Пути сокращения длительности научно-производственного цикла

На этапах маркетинга и разработки программ и проектов нововведений сокращение длительности цикла - одна из главных проблем экономики нововведений. Основным отрицательным фактором является незавершенность (остановка на стадии опытного образца или первичного внедрения) научно-производственного цикла, которая имеет три причины:

1) устаревание первоначальной научной информации;

2) недостаточная подготовленность разработки к освоению, отсутствие достоверной опытной проверки;

3) недостаточная актуальность самой идеи, отсутствие ясно сформулированной и закрепленной в программе работ и бизнес-плане конечной цели цикла, неудовлетворительный экономический анализ и необоснованное распределение ресурсов между участниками цикла.

Все эти факторы имеют в основном, организационно-экономическую природу. С научными и технологическими проблемами было связано только 13% неудач.

Первый путь - усиление роли маркетинга, анализ потребностей в нововведении по его конечному результату, изучение, прогнозирование и формирование рынка сбыта. Прежде чем разрабатывать и выпускать любую продукцию, надо четко установить: кому и для чего она нужна и в каких условиях будет эксплуатироваться. Создание новой продукции должно всегда начинаться со сбора информации о спросе на нее, о рынке сбыта. При этом согласование интересов производителей и потребителей осуществляется на основе анкетирования, опросных листов.

Второй путь - разработка комплексной программы, охватывающей все фазы научно-производственного цикла, начиная с разработки технического задания, до организации обслуживания будущего изделия. Эта программа для крупных нововведений предусматривает сотрудничество с зарубежными фирмами и согласованные задания контрагентам на поставку материалов, комплектующих изделий, оборудования и т.д., в том числе и тех, которые к моменту разработки программы не выпускались.

Недоработка конструкций и технологических процессов - одна из важнейших причин незавершенности циклов. Возникают неизбежные переделки, корректировки технической документации, имеет место низкая надежность данных.

Третий путь - комплексно-совмещенная организация проектирования нововведений. При комплексно-совмещенной организации цикла конструкторы работают совместно со специалистами по маркетингу, технологами и производственниками. Это позволяет передавать проект на последующие стадии не после его окончательного утверждения, а по частям, начиная с наиболее трудоемких для подготовки производства элементов. Техническая документация поступает во все подразделения ритмично и комплектно для соответствующего узла или пускового комплекса. Это требует гораздо более высокой квалификации и ответственности специалистов.

Совмещение стадий проектирования, подготовки и строительства при выделении финансирования на объект в целом, а не только на очередной год, позволяет сократить срок от начала разработки проекта до технического освоения вдвое по сравнению с нормативом.

Четвертый путь - комплексная компьютеризация исследований и разработок. Важнейшим средством ускорения исследований и разработок при одновременном повышении их качества (на основе многовариантных расчетов) является комплексная компьютеризация. Компьютеризация позволяет резко увеличить выпуск техники по индивидуальным заказам, что особенно важно в условиях регулируемой рыночной экономики.

Литература

1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. Спб.: Питер, 2010., с.200.

2. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2009. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

3. 2. Оголева Л.Н., Радковский В.М., Чернецова Е.В., Введение в инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: ФА, 1995.

4. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2013.- 528 с.

5. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 382 с.

6. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2011 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).

План практических занятий

1. Нормативно-правовая база инновационного процесса.

2. Сущность инновационного процесса.

3.Исследовательский аппарат инновационной деятельности (структура инновационного процесса, алгоритм инновационного процесса).

4. Фазы и основные этапы жизненного цикла инновационного процесса для продукта, организации, собственно инновационного процесса.

5. Исходный методологический прием анализа «инновационных систем».

6. Иерархия факторов в системе фундаментальных исследований.

7. Иерархия факторов в системе прикладных исследований.

8. Содержание технико-экономических разработок.

9. Механизм первичных (пионерных) освоений нововведений.

10. Условия распространения нововведений.

11. Эффективное использование и устаревание нововведения.

12. Научно-производственный цикл.

15. Экономическое, экологическое и социальное устаревание нововведений.

16. Оценка использования времени в процессе “исследование - производство”.

17. Оценка рациональности структуры научно-производственного цикла.

18. Пути сокращения длительности научно-производственного цикла.

Литература

1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. Спб.: Питер, 2010., с.200.

2. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2009. - 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

3. 2. Оголева Л.Н., Радковский В.М., Чернецова Е.В., Введение в инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: ФА, 1995.

4. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2013.- 528 с.

5. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 382 с.

6. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. – СПб, 2011 – 432 с.: ил, (Серия «Теория и практика менеджмента»).

Наши рекомендации