабочих».

Менеджер-организатор. Под влиянием двух обстоятельств сформиро­вался тип менед­жера организатора. Во-первых, разросшиеся капиталистические предприятия сде­лали невозможным единоличное управления про­изводством. Чтобы принимал» решения, ме­недже­ру потребовалось мнение довольно большого кру­га лиц. В обиход вошли управленче­ские советы. Во-вторых, новые условия привели к тому, что во главе становился не основа­тель производства, а приглашенный специалист со стороны.

Менеджер-управляющий. Функция управления считается традиционной. Осуществляя ее, менеджер становится персоной, облеченной властью. И поскольку в современных условиях власть перестала быть безраздельной, то от властного лица сегодня ожидается проявление и твердости, и известной мягкости. Менеджер-управляющий должен быть честным, верным сво­ему слову, иметь высокую профессиональную подготовку, владеть навыками делового общения, обладать мастерством оратора, консультанта, пе­дагога и психолога.

Менеджер-дипломат. Сегодня менеджеры среднего и высшего звена тратят свое рабочее время в основном на установ­ление и развитие человеческих контактов, углуб­ление деловых связей, заключение сделок, разре­шение споров, улаживание отношений с властями. Значительно возросла роль менеджеров в различ­ного рода посреднических действиях. Для этого требуются специфические способности, аналогич­ные дипломатическим. Кроме того, вторая поло­вина 80-х годов обозначила себя "бумом межгосу­дарственных связей".

Менеджер-лидер. Современный менеджер осуществляет не только менеджерские функции, но и лидер­ские. Американские теоретики менеджмента давно провозгласили лозунг "Каждый менеджер должен быть лидером!" Функции менеджера и функции лидера не идентичны. Чтобы эффективно справиться с задачей, нужно быть способным вести за собой людей, т.е. быть лидером. В современном понимании лидерские функции складываются из двух компонентов - профессионально-технократических и эмоционально-личностных.

Менеджер-воспитатель. По мере усложнения производственных процессов возрастают требования к персоналу. Появляется потребность в повышенной технологической эрудиции работников, в совершенствовании нравственных сторон их жизнедеятельности. Степень воспитанности» высокая нравственность работников является решающим условием перемещения пика экономического прогресса из региона в регион.

Период 1775-1875 it. - век Великобритании, господство классической христианской этики, период 1875-1975 it. - век США, протестантская этика; в 1975 г. обозначился век азиатско-тихоокеанского региона, конфуцианская этика. Этические системы оказываются мощнейшими факторами социально-экономического прогресса.

Менеджер, претендующий на успех, обязан сделать для себя надлежащий вывод: этическое эмоциональное воспитание работников - существенная сторона всех менеджерских функций.

Менеджер-инноватор. В условиях третьей волны научно-технического прогресса, которую называют информационной (первая, волна связана с введением сельскохозяйственной культуры, вторая - с промыш­ленным переворотом), одной из важнейших сторон менеджерских функций является деятельность по инновациям. Потребность в инновациях объясняется просто. Считается, что значительно легче и быстрее повышать производительность труда и качество продукции на базе принципиально новой техники и технологии, чем постоянно "латать заплаты на изношенном оборудовании'* и эконо­мить на введении новшеств.

Менеджер-человек. Менеджер - не машина, которая работает от внешних источников энергии, - это человек и ничто человеческое ему не чуждо. Менеджер - личность, т.е. сложная система социальных ка­честв, взращенных в процессе воспитания. У каж­дого менеджера есть свой характер, спаянный из совокупности поведенческих черт. Однако далеко не каждая черта характера способствует осуществ­лению менеджерских функций.

Практикующее упражнение «Менеджер XXI века»

Цель

Научить студентов обнаруживать связь между изменениями внешней среды и теми требованиями, которые предъявляют эти из­менения к работе менеджера в будущем.

Процедура

Шаг I. В течение 10—15 мин студенты индивидуально составляют «портрет» менеджера XXI в., принимая во внимание предстоящие изменения в деловом окружении.

Шаг II. В малых группах в течение следующих 20—30 мин студен­ты вырабатывают групповое решение в отношении «портрета» ме­неджера XXI в.

