Основные подходы к менеджменту.
Сегодня можно выделить следующие подходы к менеджменту. Менеджмент – 1)как вид деятельности; 2).как аппарат управления, 3)как категория людей, занятых управлением, 4)как процесс по управлению организацией; 5)как наука и искусство.
1. Менеджмент особый вид человеческой деятельности, опирающийся на интеграцию знаний, относящихся к управлению, с целью выработки научных принципов и методов эффективного управления.
2. Аппаратный подход к управлению предполагает создания иерархической структуры организации, взаимосвязей между подразделениями и элементами структуры, т.е. это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.
1. Менеджмент – это комплекс личных способностей менеджера по организации и руководству всем персоналом. Тейлор утверждал, что менеджер должен знать, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешевым способом.
2. Менеджмент это процесс управления, так как включает сбор, переработку и передачу информации, используемой для достижения цели. Процесс управления это циклическое повторение функций управления или конкретных видов управленческих работ выполняемых в организации.
5.Менеджмент — это искусство. Поскольку искусство требует личных способностей и таланта, менеджеры, принимающие организационные решения о лучшем использовании ресурсов и освоении новых рынков, несомненно, включены в творческий процесс. Многое из того, что менеджер знает о том, как управлять отдельным человеком или группой, выяснено из собственного опыта работы или от других лиц, занимающихся подобной деятельностью. Понимать подчиненных, чтобы создавать атмосферу, способствующую достижению поставленных целей, несомненно является искусством.
Вместе с тем, многие осознают, чтоменеджмент — это и наука.Наука предполагает систематическое развитие и проверку теорий, основанных на изучении практического поведения. Развитие ситуации и области деятельности, лабораторные исследовательские проекты за последние шестьдесят лет сделали исследование менеджмента более научным. Однако изучение менеджмента требует дальнейшего развития, что позволило бы нам предписывать соответствующее поведение в самых разных ситуациях. Но и сегодня, благодаря успехам, уже достигнутым нами и дающим возможность предлагать особые направления действий, менеджмент можно рассматривать как быстро развивающуюся науку. Таким образом, менеджмент — это искусство и наука одновременно.
Виды и модели менеджмента.
Сегодня в бизнесе используются многие виды менеджмента. Общий менеджмент- координация структурных подразделений по достижению основной цели организации. Инновационный менеджмент – призван управлять изобретением новых технологий, техники и внедрением их в бизнес. Стратегический менеджмент – координирующий цели и их реализацию в долгосрочном периоде. Практический менеджмент - координирующий цели в краткосрочном периоде. Финансовый менеджмент – управляет инвестициями, структурой капитала, финансовыми потоками в организации. Маркетинговый – управляет конъюнктурой рынка. Выделяют производственный, технологический, социальный, политический и др.
Выделяют следующие модели менеджмента: рациональных целей, внутренних процессов, человеческих отношений и открытых систем.
Модель рациональных целей связывают с Ф. Тейлором и Л. и Ф Гилбертами. В этой модели менеджер является руководителем и плановиком. Особое внимание уделяется в управлении рациональному анализу и измерению результатов. Четкое руководство позволит получить высокие результаты, которые характеризуются производительностью труда и ростом прибыли.
Модель внутренних процессов разработали А. Файоль, М. Вебер. Менеджер – наблюдатель и координатор хоз. деятельности. особое внимание обращается на определение ответственности и документированию. Главная задача в управлении обеспечение стабильности и постоянства в организации.
Модель человеческих отношений (Э. Мэйо, М. Фоллетт, К. Барнард). Менеджер- помощник и наставник. Особое внимание созданию обстановки взаимного доверия, сплоченности, единой команды. Вовлеченность их в производственный процесс предполагает обязательства и ответственность.
Модель открытых систем ( Э. Трист, Дж. Вудворд, П. Лоуренс и др.). Менеджер – новатор и посредник. Особое внимание уделяется решению творческих проблем, инновациям. Управление направлено на непрерывное обновление и адаптацию к внешней среде.
4.Власть: понятие и содержание. Преимущества и недостатки различных типов власти.
Власть – это возможность влиять на поведение других. Власть в организации – право и возможность распоряжаться; - ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия людей в организации на выполнение задач.
Необходимость власти определяется: зависимостью от людей в пределах команды; формальными полномочиями; внешней средой; зависимостью от факторов и людей, которыми нельзя управлять напрямую.
Выделяют власть, основанную на принуждении, на вознаграждении, экспертную и законную.
Власть, основанная на принуждении влияет на работников через страх (потерять работу, противопоставления одного работника другому). Слабые стороны: нельзя часто использовать страх, снижает доверие к менеджеру, высокие затраты использования этой власти.
Власть, основанная на вознаграждении, одна из старых и эффективных средств влияния. Недостатками является то, что нельзя постоянно повышать материальное вознаграждение, руководитель должен определить границы вознаграждения.
Экспертная власть. Исполнитель верит, что руководитель владеет специальными знаниями, которые позволяют достичь цель. Ограниченность данной власти состоит в том, что разумная вера неустойчива, и слабее чем другие веры, действует медленно.
Законная власть(традиционная). Исполнитель верит, что руководитель имеет право отдавать приказания, ее долг подчиняться ему. Недостатком является то, что традиции могут становится тормозом в достижении цели.