Определение эффективности ситемы упровления необходимо оценивать:структуру упровления,труд в системе упровления,методы упровления,затраты на упровление
Показатели экономической эффективности
В общем виде эффективность управленческой деятельности (Э) выражают следующей формулой:
Э=Р/З где Р - результат функционирования системы управления (результирующая составляющая); 3 - затраты на управленческую деятельность или объем использованных ресурсов (затратная составляющая).
Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность).
1. Количественные показатели эффективности Количественные показатели деятельности системы управления включают: · комплекс трудовых показателей -- экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.; · финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.); · показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).
Качественные показатели эффективности
Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные):
повышение научно-технического уровня управления;
уровень интеграции процессов управления;
повышение квалификации менеджеров;
повышение уровня обоснованности принимаемых решений;
Формирование организационной культуры;
Управляемость системы; удовлетворенность трудом;
Завоевание общественного доверия;
Усиление социальной ответственности организации;
Экологические последствия.
27 Сущность управления персоналом организации.
Процесс управления персоналом складывается из целого ряда взаимосвязанных направлений деятельности, обеспечивающих глобальную цель управления персоналом – формирование, развитие и реализацию с наибольшей эффективностью кадрового потенциала организацииЧеловек – главная производительная сила. Это важнейший и активный «элемент» производственной системы, действующий сознательно. Именно люди, человеческие ресурсы, являются тем решающим фактором, который позволяет организации добиться успеха в достижении поставленных целей и использовании всех имеющихся ресурсовСистема управления персоналом представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: применяемых методов, процедур, программ, специально выделенных сотрудников и финансовых средств. В ней выделяют подсистему общего управления и подсистемы функционального управления персоналом.
Общее управление (руководство) производственным поведением работников осуществляют все линейные руководители, начиная от генерального директора до мастера, т. е. на всех уровнях управления.
Подсистемы функционального управления персоналом образуются по основным направлениям кадровой работы.:
– формирование кадровой политики на основе стратегического планирования и определения целей организации;
– кадровое планирование, т. е. определение качественной и количественной потребностей в персонале;
– комплектование штата и адаптация новых работников;
– обучение и развитие работников;
– оценка и контроль;
– активизация потенциала человеческих ресурсов;
– кадровое делопроизводство.
В функциональных подсистемах объединены однородные виды работ. Так, например, подсистема обучения и развития работников включает в себя обучение, повышение квалификации, формирование кадрового резерва и работу с ним, планирование и контроль деловой карьеры. Подсистема активизации потенциала человеческих ресурсов объединяет функции оценки персонала, разработки систем оплаты, материального и морального стимулирования труда, систем социальной защиты и льгот, формирования и поддержания организационной культуры и т. д.
В крупных организациях функции каждой подсистемы закреплены за отдельными структурными подразделениями, в небольших организациях один отдел кадров может выполнять функции нескольких подсистем, в мелких – вообще, эти функции закреплены за одним сотрудником (иногда в порядке совмещения обязанностей – юрист, секретарь) или же выполняются самим руководителем организации
Принципы организации современной системы управления персоналом:
– эффективность подбора и расстановки сотрудников;
– справедливость в оплате и мотивации труда, вознаграждение как за индивидуальные, так и коллективные достижения;
– должностное продвижение сотрудников в соответствии с результатами труда, квалификацией, способностями, личными интересами и потребностями организации;
– планомерное и эффективное решение социальных проблем сотрудников.
Набор, отбор и адаптация персонала
Любая организация практически всегда испытывает потребность в персонале
Наем на работу - это ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией
Набор начинается с поиска и выявления кандидатов как внутри организации, так и за ее пределами. Наиболее распространенными источниками найма на работу являются: люди, случайно зашедшие в поисках работы; объявления в газетах; учебные заведения (школы, техникумы, училища, институты и т. д.); службы по трудоустройству; объявления по радио и телевидению; профсоюзы.