Шаг III. В классе под руководством преподавателя в течение 15— 20 мин проводится обсуждение и вырабатывается общее видение требований к менеджеру XXI в.

Домашнее задание «Мой лучший менеджер»

Необходимо указать качества менеджера, которые сформировали у вас данное представление о нем. Качества не только должны быть названы, но и «расшифрованы» в терминах поведения менеджера и его отношения к фактам и событиям. Для ранее наработавших сту­дентов в качестве менеджера могут выступать работники или руко­водители учебных или спортивных учреждений, а также учреждений культуры.

Тема 12. Лидерство и стиль руководства

Содержание занятия

Тест

Разбор кейса «Тымковская игрушка»

Вопросы для обсуждения темы:

•основы лидерства: природа и содержание лидерства, лидерство и эффективность управления, подходы к изучению лидерства;

• традиционные концепции лидерства: теория лидерских качеств, концепция лидерского поведения;

• концепции ситуационного лидерства: континуум лидерского поведения, модель Фидлера, модель Херси и Бланшара, модель «путь—цель» Хауза и Митчелла, модель Стинсона — Джонсона, модель Врума — Йеттона — Яго;

• сравнительный анализ моделей ситуационного лидерства,

• новое в теориях лидерства: атрибутивное лидерство, харизматическое лидерство, преобразующее лидерство;

Практикующее упражнение «Положение на заводе».

Домашнее задание:

• Лидер, которого я знаю

Кейс «Тымковская игрушка»

Зинаида Терентьева припарковала свою «Газель» около гостиницы «Измайловская» и вздохнула с облегчением после долгой дороги. Грузовой пикап был заполнен образцами глиняных игрушек, изготовленных на ее фабрике. Она рассчитывала получить в этот раз много заказов на свою продукцию, так как вскоре должен был состо­яться праздник Масленицы и проводов русской зимы и ожидался наплыв иностранных гостей. В ожидании менеджера магазина суве­ниров Зинаида вдруг вспомнила, с каким трудом ей досталось то, что они с мужем сегодня имеют.

Производство глиняных лепных расписных фигурок людей и животных, иногда в виде свистулек, являлось уже на протяжении нескольких столетий одним из русских народных художественных промыслов, которым были заняты главным образом женщины. Этот промысел издавна существовал в заречной слободе Тымково близ города Вятка. Свистульки — конь, всадник, птица — восходят к древним магическим ритуальным изображениям и связаны с при­родными календарными праздниками. Позднее фигурки, потеряв своё магическое значение, стали детской, а затем декоративной иг­рушкой, производство которой превратилось в художественный промысел. В советское время сначала этим занималась артель «Гли­няная игрушка», а затем с 1948 г. — Государственная художественная мастерская. Сегодня этот бизнес принадлежал Зинаиде и ее мужу Ивану.

Зинаида и ее муж сколотили свой небольшой капитал в течение последних нескольких лет на челночных операциях на «великом пути на варяг в греки». Иван был уроженцем Вятки, но свое отрочество и юность провел в северной столице, испытывая судьбу в поисках счастья. Он так и не окончил ни один из вузов, где он пытался найти решение своих проблем. Не прижился он и на рабочих местах в самых разных организациях. Работы он не боялся, да и здоровье позволяло. С«открытием» в стране рынка он немедленно бросился в рискованный «челночный» бизнес, где и встретил свою будущую спутницу жизни. Зинаида выросла в Ростове-на-Дону и окончила там экономи­ческий факультет государственного университета. Мечтала попасть в столицу на работу, но обстоятельства свели ее с Иваном, и они решили открыть свой семейный бизнес, благо что цены на приватизационных аукционах были тогда еще доступны и немногие рисковали вкладывать свои скудные сбережения в реальное производство, пусть даже на уровне художественных промыслов.

