Правила оформления курсового проекта

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра менеджмента, коммерции,

маркетинга и рекламы

Методические указания

К курсовому проекту для студентов

по дисциплине: _______Теория управления_________________

название дисциплины

для направления подготовки (специальности): 081100.62________

код направления подготовки

___________очной формы обучения__________________

наименование направления подготовки

___081100.62 «Государственное и муниципальное управление»_

код и наименование специальности, форма обучения

Мурманск

Составитель: Татарникова Ирина Валерьевна, к.э.н.,доцент кафедры менеджмента, коммерции, маркетинга и рекламы Мурманского государственного технического университета

Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой менеджмента, коммерции, маркетинга и рекламы «____»_____________ 200_ года, протокол № ___.

Рецензент: Кузнецова Елена Сергеевна к.э.н., доцент кафедры менеджмента, коммерции, маркетинга и рекламы Мурманского государственного технического университета

Авторская редакция Татарникова И.В.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения……………………………………………………………………….
2. Правила оформления курсового проекта ………………………………………..…….
3.Содержание разделов и защита курсового проекта……………………………………
4. Рекомендуемая литература……………………………………………………………..
   
   

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии с учебным планом студенты специальности «Государственное и муниципальное управление» выполняют курсовой проект по дисциплине «Теория управления». Основная цель написания работы состоит в том, чтобы углубить знания студентов по теоретическим вопросам курса и выработать практические навыки анализа деятельности предприятия, формулирования стратегических альтернатив организации, выбора стратегии. Выполнение курсового проекта является элементом научно-исследовательской деятельности студента. Настоящие методические рекомендации определяют порядок выполнения работы по дисциплине «Теория управления».

Указания разработаны на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по экономическим специальностям.

С целью более квалифицированного выполнения работы студентам рекомендуется пользоваться не только учебной, но и специальной литературой, а также материалами периодических изданий: «Вопросы экономики», «Маркетинг в России и за рубежом», «Менеджмент в России и за рубежом», «Проблемы прогнозирования», «Российский экономический журнал», «Секрет фирмы», «Социально-гуманитарные знания», «Социология: теория, методы, маркетинг», «Экономист», «Эксперт». Список рекомендуемой литературы представлен в разделе 4 настоящих методических рекомендаций.

Положительная аттестация по курсовому проекту является основанием для допуска студента к защите работы и сдаче экзамена по дисциплине. Вопросы к экзамену по дисциплине представлены в разделе 3.

Курсовой проект носит практический характер и предполагает проведение стратегического анализа среды по выбранной студентом организации (предприятию) и определение конкурентной стратегии. Теоретическую часть составляет определение сущности и содержания теории управления, определение методологических основ анализа и выбора. Аналитическая часть представляет собой проведение SWOT – анализа предприятия по выбору студента. В качестве объекта исследования может выступать любое предприятие (организация) независимо от сферы деятельности и организационно-правовой формы, по которому студент обладает информацией. Проектная часть связана с разработкой конкурентной стратегии объекта исследования. Рекомендуемая структура курсового проекта представлена в разделе 2 указаний.

Курсовой проект следует оформить в строгом соответствии с разработанными требованиями «Методических рекомендаций по оформлению рефератов, контрольных и курсовых работ для студентов всех направлений и специальностей».

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Курсовой проект пишется от руки, машинописно или на компьютере на одной стороне белой бумаги формата А 4 (210х270). Шрифт при выполнении на компьютере Time New Roman, размер шрифта - 14, интервал – 1,5. Объем курсового проекта 35-40 страниц, включая титульный лист и список использованных источников. Приложения в нормируемый объем не включаются.

Размер полей: Верхнее, нижнее, левое – 20 мм, правое – 10 мм. При написании проекта допускаются общепринятые сокращения.

