Примерная тематика курсовых работ
1. Функции в системе управления, их значение для реализации поставленных целей.
2. Построение организационных структур.
3. Процессы принятия решений в организации.
4. Разработка задач стратегического управления организацией.
5. Влияние процесса коммуникаций на эффективность управления организацией.
6. Менеджмент человеческих ресурсов.
7. Мотивация в системе менеджмента.
8. Конфликты и пути их преодоления.
9. Эффективность менеджмента организации.
10. Информационные технологии обеспечения управленческой деятельности.
11. Социально-экономические основы управления организацией.
12. Организация управления современной фирмой.
13. Использование мотивационного механизма в управлении организацией.
14. Контроль в системе управления организацией и повышение его эффективности.
15. Повышение эффективности принятия и реализации управленческих решений.
16. Влияние внешней среды на эффективность деятельности организации.
17. Управление коммуникационными процессами в организации.
18. Управление маркетинговой деятельностью в организации.
19. Интеграционные процессы в управлении.
20. Стратегия развития инновационной деятельности в организации.
21. Экономические методы управления современной организацией.
22. Функциональные стратегии организаций и проблемы их реализации.
23. Управление трудовыми ресурсами организации (учреждения).
24. Управление персоналом в организации малого бизнеса и пути его совершенствования.
25. Управление внешнеэкономической деятельностью фирмы.
26. Социальная ответственность современной организации и формирование организационной культуры.
27. Системный подход в менеджменте и его значение в управлении организацией (учреждением).
28. Стратегия формирования кадровой политики в организации (учреждении).
29. Повышение эффективности организации управленческого труда.
30. Повышение конкурентоспособности организации как важная стратегическая цель менеджмента.
31. Деловые (конкурентные) стратегии организаций, проблемы их реализации.
32. Проектирование системы менеджмента современной организации.
33. Лидерство и стиль руководства, их влияние на эффективность работы трудового коллектива организации (учреждения).
34. Управление эффективностью деятельности организации (учреждения).
35. Экономическое обоснование принятия управленческих решений.
36. Организационные процедуры принятия решений и методы их оптимизации.
37. Проектирование информационного обеспечения управленческих решений.
38. Реинжиниринг, его сущность и методы.
39. Управление рисками в организации.
40. Информационные технологии обеспечения управленческой деятельности.
41. Особенности и необходимость совершенствования управления организацией (учреждением) в современных условиях.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВЫХ РАБОТ
ТЕМА: Функции в системе управления, их значение для реализации поставленных целей.
В первой главе работы необходимо показать важность изучения функций управления как одной из характеристик процесса управления, дать определение функции управления, выделить общие и специфические функции, показать структуризацию функций управления и их взаимосвязь с управленческой структурой.
Во второй главе работы следует дать характеристику конкретной организации (учреждения), краткую историческую справку, описать характер выпускаемой продукции или услуги. Далее необходимо проанализировать управление как процесс реализации взаимосвязанных функций, т.е. показать взаимосвязь функций управления с целями, задачами, структурой управления. При этом важно показать роль связующих процессов (коммуникации, принятия решений) в реализации конкретных функций управления рассматриваемого объекта.
В третьей главе работы должны содержаться рекомендации по формированию и совершенствованию функций управления, обоснование эффективности реализации функций управления в организации (учреждении).
В качестве иллюстративного материала необходимо представить схему взаимосвязей функций управления, схему взаимосвязей функций со структурой организации (учреждения).
ТЕМА: Построение организационных структур.
В первой главе работы необходимо дать понятие организационной структуры, изложить требования к построению эффективной структуры управления, рассмотреть факторы, влияющие на формирование оргструктуры. Далее необходимо рассмотреть типы оргструктур: линейную, линейно-функциональную, матричную и другие схемы управления, их достоинства и недостатки, границы использования. При этом важно выявить проблемы в построении современных организаций, проанализировать возможные варианты их решения.
