Издержек от управленческого учета?
В отличие от управленческого учета в стратегическом анализе издержек анализируются также издержки потребителя при приобретении товара (рис. 3.8).
При принятии стратегических решений необходимо также учитывать эксплуатационные расходы потребителя.
Рис. 3.8. Типовой анализ уровня издержек
Как используется модель цепочки затрат
(ценностей) для проведения стратегического анализа издержек?
Цепочка затрат (ценностей) является логическим продолжением стратегического анализа издержек. Цепочка затрат представляет собой модель увеличения затрат по стадиям цикла изготовления продукции. Впервые эту модель для стратегического анализа издержек предложил М. Портер (рис 3.9).
Для аналитических целей эта модель обычно представляется в виде графика — столбчатой диаграммы, характеризующей динамику затрат по стадиям производственного цикла накопленным итогом. Анализ цепочки затрат проводится путем сопоставления затрат и важности той или иной стадии в производственном процессе. Если за траты на стадии необоснованно велики, принимается одно из двух решений:
1) рассматриваются все доступные внутренние методы снижения издержек по стадии по всем элементам затрат (от совершенствования технологии до пересмотра системы материального стимулирования) и реализуются инновации, направленные на сокращение затрат на производство;
2) если все внутренние методы снижения издержек исчерпаны, анализу подвергается сама цепочка затрат: все ли стадии действительно необходимы и реально определяют конкурентное преимущество компании, возможен ли аутсорсинг — передача неосновных производственных процессов сторонним организациям.
Рис. 3.9. Модель цепочки затрат (ценностей) М. Портера
Для анализа цепочки затрат необходимы изменения в системе учета развитие системы управленческого учета и его автоматизация. В частности, необходимо проводить калькулирование не только по выпускаемым видам продукции, но и по видам деятельности. Необходимо иметь учетные данные, которые отражают издержки по каждому виду деятельности в цепочке, а применяемые системы управленческого учета должны обеспечивать оценку затрат для каждой цепочки издержек по видам деятельности.
Что такое бенчмаркинг и как
Он используется в стратегическом
Анализе?
Для сопоставления затрат в стратегическом управленческом учете, в отличие от оперативного, используются не нормативные значения, а данные о деятельности основных конкурентов: издержки компании сравниваются с издержками конкурентов по каждому виду деятельности — от конца цепочки стоимостей к началу. Этот метод стратегического анализа получил название бенчмаркинга, задачи которого включают определение того, насколько эффективно компания формирует конкретную цепочку издержек по видам деятельности, какие методы деятельности (техника, технология, организация, логистика и др ) являются наилучшими для реализации данной деятельности, сопоставимы ли издержки с издержками конкурентов, каковы резервы и способы достижения нижнего предела издержек, Какие в первую очередь необходимо принять меры, чтобы сократить издержки и обеспечить рост собственной конкурентоспособности.
Расчеты показывают, что для организации одним из наиболее эффективных способов усиления своей конкурентной позиции является именно снижение издержек.