Неуправляемая корпорация

Кейс

В настоящий момент московская компания ABC объединяет в себе семь направлений деятельности:

1. Общественное питание на железнодорожных вокзалах Москвы (7 кафе).

2. Производство пластмассовых компонентов в Подмосковье для машиностроительных предприятий (в основном) Центрального региона РФ (1 предприятие).

3. Техническое обслуживание автомобилей ВАЗ в Москве (1 станция).

4. Тюнинг ВАЗ (1 ателье при СТО).

5. Неэксклюзивная дистрибуция Honda Power Systems (HPS) по Центральному и Северо-Западному регионам РФ (1 компания).

6. Дилерство Honda Power Systems в Москве (при дистрибуторской компании, единый склад).

7. Розничная торговля элитными подарками в Москве (3 магазина).

Головной (управляющей) компании в де-юре не существует. В офисе, где размещены дистрибуторский и дилерский бизнесы HPS периодически проводится «Совет директоров» (см. рис.). Там же располагается оплачиваемое из консолидированной прибыли направлений «Сервисное подразделение», исполняющее следующие функции (теоретически, для всех направлений):

· Юридическое обслуживание;

· Финансовое обслуживание;

· Маркетинговые исследования, планирование и поддержка продвижения (реклама);

· Управление персоналом (подбор, найм, учет, оценка, мотивация).

Сведения о существующих направлениях портфеля и идеи собственников об их развитии приведены в таблице:

Бизнес-единицы Долевое участие АВС Приоритет у собственников АВС Рынок Окружение Доля рынка (для данной отрасли) Состояние Перспективы
1. Кафе 100% Стабильный Стабильное Малая Стабильное Возможно некоторое (20-30% в терминах выручки) расширение.
2. Пластмассовое производство 85% Растущий Меняющееся, непонятное Средняя Растущий спрос, оборудование пока не окупилось Предполагается увеличение мощностей в 1,5-2 раза, а также прямая интеграция (создание сборочного конвейра).
3. СТО ВАЗ 100% Стабильный Стабильное Малая Стабильное Возможна продажа. Расширение не предполагается.
4. Тюнинг ВАЗ 100% Растущий Меняющееся, понятное Малая Успешное начало, небольшое количество заказов Возможно незначительное расширение.
5. HPS - дистрибуция 75% Растущий Меняющееся, понятное Большая (№1 в целевых регионах) Рост за последние 3 года более чем в 8 раз. Предполагается охват всей РФ.
6. HPS - дилерство 100% Растущий Стабильное №1 в Москве Растущие продажи Предполагается экспансия в регионы.
7. Магазины подарков 50% Растущий Меняющееся, непонятное Средняя Рост примерно в 3 раза за 2 года Предполагается открытие еще 4 магазинов.


Существующая принципиальная структура управления представлена на рисунке:

Неуправляемая корпорация - student2.ru

Для взаимодействия Совета директоров, направлений, бизнес-единиц в направлениях, а также сервисного подразделения не существует работающих формальных процедур. Координация централизована. Верхние уровни управления перегружены проблемами нижнего уровня, кроме того, собственники вовлечены в межфункциональный арбитраж и проблемы операционной рутины внутри функциональных отделов как в направлениях, так и в сервисном подразделении. Взаимодействие по горизонтали затруднено, а в слабо связанных направлениях отсутствует вовсе. Регулярно возникают вопросы об уровне полномочий и ответственности директоров и менеджеров, происходят конфликты.

Распределение ролей собственников закрепилось исторически. Один из собственников, в основном, предпочитает ведение инвестиционных проектов (создание новых бизнесов «до сдачи в эксплуатацию»), другой стремится контролировать направления, генерирующие основную часть денежного потока. Кроме того, собственниками «по желанию» практикуется кратковременное участие в работе каждого бизнеса. Можно утверждать, что жесткого закрепления ответственности по направлениям за каждым из них нет.

Несмотря на то, что часть направлений находится в долевой собственности, АВС стремится определять стратегию их всех. У АВС существуют идеи по укреплению позиций в существующих направлениях, а также по модификации портфеля. Так, основная линия развития компании с точки зрения собственников – диверсификация, т.е. создание новых высокодоходных бизнесов и замещение основного источника доходов достаточно большим числом других (сегодня наблюдается высокая степень зависимости от Honda Power Systems – 80% оборота и 45% прибыли, при этом риски работы с одним поставщиком оцениваются как весьма высокие).

У собственников есть понимание, что скорость и качество роста их бизнеса уже не зависит так сильно как прежде от их личного участия в управлении.

Можно резюмировать, что собственники создали довольно крупный бизнес с набором более или менее значимых и устойчивых конкурентных преимуществ, а также рядом системных проблем, которые позволяют говорить о потере управляемости. На решении последних собственники и намерены сконцентрировать свое внимание:

Проблема 1. Отсутствие механизма стратегического управления портфелем бизнес-единиц, что не позволяет принимать рациональные решения о сроках и объемах инвестиций в существующие бизнес-единицы, о пополнении портфеля новыми бизнесами, о продаже части портфеля.

Проблема 2. Отсутствие ясной структуры отношений между управляющим центром и бизнес-единицами, что не позволяет собственникам делегировать функции оперативного управления топ-менеджерам компании.

Проблема 3. Неполная прозрачность операционной деятельности компании для собственников, что делает неизбежным финансовое планирование «снизу вверх» и порождает сомнения в соблюдении топ-менеджментом и руководителями бизнес-единиц интересов акционеров.

Задание:

  1. Отнеситесь критически к планам собственников и предложите свой вариант портфельной стратегии.
  2. Предложите организационную структуру (корпоративного уровня), отвечающую предложенной вами портфельной стратегии.
  3. Выберите адекватную модель корпоративного центра, не противоречащую идеям главных акционеров. Объясните, как распределяются основные функций в выбранной вами модели.

ЗАДАНИЕ 5

Наши рекомендации