Тема 4: Проектирование работы

4.1 Концепция проектирование работы

4.2 Анализ работы

4.3 Параметры работы

4.4 Восприятие содержания работы

4.5 Технология и проектирование работы

4.6 Модели проектирования работы

Список рекомендуемой литературы:

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу менеджмент./ Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: «Гардарика», М. 1999 г.,стр. 136-141

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс./ Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: «Гардарика», 1996 г., стр. 189-217.

3. Мескон. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента./ Мескон. М., Альберт М., Хедоури Ф. – М., 1999 г., стр. 243-274

Задание 2.1. Необходимо ответить на вопросы.

1. Что такое система?

2. Приведите примеры систем.

3. Объясните, в чем суть системного подхода?

4. Объясните, как элементы системы составляют единое целое?

5. Какие подсистемы выделяются в структуре системы управления?

6. Объясните, какую роль выполняют информационные потоки?

7. Что представляет собой внешняя среда прямого воздействия?

8. Опишите структуру внешней среды.

9. Что представляет собой внутренняя среда предприятия?

10. Производственная система. Состав производственной системы.

11. Объясните, почему предприятие – открытая система?

12. Объясните наличие качественно новых структурных свойств.

13. Что означает термин «Функция»?

14. Классификационные группы функций.

15. Классификация общих функций.

16. Классификация предметных функций.

17. Классификация социально-психологических функций.

18. Объясните, что предполагает анализ функции?

19. Что такое функции управления?

20. В чем заключается главная целевая функция организации?

21. Назовите общие функции организации?

22. Назовите специальные функции организации?

23. Назовите внутренние функции организации?

24. Какие функции достаточно полно отражают укрупненную технологию целесообразной управленческой деятельности?

25. Назовите функции организации, которые относятся к процессуальным?

26. Назовите функции организации, которые относятся к социально-психологическим?

27. Что включает в себя анализ функции?

28. Назовите этапы принятия решений.

29. Назовите, какие действия содержит фаза постановки проблемы?

30. Назовите, какие действия содержит фаза поиска альтернативных решений?

31. Назовите, какие действия содержит фаза оценки?

32. Назовите, какие действия содержит фаза принятия решения?

33. Назовите, какие действия содержит фаза реализации решения?

34. Назовите, какие действия содержит фаза контроля решения?

Задание 2.2.Тестовые вопросы.

1. Основными характеристиками внешней среды являются:

а) взаимозависимость факторов внешней среды;

б) изменчивость и сложность внешней среды;

в) неопределенность факторов внешней среды;

г) все ответы верны.

2. Внутренняя среда организации – это:

а) капитал, технология, люди;

б) нельзя дать точное определение, так как каждая организация имеет свой набор компонентов;

в) часть общей среды, которая находится в рамках организации;

г) все перечисленное неверно.

3. Наиболее типичными слабыми сторонами организации являются:

а) нехватка производственных мощностей и устаревшее оборудование;

б) низкое качество трудовых ресурсов;

в) денежные трудности;

г) устаревшая продукция;

д) все перечисленное верно.

4. К факторам прямого воздействия относятся:

а) поставщики, потребители, конкуренты, законы и государственные органы, контактные аудитории;

б) международные события, состояние экономики, социокультурные факторы;

в) все ответы неверны.

5. К факторам косвенного воздействия относятся:

а) все факторы, оказывающие влияние на организацию;

б) правительственные учреждения;

в) состояние экономики, политические и социокультурные факторы, научно-технический прогресс, глобализация;

г) все ответы неверны.

6. Какие события будущего относятся к предсказуемым?

а) климатические условия в средней полосе России;

б) спрос российских школьников на учебники в 2015 г.;

в) сколько пакетов молока будет продано в следующем месяце в ближайшем магазине;

г) суточная температура воздуха на 1 мая в г. Москве.

7. Организация не может целесообразно влиять на:

а) факторы внутренней среды;

б) факторы прямого воздействия;

в) факторы косвенного воздействия;

г) факторы прямого и косвенного воздействия.

8. Необходимость анализа среды организации связана с:

а) повышением эффективного использования ресурсов;

б) динамичностью внешней среды;

в) адаптацией к внешней среде с целью выживания;

г) разработкой стратегии развития, способствующей достижению цели ор­ганизации

.9. К источникам информации о среде организации относятся:

а) личный опыт;

б) статистические данные и бухгалтерская отчетность;

в) нижестоящие менеджеры и работники фирмы;

г) все перечисленное верно.

10. В теории управленческой мысли факторы внешней среды становятся предметом анализа:

а) с начала XX в.;

б) в конце 50-х годов;

в) в середине 70-х годов;

г) все ответы неверны.

11. Сильные стороны организации – это:

а) любые виды ее деятельности;

б) квалифицированный персонал;

в) ресурсы, которые она контролирует;

г) внутренние факторы, определяющие ее успех.

12. Слабые стороны организации – это:

а) узкий ассортимент выпускаемой продукции;

б) финансовые трудности;

в) высокие налоги;

г) внутренние факторы, приводящие к ее провалу.

13. Благоприятные возможности организации – это:

а) получение льготного кредита;

б) освоение новых рынков сбыта;

в) назначение нового компетентного руководителя;

г) положительные факторы внешней среды.

14. Угрозы организации – это:

а) ужесточение законов по охране окружающей среды;

б) рэкет;

в) отрицательные факторы внешней среды;

г) глобализация экономических процессов.

