Менеджмент является непрерывным процессом

Исходя из нашего определения управления обязанность менеджера заключается в эффективном и рациональном использовании ресурсов для достижения целей организации. Эффективность организации – это степень ее приближения к поставленной цели, которая показывает насколько организация преуспела в выполнении своих функций, т.е. предоставлении потребителям необходимых товаров и услуг. А под производительностью понимают оценку количества ресурсов, потребовавшихся для достижения цели организации.

Эффективность управления любой организации во многом зависит от таланта руководителя, его личных качеств.

Основные навыки

1) концептуальные (системные)- способности целостного видения организации, выделения ее структурных элементов ;

2) межличностные (человеческие)- способности эффективного взаимодействовать с людьми, мотивировать их, быть лидером, разрешать конфликты;

3) технические – т.е. владение специальными методами, процедурами в области деятельности организации, т. Е специальные знания для выполнения рабочих задач.

В зависимости от уровня менеджера (низшего, среднего или высшего звена) соотношение проявления навыков меняться. По мере продвижения менеджера вверх по иерархии организации, он должен уделять внимание больше развитию концептуальных навыков.

Роли менеджера :

1) межличностные – предполагает акцент на их взаимоотношения с др людьми и использование чел-х навыков;

Информационные роли описывают виды управленческой деятельности, направленные на создание и развитие информационной сети(сбор информации, ее преобразование, ораторские качества)

Роли, связанные с принятием решений – решение проблем, инициирование перемен (предприниматель), ведение переговоров, распределение рес-в.

Таблица ролей.

В теории управления принято выделять три метода управления.

Организационно – распорядительное управление, которое часто называют административным , командным, основано на принудительном исполнении управляющих воздействий, генерируемых в форме постановлений, приказов распоряжений. Логика метода выражается формулой “приказ начальника – закон для подчиненного”.

Это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

К числу организационных методов относят:
- организационное проектирование,
- регламентирование,
- нормирование.

При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.

При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.

Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.

Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.

Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.

Распорядительные методы реализуются в форме:
- приказа,
- постановления,
- распоряжения,
- инструктажа,
- команды,
- рекомендаций.

Управление производством осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе производства.

Экономический, стимульный метод управления основан на побуждении экономических интересов тех людей, что представляют объект управления. Управляющие воздействия, исходящие от субъекта управления, порождают заинтересованность объекта управления в их использовании, так как при этом вступают в действие такие стимулы – побудители, как заарботная плата, премии, льготы, смягчение ограничений, создание более выгодных условий работы, деятельности, продвижению по службе.

Социально психологическое управление характеризуется использованием методов убеждения, морального нравственного воздействия субъекта управления на трудовые коллективы, работников. Основным средством этого вида управления служит влияния на экономическую психологию работников, являющуюся частью их кодекса морали и чести.

Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.

К ним относятся:
- моральное поощрение,
- социальное планирование,
- убеждение,
- внушение,
- личный пример,
- регулирование межличностных и межгрупповых отношений,
- создание и поддержание морального климата в коллективе.

Наши рекомендации