Первое, что они обнаружили, это была низкая производитель­ность труда на приобретенной ими фабрике (ниже, чем они ожида­ли). Они наняли вновь прибывших в регион работников, чтобы из­менить ситуацию на предприятии. К тому же Иван создал и ввел в действие новую систему поштучной оплаты труда работников. Он долго и тщательно разъяснял работникам значение системы и старал­ся через ее обсуждение снять все возникающие у подчиненных вопро­сы. Поскольку многие из вновь прибывших работников ранее никог­да не делали глиняных игрушек, то они практически не задавали никаких вопросов. Единственное что они хотели, так это получать заработную плату в зависимости от проработанного времени. Не­смотря на то что Терентьевы были уверены, что поштучная оплата позволит поднять производительность труда, им пришлось согла­ситься на повременную оплату работы. Так как навыков ручной работы для изготовления глиняных игрушек требовалось от каждого работника в одинаковой мере, то и оплата производилась по одной и той же норме.

Вскоре Терентьевы обнаружили, что у их подчиненных отноше­ние к работе меняется. Однажды они были неприятно удивлены, когда никто из подчиненных не вышел на работу. Как им объяснили, это был «день урожая» и почти все жители этого региона проводили его по традиции на своих приусадебных участках в преддверии на­ступления плохой погоды с холодом и дождями.

Иван Терентьев хорошо знал потенциал рынка декоративных изделий и продукции художественных промыслов Севера России. Поэтому месяц назад он провел совещание с рядом своих работников по поводу перехода к изготовлению новой продукции. Так как про­дажа «тымковских игрушек» носила преимущественно сезонно-туристический характер — особенно широкой она была в периоды Рождества, масленицы и летних отпусков, — Иван подумал, что ра­ботники в другое время могли бы делать еще какую-нибудь продук­цию, например декоративную посуду и украшения для кухонь в стиле «а ля рюс». Это помогло бы фирме повысить и производительность, и общую прибыльность. Работники выслушали его предложение и сказали, что они умеют делать только игрушки. Иван решил не на­стаивать на своей идее до тех пор, пока он сам и его жена смогут узнать, почему работники не пошли на сотрудничество с ними. Вмес­те с тем Терентьевы знали, что конкуренция с другими производителями вынудит их работников приобрести новые навыки и умения для производства другой продукции.

Несколько ссор среди работников уже имели место в их кол­лективе. Обычно они возникали между старожилами данной мест­ности и людьми, попавшими туда из других мест в результате дег­радации и распада прежде великой империи. Ссоры не были се­рьезными и длительными, но они способствовали развитию напря­женной обстановки в коллективе. Всю предыдущую неделю Зинаида была на фабрике, когда Роза Бахметьева жаловалась на Дарью Ко­нюхову и Надежду Первухину за то, что они смеялись над ней. Когда Иван Терентьев спросил Розу, что они ей говорили, она ска­зала, что не знает, так как они говорили на каком-то местном «слен­ге», который ей не был известен. В это время Иван вел переговоры с сетью торговых магазинов «Русский сувенир» и у него не было времени вплотную заняться ситуацией с Розой. Его жена не имела определенного мнения о том, как надо было поступить в подобном случае, так как сама была родом с юга России и еще не успела познать тонкости местного диалекта.

Эти мелкие ссоры между работниками могли бы стать причиной того, что усилия Терентьевых по развитию групповой работы в их небольшом коллективе ни к чему бы не привели. Поэтому Зинаида совмещала пребывание в столице, где она останавливалась у своей родственницы, с посещением семинара, организуемого Академией экономики для мелких предпринимателей. На занятиях преподавате­ли уделяли много внимания формированию хороших отношений на работе между членами организации. Некоторое время спустя она вместе с мужем начала применять на практике ряд концепций, поня­тых и усвоенных ею в ходе занятий семинара. Так, она начала созда­вать из числа работников «команды», состоящие из представителей каждой стадии производственного процесса. После разъяснения ра­бочим сущности групповой работы Иван попросил «команды» обсу­дить направления возможного сотрудничества и кооперации друг с другом в целях увеличения производительности в работе и дать знать ему или его заместителю Ане Прохоровой о достигнутых успехах в течение недели. Прошла неделя, и все «команды» доложили, что им не удалось выработать каких-либо идей о том, как лучше кооперироваться в работе. Пытаясь более детально узнать, что же они все-таки обсуждали в «командах», Иван обнаружил, что они даже и не встре­чались, а следовательно, не обсуждали поставленную им проблему.