Во второй главе работы необходимо дать характеристику конкретной организации: краткую историческую справку, описать характер выпускаемой продукции или услуги, проанализировать существующую структуру управления. При этом следует обратить внимание на существующие в данной организации нормы управляемости, особенности формирования структурных подразделений, выделить и сформулировать имеющиеся проблемы в организации управления.
В третьей главе обосновываются предложения по совершенствованию действующей структуры управления, основные этапы проектирования нового варианта организационной структуры, распределение полномочий и ответственности, корректируются должностные инструкции. В результате должна быть представлена схема нового варианта структуры управления и ее характеристика.
В качестве иллюстративного материала необходимо представить схему организационной структуры управления предприятием (действующий и проектный варианты), оценку нормы управляемости, алгоритм проектирования либо рационализации структуры управления организацией, при необходимости скорректированные должностные инструкции.
ТЕМА: Процессы принятия решений в организации.
В первой, теоретической, главе работы необходимо раскрыть сущность и значение процессов принятия решений в организации, дать определение и классификацию управленческих решений, выявить факторы, влияющие на процесс принятия решений. Здесь также необходимо сформулировать требования, предъявляемые к управленческим решениям, и показать реализацию требований на конкретных примерах, описать подходы к принятию решений в отечественной и зарубежной практике.
Во второй, аналитической, главе прежде всего необходимо дать характеристику конкретной организации (предприятия): краткую историческую справку, описать характер выпускаемой продукции либо услуги. Далее необходимо провести анализ процессов принятия решений в данной организации и на основании анализа разработать процедуру подготовки, принятия и реализации управленческого решения по форме, представленной ниже.
Этапы процедуры | Содержание | Участвующие подразделения и исполнители | Способы выполнения работ |
1. Постановка проблемы | |||
2.Анализ и обработка исходной информации | |||
3. Разработка вариантов решения | |||
4. Выбор окончательного варианта | |||
4. Организация выполнения решения | |||
5. Контроль выполнения решения |
В третьей, практической, главе необходимо проанализировать действующие в организации процедуры подготовки и принятия управленческих решений, выявить их достоинства и недостатки и наметить предложения по совершенствованию. В результате проведенного исследования необходимо представить проектный вариант процедуры подготовки и принятия управленческих решений.
В качестве иллюстративного материала необходимо представить схемы, описание реальной ситуации и механизма выработки управленческого решения.
ТЕМА: Разработка задач стратегического управления организацией.
В первой главе работы следует раскрыть понятие и сущность стратегического управления, миссии и целей организации, охарактеризовать основные виды стратегий в теории стратегического управления, показать влияние факторов внешней среды и роль маркетинговых исследований в выработке стратегии поведения организации.
Во второй главе дать характеристику конкретной организации, проанализировать сильные и слабые стороны его деятельности. Далее необходимо выявить и сформулировать глобальную цепь и цели функционирования организации, проанализировать задачи, стоящие перед подразделениями организации, провести анализ факторов внешней и внутренней среды организации и рассмотреть возможные стратегические альтернативы с учетом конкурентной позиции организации на рынке.
Результатом второй главы должно быть описание конкретной стратегии, выбранной компанией с учетом проведенного анализа.
В третьей главе должны быть сформулированы предложения по реализации стратегического плана. Для этого необходимо разработать постоянный план реализации выбранной вами стратегии с указанием целей, задач, процедур выполнения и необходимых для этого ресурсов на каждом этапе. Провести оценку стратегического плана. В качестве альтернативного варианта можно рассмотреть и описать процесс формирования бизнес-плана как важного этапа в реализации стратегии компании.
В качестве иллюстративного материала необходимо представить структуру целей организации; процесс стратегического планирования; схемы стратегического управления организацией, реализации стратегического плана и др.
ТЕМА: Влияние процесса коммуникаций на эффективность управления организацией.