После титульного листа, на следующей странице помещают содержание. Разделы курсового проекта лучше нумеровать арабскими цифрами, подразделы – также арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номера подразделов состоят из номера раздела и подраздела, разделенных точкой, например: 1.1, 1.2, 1.3. Разделы и подразделы должны иметь названия. Каждый раздел начинается с новой страницы. Все таблицы, формулы, рисунки и схемы должны иметь сквозную нумерацию в пределах раздела.

Цифровой материал рекомендуется представлять в виде таблиц, графиков и диаграмм, которые должны быть оформлены в соответствие с установленными правилами. Таблица должна иметь порядковый номер, заголовок, колонки - названия с указанием единиц измерения приводимых показателей. Графики и диаграммы так же должны иметь порядковые но­мера и заголовки.

Например, таблица оформляется следующим образом:

Таблица 1.1 – Динамика основных показателей экономической деятельности предприятия.

Показатель
Выручка от реализации, тыс. руб.
Рентабельность, %
Ликвидность 1,2 1,4 1,5

Пример оформления рисунков:

правила оформления курсового проекта - student2.ru

Рисунок 1.1. - Организационная структура предприятия.

Обязательной частью курсового проекта является библиографический список. В него включаются все использованные источники в следующей последовательности: монографии, учебники и учебные пособия, статьи из журналов и газет, Интернет, материалы предприятий. При описании источ­ников необходимо указывать фамилию и инициалы автора, название рабо­ты, место издания, издательство, год издания и количество страниц, при описании статей из журналов и газет - фамилию и инициалы автора, на­звание статьи, название журнала, год выпуска, номер издания, страницы, на которых помещена статья.

Цитаты и статистические данные, приведенные в тексте, должны быть снабжены ссылками на источники. Ссылки могут помещаться внизу стра­ницы и иметь специальную нумерацию, например или и т. д. Ссылка может быть оформлена непосредственно в тексте в квадратных скобках, где указывается порядковый номер источника списке литературы и номер страницы.

В конце работы студент ставит дату и подпись.

Законченная курсового проекта, содержащая все требуемые элементы оформления и скрепленная по левому краю способом, исключающим по­терю листов, сдается для проверки.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

рекомендуемая структура курсового проекта

1. Введение:

- актуальность темы,

- цель проекта,

- задачи,

- объект исследования (конкретное предприятие),

- предмет исследования (области и сферы, которые исследуются на данном предприятии и в его окружении).

3. Теоретическая часть:

Теоретическая часть курсовой работы должна:

- демонстрировать умение студента самостоятельно проводить анализ научных источников (монографий, статей);

- показывать умение собирать, обрабатывать и анализировать статистическую информацию по исследуемой проблеме;

- проводить оценку накопленного отечественного и зарубежного опыта решения исследуемой проблемы;

- предусматривать взаимосвязь теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы;

- содержать определение и уточнение основных понятий и положений рассматриваемой проблемы;

- содержать выводы и рекомендации, полученные на основе проведенного анализа исследуемой проблемы.

Теоретическая часть курсовой работы выполняется по одной из следующих тем:

1) Роль анализа в менеджменте. Организация аналитической работы.

2) Стратегические и тактические планы в менеджменте.

3) Организационная структура управления фирмой.

4) Современные подходы к формированию организационных структур управления.

5) Стратегическое управление организацией.

6) Социокультурные факторы и этика менеджера.

7) Процесс принятия управленческих решений в организации.

8) Модели и методы менеджмента.

9) Эффективность менеджмента.

10) Проблема неформальных коллективов в менеджменте.

11) Социально-психологический климат организации и менеджмент.

12) Методы и способы разрешения конфликтов.

13) Особенности менеджмента формирующейся организации.

14) Проблема риска в управленческих решениях менеджера.

15) Проблемы мотивации труда в условиях рыночной экономики.

16) Власть и лидерство в системе менеджмента.

17) Права и ответственность менеджера.

18) Мотивационно-поведенческие основы управления в организации.

19) Делегирование полномочий в менеджменте.

20) Цели организации: их классификация и механизм формирования.

21) Методы оптимизации управленческих решений.