Тогда Терентьевы решили назначить в каждой «команде» ответственного, или лидера. Выделив им теперь месяц времени, они попросили «команды» встретиться в неформальной обстановке и доложить о своих достижениях. В конце месяца работники пришли к Терентьевым в контору с тем же результатом: ни в одной из «команд» пробле­мы сотрудничества не обсуждались. Тогда Терентьевы решили вре­менно отказаться от этой затеи. Они решили еще раз подумать о том, как добиться встречной поддержки и получить помощь своих подчи­ненных в том, чтобы для всех них дело было более успешным.

Вопросы к конкретной ситуации

1. С какими проблемами встретились Терентьевы в реализации лидерского подхода в управлении своим коллективом?

2. Если бы Терентьевы решили выбрать модель ситуационного лидерства, то какой из лидерских стилей помог бы им в наибольшей степени выполнить то, что они хотели?

3. Если бы Терентьевы наняли вас в качестве консультанта по проблемам управления, то что бы вы посоветовали им в отношении выбора стиля руководства? Почему именно такой совет вы бы им дали? Обоснуйте свои рекомендации.

Практикующее упражнение «Положение на заводе»

Цели

Научиться анализировать различные ситуации по лидерству, применяя процедуры систематизации; улучшить понимание процес­са решения проблем и принятия решений, когда имеются факты о ситуации.

Содержание:

Вы являетесь директором завода, производящего продукцию в области электроники. Руководство компании, которой принадлежит завод, ведет постоянный поиск путей повышения эффективности производства. Недавно на заводе было установлено новое обору­дование и введена новая, более упрощенная система работы. К удив­лению каждого, включая вас, ожидаемого увеличения производи­тельности не произошло. В действительности она даже начала сни­жаться; также стало снижаться качество, а текучесть персонала расти.

Вы не верите, что это происходит из-за нового оборудования. У вас есть данные из других компаний, использующих такое же обору­дование. Эти данные подтверждают ваше мнение. С вами еще рабо­тают представители фирмы—производителя этого оборудования, и они заверяют вас, что оборудование работает на пределе эффектив­ности. Вы подозреваете, что какие-то элементы новой системы рабо­ты порождают создавшуюся ситуацию. Эту позицию не разделяют ваши подчиненные всех четырех уровней управления вплоть до бри­гадиров, а также начальник отдела снабжения.

Падение производства по-разному связано со слабой подготовкой операторов машин, недостатками системы материального стимули­рования и низкой моралью. Ясно, что все эти проблемы волнуют каждого работника и по ним у ваших подчиненных имеются возмож­ные разногласия. Сегодня утром вам позвонил начальник управле­ния, которому подчиняется ваш завод. Он получил производствен­ный отчет за последние шесть месяцев и своим звонком выразил интерес к ситуации на заводе. Он сказал, что это ваша проблема и решать ее должны вы, решать так, как вы считаете нужным. Он предупредил, что хотел бы в течение недели знать, какие меры вы собираетесь предпринять.

Процедура:

Используя приведенную в рекомендованном учебнике модель ситуационного лидерства Врума—Яго для решения проблем и принятия решений, изучите в сформированных преподавателем малых группах вышеизложенную ситуацию. Малая группа должна достичь консенсуса по лучшему стилю принятия решения в данной ситуации. На обсуждение вопроса в малых группах отводится 40—45 мин. Предварительно вопрос решается каждым участником индивидуально в течение 10—15 мин. В заключение председатели малых групп докладывают групповые решения в классе, где проходит их обсуждение в течение 15—20 мин. Результаты ответов оформля­ются соответствующим образом:

Схема организационной структуры - student2.ru

Домашнее задание «Лидер, которого я знаю»

Используя факты и события своей жизни, студент описывает поведение человека, который, по его мнению, в определенных ситуа­циях проявлял лидерские качества во взаимодействии с другими людьми. Желательно, чтобы при этом был сделан вывод и дано обоснование в отношении того, какая из традиционных или ситуаци­онных моделей лидерства лучше объясняет поведение этого лидера. В качестве лидера могут быть не только менеджеры или начальники, но и родители, друзья, учителя, преподаватели, тренеры и т.п.

Схема организационной структуры - student2.ru

Тема 13. Принципы управления и методы управления

Цель семинара: Уяснить сущность методов управления.