В первой главе необходимо раскрыть сущность и значение коммуникационных процессов в организации. Показать структуру коммуникационных процессов, внутрифирменные коммуникации, коммуникации между организацией и внешней средой. Здесь также необходимо осветить современные информационные технологии осуществления коммуникационных процессов, увязать с проблемами повышения качества коммуникаций и эффективностью управления.
При этом целесообразно выявить основные современные проблемы становления и развития коммуникационных процессов в организациях.
Во второй главе на основе анализа деятельности конкретной организации оценить состояние коммуникационных процессов, содержание этапов, значение и роль обратной связи. При этом необходимо выявить и проанализировать степень влияния коммуникаций на эффективность управления организацией и используемые при этом современные информационные технологии.
В третьей главе следует обосновать предложенные мероприятия по совершенствованию коммуникационных процессов в организации, разработать схему коммуникационного процесса с учетом предложений и показать ее целесообразность.
В качестве иллюстративного материала представить схему коммуникационного процесса в организации; характеристику помех в процессе управления; информационные технологии и технические средства в организации.
ТЕМА: Менеджмент человеческих ресурсов.
В первой главе работы необходимо раскрыть роль человеческого фактора в менеджменте, показать, что человек — это самая большая ценность и самое сильное конкурентное преимущество. Далее необходимо раскрыть особенности современной кадровой политики, содержание, формы и методы кадровой работы. Определить понятие лидерства в менеджменте, роль лидера в группе, стили руководства.
Необходимо также рассмотреть основные проблемы формирования групп с учетом особенностей мотивации, условий работы, формальных и неформальных лидеров и др.
Во второй главе работы необходимо дать характеристику конкретной организации (учреждения) и конкретной группы (отдела и т.д.), проанализировать численность, демографическую структуру, выполняемую работу. Далее необходимо проанализировать систему межличностных отношений, сферу их проявления в трудовом коллективе и определить ценностно-ориентационное единство коллектива.
В третьей главе работы следует обосновать собственные предложения по совершенствованию процесса управления человеческими ресурсами, уделив при этом внимание подбору и расстановке кадров, мотивационной политике, психологическому комфорту в коллективе, системе накопленных ценностей.
В качестве иллюстративного материала представить: структуру управления, функциональные обязанности менеджеров, тесты на определение лидерства, роли в группе и др.
ТЕМА: Мотивация в системе менеджмента.
В первой главе работы необходимо раскрыть сущность и понятие мотивации как специфической функции менеджмента, отнесенной к системе управления трудовыми ресурсами. При этом необходимо раскрыть основные понятия мотивации: потребности, мотив, мотивирование, стимулы, стимулирование. Здесь также целесообразно рассмотреть основные теории мотивации и определить круг проблем, наиболее часто встречающихся в управлении и требующих анализа в данной курсовой работе.
Во второй главе прежде всего дать характеристику деятельности конкретного объекта; описать характер выпускаемой продукции или услуги. Далее необходимо проанализировать действующую систему мотивации: опыт мотивации персонала в разные периоды развития объекта, современную модель мотивации сотрудников, кадровую стратегию объекта.
В третьей главе необходимо представить и обосновать предложения по совершенствованию мотивационного механизма в объекте исследования. Здесь целесообразно привести данные тестирования, анкетирования, анализа степени удовлетворения основных потребностей во взаимосвязи с решением общих задач объекта.
ТЕМА: Конфликты и пути их преодоления.
В первой, теоретической, главе работы необходимо рассмотреть понятие и природу конфликтов, структуру и классификацию конфликтов. Эти вопросы увязать со стратегией руководителя при разрешении конфликтов. Рассмотреть стрессы, их виды и влияние на личность, на трудовой коллектив, обратить внимание на проблемы, мешающие развитию благоприятной психологической атмосферы в коллективе.
Во второй главе дать характеристику конкретной организации (учреждения): краткую историческую справку, характер выпускаемой продукции или услуги, схему управления. Далее необходимо проанализировать имеющиеся в ней конфликтные ситуации. При этом важно определить: характер конфликта, время его появления, внутренние и внешние причины, глубину распространения. Результатом анализа должны послужить определенные мероприятия, направленные на достижение атмосферы психологического комфорта и поставленных целей.