22) Современная система документационного обеспечения управления.

Номер темы для теоретической части работы определяется по последней цифре зачетной книжки студента. Если две последних цифры образуют число, большее 30, то цифры складываются и получившееся число определяет номер темы. Например, две последние цифры зачетки – 49. Номер темы – 13 (4+9=13).

3. Практическая часть:

3.1. Анализ внешней среды:

3.1.1. Характеристика макроокружения (экономико-политические, социо-культурные, технологические, политико-правовые факторы).

3.1.2. Характеристика микроокружения (потребители, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы).

3.1.3 Резюме: оценка привлекательности внешней среды (макро- и микроокружения). Необходимо выделить наиболее значимые благоприятные и неблагоприятные факторы внешней среды. Сделать выводы о возможностях и угрозах предприятия. В оценке возможностей и угроз можно воспользоваться данными таблицы 1, где представлены потенциальные внешние возможности и угрозы.

3.2. Анализ внутренней среды организации:

3.2.1. Оценка стратегического поведения (реактивная, активная специальная, активная систематическая).

3.2.2. Анализ целеполагания и планирования:

а) постановка целей деятельности (в т.ч. миссия организации);

б) уровни и виды планов, горизонт планирования;

в) реализация и действенность планов.

3.2.3. Оценка квалификации менеджеров (с точки зрения стратегического управления).

3.2.4. Оценка существующей стратегии.

3.2.5. Анализ соответствия системы управления выбранной стратегии:

а) организационная структура (нормы, правила, процедуры, распределение прав и ответственности (делегирование полномочий), иерархия подчинения, коммуникационные процессы, система принятия решений, система контроля);

б) организация производства, т.е. процесс создания продукции или оказания услуг (изготовление продукта/оказание услуги, снабжение, ведение складского хозяйства, управление запасами, обслуживание технологического парка, разработки и исследования, производственную стратегию, проектирование продукции и услуг, размещение оборудования и планирование помещений, планирование трудового процесса и нормирование труда, систему качества.)

в) финансовое управление (структура капитала, источники финансирования, финансовые инструменты, используемые на предприятии, управление оборотным капиталом, привести основные показатели оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия);

г) организация маркетинга (проведение маркетинговых исследований, изучение нужд, потребностей и спроса потребителей, выбор целевого рынка, разработка товара, управление товарной линией, торговыми марками и упаковкой, разработка стратегии и программ ценообразования, управление каналами распределения, комплекс маркетинговых коммуникаций, реклама и другие мероприятия по продвижению, создание вертикальных маркетинговых сетей);

д) система управления персоналом (стоимость трудовых отношений, квалификацию кадров, систему мотивации, систему карьеры на предприятии, систему оценки труда и продвижение кадров, взаимодействие управленцев и рабочих, текучесть кадров и трудовую дисциплина);

е) организационная культура.

3.2.6 Резюме: определение наиболее значимых сильных и слабых факторов внутренней среды предприятия. В оценке сильных и слабых сторон организации можно воспользоваться данными таблицы 1, где представлены потенциальные внутренние сильные и слабые стороны.

3.3 Оценка стратегических возможностей организации. SWOT-анализ. Матрица возможностей и угроз, таблица профиля среды.

3.4. Разработка конкурентной стратегии:

3.4.1. Оценка конкурентной позиции и конкурентного потенциала предприятия.

3.4.2. Предложения по выбору конкурентной стратегии.

4. Заключение:

Общие выводы по каждой главе работы, выводы о решении задач и достижении цели проекта.

Выполненный курсовой проект студенты сдают руководителю или на кафедру не позднее чем за 30 дней до начала сессии для ее проверки. При соответствии курсового проекта установленным требованиям, и при полном раскрытии обозначенной темы преподаватель рекомендует работу к защите, ставя на титульном листе надпись: «к защите». Получив проверенную работу, студент должен ее доработать в соответствии с замечания ми руководителя. Окон­чательная оценка ставится по результатам защиты курсового проекта.