Вопросы для обсуждения темы:

ü роль методов в процессе управления;

ü классификация методов управления;

ü содержание и условия выбора методов управления;

ü виды заработной платы.

Ход семинара:

ü экспресс-опрос на готовность к семинару (5 мин.);

ü работа в группах по вариантам (35 мин.);

ü выступления групп, обсуждение, подведение итогов (30 мин.).

Вариант 1

Задание 1.В некоторых фирмах, действующих в высокотехнологичных отраслях в т.ч. Hewlett Packard, работники часто меняют должность и переходят из одной функциональной сферы в другую. В карьере среднего работника имеют место многочисленные перемещения по горизонтали, не связанные с продвижением по службе. Перечислите достоинства такой системы. Какие проблемы она порождает? Как их можно разрешить?

Задание 2. Какие системы оплаты труда Вы считаете обоснованными в отношении:

1. высококвалифицированного маркетолога;

2. рабочей бригады, занятой на конвейере;

3. талантливого программиста;

4. бухгалтерии.

Обоснуйте ответ.

Задание 3. При расчете сдельной з/п зачастую трудно определить коэффициент КТУ (коэффициент трудового участия). Назовите критерии, которые будут браться в расчет при определении з/п отделов:

1.Маркетинга;

2. Хозяйственного снабжения;

3. Финансового

Вариант 2

Задание 1.Какой тип оплаты труда и почему Вы изберете для:

- для директора фирмы – дистрибьютора ВАЗа?

- Для зам. директора по персоналу?

- Для лепщика полуфабрикатов?

Задание 2. Известно, что в США соотношение между зарплатой президента и неквалифицированного рабочего составляет 20:1, в Японии – 8:1. В автомобильной промышленности 36:1. Каково, на Ваш взгляд, оптимальное соотношение между зарплатой директора компании и менеджера низшего звена в металлургической промышленности, в компании по производству прохладительных напитков, в пиццерии? Назовите факторы, влияющие на это соотношение.

Задание 3.Разработайте систему оплаты труда продавцов системы 5-ти фотомагазинов, учитывая следующие данные:

1. Работа у продавцов посменная(неделя через неделю), в течение трудовой недели – без выходных, в каждом магазине – 2 продавца.

2. Спрос на фототовары имеет сезонный характер:

ü Периоды “пиковой” выручки – декабрь, январь, июль, август (в 3 раза превышает выручку в “мертвый сезон”)

ü Периоды средней выручки – сентябрь, октябрь, ноябрь, февраль, июнь, (в 1,5 раза больше выручки в “мертвый сезон”)

ü Мертвый сезон – март, апрель, май

3. 2 магазина вместе приносят 70% выручки (т.к. расположены в лучших по проходимости покупателей местах)

ü № 3 приносит ежемесячно в среднем, 15% выручки

ü № 4 – 10%

ü № 5 – 5%

4. оплата труда продавца в конкурирующей организации – не менее 2000 руб. в месяц

5. текучесть кадров – 3% в месяц

Если з/п продавцов будет дифференцированной, то разработайте критерии ее повышения и, возможно, категорийность.

Вариант 3

Задание 1. Какими методами, в каком сочетании и порядке Вы будете бороться с регулярными опозданиями большинства работников? Насколько эффективен в этом случае авторитет и пример директора?

Задание 2.Компания McDonald’s в начале 70-х переживала стремительный рост выручки от реализации. Фирма рассматривала много различных систем оплаты труда менеджеров. Она желала от них добиться:

- роста выручки

- улучшения контроля за издержками

- соблюдения фирменных стандартов качества, чистоты

- найма и обучения людей, способных стать менеджерами отделений сети

Что произошло бы, если з/п менеджера ресторана зависела от роста выручки от реализации? От прибыли ресторана? Какой тип оплаты труда следовало бы принять фирме? Примите во внимание факторы сезонности, развития конкуренции.

Задание 3.Известно, что отдельные продавцы на рынке часто обманывают своих покупателей. Это обстоятельство уменьшает поток покупателей, торгового оборота рынка в целом. Ситуация усугубляется конкуренцией. Каким образом администрации рынка справиться с этой проблемой?


Наши рекомендации