Третья глава работы должна содержать обоснование предложений и мероприятий, выявленных на основе проведенного анализа по ликвидации конфликтов. При этом важно учесть позицию трудового коллектива во избежание новых конфликтов.
В качестве иллюстративного материала представить схемы разрешения конфликтов, данные анкетирования по вопросам конфликтологии, схему управления и др.
ТЕМА: Эффективность менеджмента организации.
В первой, теоретической, главе работы необходимо раскрыть сущность и понятие эффективности менеджмента, показать, в чем отличие эффективности управляющей системы от эффективности управляемых объектов. Рассмотреть факторы, влияющие на эффективность менеджмента: экономические, политические, социально-психологические, организационные, технические. Показать, в чем смысл и значение социальной ответственности организации и какую роль в повышении эффективности играет организационная культура.
Во второй, аналитической, главе необходимо дать характеристику конкретной организации: привести структуру управления, описать характер выпускаемой продукции или услуги и технологического процесса (если имеется). Далее проанализировать деятельность управляющей системы.
В третьей, заключительной, главе необходимо обобщить результаты проведенного анализа и обосновать предложения по рационализации управления. Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня показателей, то происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект.
В качестве иллюстративного материала представить таблицы качественных и количественных показателей эффективности, расчеты экономической эффективности.
ТЕМА: Информационные технологии обеспечения управленческой деятельности.
В первой главе работы необходимо исследовать автоматизированные информационные технологии, применяемые в управлении организацией (учреждения), показать технологию управления как комплексный информационный процесс. При этом необходимо дать общую характеристику информационной системы менеджмента, компьютерным информационным технологиям в управлении и показать важность создания системы информационной поддержки управленческих решений.
Во второй главе работы необходимо провести анализ информационной системы конкретного объекта: дать его организационно-экономическую характеристику, проанализировать и дать оценку его информационной системы, техническим и программным ресурсам.
В третьей главе необходимо представить рекомендации по формированию управленческой информационной системы, для чего описать коммуникации и информационные потоки, обратить внимание на выбор информационных технологий и программных средств, рассмотреть возможность формирования информационной сети. При этом поиск рациональных путей проектирования можно вести по следующим направлениям:
разработка типовых проектных решений, включенных в пакеты прикладных программ;
разработка автоматизированных систем проектирования.
В первом случае наиболее распространенными пакетами прикладных программ являются: «1С: бухгалтерия», «Турбо-Бухгалтер», «Парус», «Бэмби+», «КОНСУЛЬТАНТ», «Галактика», «Project-Expert» и др.
Во втором случае важное направление в развитии технологий составляют разработки интегрированных инструментальных средств, базирующихся на концепциях жизненного цикла и управления качеством ИС и ИТ управления.
ТЕМА: Особенности и необходимость совершенствования управления организацией (учреждением) в современных условиях.
В первой главе работы следует раскрыть понятие и сущность организации (учреждения) как объекта управления. Выделить состав ресурсов, необходимых для жизнедеятельности организации, показать зависимость от внешней среды, разделение труда, структуру управления. Необходимо проанализировать подходы к процессу управления в организации (учреждении), показать роль и значение менеджеров в достижении эффективности управления.
Во второй главе работы следует дать характеристику конкретной организации (учреждения) в динамике ее развития: краткую историческую справку, описать характер выпускаемой продукции или услуги, структуру управления. Проанализировать сильные и слабые стороны деятельности, ее конкретную позицию на рынке( место в системе органов власти и управления).
В третьей главе должны быть сформулированы предложения и рекомендации по решению проблем, выявленных в первой главе и проанализированных во второй. Следует показать основные направления совершенствования управления, учет неопределенности и риска при построении процессов управлении.
В качестве иллюстративного материала необходимо представить схему структуры управления, исходные данные и показатели эффективности управления.