Программа проведения практических занятий
№ раздела дисциплины | № и наименование практического занятия | Количество часов | |
очная форма обучения | заочная форма обучения | ||
Теоретические основы управленческой деятельности | |||
Природа и состав функций управленческой деятельности | |||
Организационные отношения в управленческой деятельности | |||
Мотивация деятельности в управлении организацией | |||
Регулирование и контроль в системе управления организацией | |||
Руководство: власть, влияние, лидерство | |||
Всего |
Планы практических занятий
ПРАКТИКА 1
Тема 1. Теоретические основы управленческой деятельности
Сущность и предмет курса менеджмента .Функции менеджмента. Особенности менеджмента в России и за рубежом, возможности использования опыта международного менеджмента.
Вопросы для самопроверки
1) Сущность менеджмента
2) Основные функции менеджмента
3) Школы управления
4) Системный подход в управлении
ПРАКТИКА 2
Тема 2. Природа и состав функций управленческой деятельности
Цели в менеджменте, миссия организации и ее формирование. Функции управления в менеджменте, принципы управления, Методы управления: экономические методы управления, организационно-административные методы управления, социально-психологические методы управления.
Вопросы для самопроверки
1) Сущность функций менеджмента
2) Принципы управления
3) Организационно-административные методы управления
4) Миссия организации
ПРАКТИКА 4
Тема 4. Организационные отношения в управленческой деятельности
Цели организации и их реализация, выбор стратегии, реализация стратегии. Внешняя и внутренняя среда в бизнесе. Характеристика внутренних переменных организации. Внешняя среда прямого воздействия, внешняя среда косвенного воздействия.
Вопросы для самопроверки
1) Организация как объект управления
2) Выбор стратегии
3) Внешняя среда организации
4) Внутренняя среда организации
ПРАКТИКА 5
Тема 5. Мотивация деятельности в управлении организацией
Создание системы мотивации труда, теории мотивации персонала, процессуальные теории мотивации, содержательные теории мотивации, комплексная теория мотивации.
Вопросы для самопроверки
1) Теория Ф.Герцберга
2) Комплексная теория мотивации
3) Теория А.Маслоу
4) Теория потребностей МакКлеланда
ПРАКТИКА 6
Тема 6. Регулирование и контроль в системе управления организацией
Контроль как функции менеджмента. Понятие и сущность контроля в менеджменте. Цели и объект контроля, стадии контроля. Этапы контроля. Виды контроля. Координация и регулирование
Вопросы для самопроверки
1) Управление по отклонениям
2) Этапы контроля
3) Виды контроля
4) Стадии контроля
ПРАКТИКА 7
Тема 7. Руководство: власть, влияние, лидерство
Власть и лидерство в управлении организацией. Формы власти и влияния. Формальная и реальная власть. Основные теории лидерства. Подходы к проблеме лидерства. Органические функции руководителя
Вопросы для самопроверки
1) Формы и виды власти
2) Значение лидера в управлении организацией
3) Теории лидерства
4) Отличия понятий «власть» и «лидерство»
Задания для проведения практических занятий
Тема 1. Теоретические основы управленческой деятельности
1. Необходимо обсудить вопросы : формирование школ управления(научной школы управления, административной и количественной, школ управления, школ человеческих отношений и поведенческой), принципы управлении, сущность системного подхода, процессный подход, ситуационный подход.
2.Дать анализ периодизации менеджмента, главных проблем и методов решения, аналогично приведенному ниже примеру
Пример.
Годы | Главные проблемы предприятий | Ключевые решения менеджмента | Научные школы и подходы |
1856-1920 | повышение эффективности предприятия и индивидуального труда рабочих | предложения по научной организации труда, специализации трудовых процессов | школа научного управления |
Задачи
Приведите примеры, подтверждающие утверждение о том, что менеджмент - это профессия. На конкретных примерах покажите отличия управленческой работы от других видов трудовой деятельности.
Попытайтесь сделать анализ жизненного цикла известной Вам организации.
С какими качествами и свойствами личности Вы не рекомендовали бы человека на управленческие должности и по каким причинам?