15. SWOT-анализ используется для оценки:

а) сильных и слабых сторон организации;

б) возможностей и угроз организации;

в) среды организации с целью определения ее стратегии;

г) всеответы неверны.

16 Показатель, в наибольшей степени характеризующий эффективность системы технического контроля – это:

а) количество работников контрольной службы;

б) количество случаев выявления брака;

в) количество полученных рекламаций;

г) количество дел, выигранных в арбитражном суде по искам потребителе в связи с несоблюдением требований по качеству поставленной продукция.

17 Служба, в компетенцию которой входит контроль финансовых коэффициентов:

а) коммерческая служба;

б) финансовая служба;

в) служба маркетинга;

г) служба защиты коммерческой тайны.

18 .Служба, в компетенцию которой входит текущий контроль и осваивание материальных запасов:

а) служба логистики;

б) служба маркетинга;

в) диспетчерская служба;

г) служба бухгалтерского учета.

19. Формы осуществления контроля в качестве функции менеджмента (выберите несколько):

а) контроль стоимости;

б) текущий контроль;

в) функциональный контроль;

г) предварительный контроль.

20. Вид контроля, потенциально заключающий в себе санкции по отношению к организации в целом:

а) функциональный контроль;

б) внутренний контроль;

в) заключительный контроль;

г) внешний контроль.

21. Система контроля в организации должна удовлетворять следующим условиям (выберите несколько):

а) обеспечивать достижение целей организации;

б) предотвращать недопустимые отклонения от установленных стандартов;

в) обеспечивать неотвратимость взысканий за допущенные ошибки;

г) предусматривать безусловное возмещение ущерба, причиненного оши­бочными действиями.

22. Объяснения исполнителя руководству по поводу допущенных ошибок являются:

а) актом прямой связи;

б) актом обратной связи;

в) достаточным свидетельством всеобъемлющего контроля;

г) актом, не относящимся к функции контроля.

23. Функция контроля приобретает стратегическое значение в случае:

а) производства товаров массового спроса;

б) проведения инвентаризации;

в) необходимости обеспечить абсолютную надежность технологии изделия;

г) необходимости достижения всех целей, не допускающих количественной оценки.

24. Цели организации очень важны для успешного функционирования системы контроля, в связи с чем:

а) цели всегда надо обсуждать;

б) когда цели требуют обсуждения и обсуждаются, это создает предпосылки для эффективного контроля;

в) цели всегда должны устанавливаться сверху без обсуждения;

г) обсуждение целей бесполезно всегда.

25. Укажите правильное утверждение о стандарте ИСО 9000:

а) неприменимы для российских условий;

б) обязательны для соблюдения в российских условиях;

в) применение их отечественными товаропроизводителями возможно в меру целесообразности;

г) соблюдение их западными товаропроизводителями находится под контролем государства.

26. Функция контроля обычно наиболее полно выражена в случае:

а) либерального стиля руководства;

б) авторитарного стиля руководства;

в) демократического стиля руководства;

г) высокого профессионализма контролируемого персонала.

27 Тадиционными формами реализации контроля являются (выберите несколько):

а) выборочный контроль;

б) скрытый контроль;

в) заключительный контроль;

г) операционный контроль.

Практическое занятие 3

Занятие проводится по следующим темам:

Тема 5: Проектирование организации.

5.1 Факторы проектирования организации.

5.2 Элементы проектирования организации.

Список рекомендуемой литературы:

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу менеджмент./ Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: «Гардарика», М. 1999 г., стр. 142 – 146.
  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс./ Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: «Гардарика»

1996 г., стр. 218-256.

  1. Мескон. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента./ Мескон. М., Альберт М., Хедоури Ф. – М., 1999 г., стр. 364-396.
  2. Мескон. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента./ Мескон. М., Альберт М., Хедоури Ф. – М., 1999 г., стр. 660-688.
  3. Мескон. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента./ Мескон. М., Альберт М., Хедоури Ф. – М., 1999 г., стр. 689-715.

Тема 6: Типы организаций.

6.1 Типы организации по взаимодействию с внешней средой.

6.2 Типы организации по взаимодействию подразделений.

6.3 Типы организаций по взаимодействию с человеком.

6.4 Новое в типах организации.

Список литературы:

  1. Бермаков Б Эволюция организационных структур// Жук, №5, 2006 г., стр. 14.
  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс./ Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: «Гардарика» 1996 г., стр. 257-292
  3. Глухов В.В. Менеджмент./ Глухов В.В. – СПб., 2008 г., стр. 58
  4. Мескон. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента./ Мескон. М., Альберт М., Хедоури Ф. – М., 1999 г., стр. 345-363.
  5. Мескон. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента./ Мескон. М., Альберт М., Хедоури Ф. – М., 1999 г., стр. 364-396.
  6. Кравченко К. Крупные промышленные компании: типы организационной структуры // ПТ и ПУ, №3, 2008 г., стр. 68.
  7. Горемыкин В.А. Организационная структура предприятия // Справочник экономиста, №11, 2007 г., стр. 38.
  8. Литвинов Ф.И. Моделирование управленческих структур предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. № 2, 2008 г., стр. 91.
  9. Экономика и жизнь,№31, 2006 г., стр. 37.
  10. Румянцева З.П. Общее управление организацией (теория и практика)./ Румянцева З.П. – М. 2005 г.

Задание 3.1.Ознакомьтесь с предложенной информацией и выполните задания.

Наши рекомендации