ВОПРОС 1. Понятие и сущность менеджмента
ВОПРОС 1. Понятие и сущность менеджмента
Менеджмент выделился в самостоятельную науку в конце 19 века и происходит от англ.слова « manade» - менедж – управлять.
Слово «менеджмент», своими корнями уходит в греческое слово «манус», что означает «рука, сила». Первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управления лошадьми.
Сегодня слово «менеджмент» отождествляется с умением руководить людьми и организациями и широко применяется в деловой и повседневной жизни.
В настоящее время существует огромное количество трактовок менеджмента. И это правильно, т.к. сейчас выделяют такие понятия как финансовый менеджмент, производственный менеджмент, стратегический менеджмент и другие.
Поэтому, в общем, мы можем сказать, что менеджмент – это наука управления современными организациями, которая сформировалась под воздействием научно-технического прогресса.
В более узком понятии менеджмент – это вид деятельности по руководству людьми в организации, особый вид управления.
Хорошо, тогда как вы думаете, что такое управление и какое из этих понятий шире? Давайте с вами разберемся. И начнем мы с определений этих терминов.
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение субъектом хозяйствования, действующего в рыночных условиях, определенных заданных целей путем эффективного использования имеющихся финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
Управление – это функция биологических, социальных, технических, организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности.
Существует 3 класса управления:
- в неживой природе (технических системах);
- в организмах (биологических системах);
- в обществе (социальных системах).
Управление в технических системах – это управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин.
Управление процессами, протекающими в живой природе и связанными с жизнедеятельностью организмов,относится к управлению биологическими системами.
Управление в социальных системах – это управление людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы с их различными интересами. Эта наиболее сложная отрасль управления.
Термин «менеджмент» является синонимом термина «управление». Однако термин «управление» – намного шире, чем понятие менеджмент. Т.к. оно относится к различным сферам и видам деятельности, объектам и субъектам (управление автомобилем, управление организацией, государством). Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами, на уровне фирмы (управление хозяйственной деятельностью, персоналом)
Субъект менеджмента – менеджер – специалист по управлению.
Объект менеджмента – предприятие или его отдельное подразделение, определенная сфера деятельности (производство, сбыт, финансы).
Кто же такой менеджер?
Менеджер- это человек, работающий в данной организации, профессиональный управляющий, представитель особой профессии.
Менеджер– это специалист, который прошел большую спец.подготовку и добился больших результатов посредством других людей. Это лидер любой организации.
Чтобы осуществлять управление менеджер должен обладать:
- наличие спец.образования;
- владение определенными знаниями и навыками для осуществления данной деятельностью;
- умение добиваться поставленных целей, используя имеющие ресурсы;
- самостоятельно принимать управленческие решения и решать различные проблемы;
- умение контактировать с людьми и эффективно влиять на их поведение.
ВОПРОС 2. Эволюция менеджмента
Вся история человечества – это и история управления. И сейчас мы посмотрим, как на разных этапах развития менеджмента происходил процесс накопления знаний в области управления.
Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами. Даже в самых древних обществах требовались люди, которые направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья). Например, строительство египетских пирамид, где необходима была четкая организация работы множества людей и контроль за их деятельностью.
ВОПРОС 3. Школы управления
В начале 20 в США и странах Зап. Европы в науке управления были сформулированы и получили практическое применение 4 основные концепции менеджмента.
ПЕРИОД 1885 1920 1930 1940 1950 1960 Н/ВР
Школы в управлении:
Научного управления
Административная
Человеческих отношений
Поведенческих наук
Процессный подход
Системный подход
Ситуационный подход
1.Школа научного управления (1885-1920)– основателем которой является американский ученый – Фредерик Тейлор (1856-1915)
Первых менеджеров в основном волновал вопрос об эффективности производства. Свою деятельность они сосредотачивали на адаптации рабочих. В этих целях разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции.
Заслуга Тейлора состоит в том, что он изучал производственные процессы, устанавливал рациональные приемы выполнения трудовых операций и нормы времени для них. (Для этого подбор, обучение и расстановка рабочих осуществлялась на те места, где от них была наибольшая польза, предусматривались перерывы в работе, оплата осуществлялась по результатам труда (большие результаты – больше оплата)). Тейлор приравнивал рабочих к средствам труда и видел увеличение производительности и объемов производства в систематическом стимулировании работников.
Кроме рациональной организации труда, он разделил труд на исполнительский и распорядительский. Основная функция рабочих – исполнительская. Непосредственно управление рабочими осуществляли мастера. Они обучали рабочих и осуществляли контроль за соблюдением трудовой дисциплины. Это привело к появлению функциональных менеджеров, которые осуществляли контроль за специализированным направлением.
Т.обр. Тейлором была предложена функциональная организационная структура управления.
Он разработал теорию взаимодействий администрации и рабочих, считая, что между управляющим и рабочими должны устанавливаться отношения взаимопомощи. Инициатива должна поощряться.
К 1916 г. школа окончательно сформировалась и получила другое название «Классическая» или «Традиционная».
2. Школа административного управления (к1920-к1950) -является разновидностью классической школы. Она занималась изучением вопросов роли и функций менеджеров в организации.
Основоположником этой идеи был фр. экономист Анри Файоль (1841-1925)
Он первым перестал рассматривать управление как исключительную привилегию высшего руководства. Он доказывал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют даже сами рабочие, но чем выше уровень управления, тем выше административная ответственность.
Тем самым он разделил весь процесс управления на 5 основных функций, которые и сейчас используются в управлении организацией:
- планирование - организация - подбор и расстановка кадров –мотивация – контроль.
Важнейшим достижением Файоля явилась и формулировка основных принципов управления, суть которых сводится к следующему:
1. разделение труда;
2. авторитет и ответственность власти;
3. централизация – решения принимаются на высших уровнях, а реализуются на более низших.
4. дисциплина;
5. единство руководства
6. скалярная цепь – цепь начальников от высшего до низшего, которых в случае необходимости можно сократить;
7. инициатива
8. порядок – каждый должен быть на своем месте;
9. вознаграждение за труд;
10. справедливость;
11. корпоративный дух (культура в организации);
12. подчинение частных интересов общим – свои интересы не должны ставиться выше интересов п/п
13. доброта и порядочность;
14. устойчивость персонала – излишняя текучесть причина плохого управления.
ВОПРОС 1. Понятие и сущность менеджмента
Менеджмент выделился в самостоятельную науку в конце 19 века и происходит от англ.слова « manade» - менедж – управлять.