Лучшие курсовые проекты, представляющие практический интерес, могут быть рекомендованы кафедрой для участия в конкурсе научных студенческих работ, который ежегодно проводится в МГТУ, а также в других студенческих конкурсах.

Защита курсового проекта проводится в назначенное время перед комиссией, состоящей не менее чем из 3 человек, назначаемых распоряжением заведующего кафедрой Коммерции, маркетинга и рекламы. В случае длительного отсутствия студента по уважительной причине, подтвержденного документально, возможна индивидуальная защита курсового проекта руководителю курсового проекта при наличии у студента разрешения декана экономического факультета.

Про­цедура защиты включает в себя краткое изложение материала с демонстрацией таблиц, графиков, выводы и рекомендации по выб­ранной теме, ответы студента на вопросы и замечания.

Курсовые работы оцениваются по 4-х бальной системе (отлич­но, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). На защите курсовой работы студент должен показать свободное владение представленным материалом, умение аргументировано отвечать на поставленные по теме вопросы и высказанные замечания.

В случае неудовлетворительной оценки по результатам защиты, курсовая работа возвращается студенту для дальнейшей доработки с условием последующей защиты в течение установленного руководителем или комиссией срока.

4. Рекомендуемая литература.

1) Бородушко И.В., Васильева Э.К. Стратегическое планирование и контроллинг. -СПб.: Питер, 2006 – 192 с.

2) Дойль П. Менеджмент. Стратегия и тактика. 3-е издание / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского.- СПб.: Питер, 2003 – 544 с.

3) Менеджмент. Учебник (ГРИФ) / О.С. Виханский, А.И. Наумов – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Магистр, 2009 – 285 с.

4) Менеджмент. Учебное пособие (ГРИФ) // Кнышова Е.Н. – М.: ИД «ФОРУМ»: «Инфра-М», 2008 – 304 с.

5) Менеджмент. Учебник / под. ред. М. Л. Разу. – М.: КНОРУС, 2008 – 472 с.

6) Основы организации муниципального управления. Учебное пособие (ГРИФ) / С.Ю. Наумов, А.А. Подсумкова – М.: Форум, 2009 – 352 с.

7) Менеджмент. Основы теории и деловой практикум. Учебное пособие (ГРИФ) / Н.А. Добрина, Ю.В. Щербакова – М.: Альфа-М: Инфра - М, 2009 – 288 с.

8) Основы социального управления. Учебное пособие (ГРИФ) / В.А. Горбухов – М.: Форум, 2009 – 224 с.

9) Пичужкин И.В., Жарков В.Н., Максимов С.А. Основы менеджмента: учебное пособие / И.В Пичужкин, В.Н. Жарков, С.А. Максимов – М.: Юрайт-Издат, 2003 – 286 с.

10) Пустынникова Е.В. Основы менеджмента: учебное пособие / Е.В. Пустынникова. – М.: КНОРУС, 2008 – 320 с.

11) Стратегический менеджмент. Учебник (ГРИФ) // Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. – М.: ИНФРА-М:ФОРУМ, 2008 – 256 с.

12) Система государственного управления. Учебное пособие (ГРИФ) // С.Ю. Наумов – М.: Форум, 2009 – 304 с.

13) Управленческие решения. Учебное пособие (гриф) // А.А. Ломакин, В.П.Буров, В.А. Морошкин – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Форум, 2009 – 176 с.

14) Этика и культура управления. Учебное пособие (ГРИФ) // Н.Н. Осипова. – М.: Форум, 2009 – 192 с.

15) Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. Учебно-методическое пособие / М.М. Алексеева. – М.: Финансы и статистика, 2003 – 248 с.

16) Вачугов Д.Д., Кислякова Н.А. Практикум по менеджменту. Деловые игры: учебное пособие / Д.Д. Вачугов, Н.А. Кислякова - М.: высшая школа, 2000 -176 с

17) Карлофф Б. Деловая стратегия / Пер. с англ. под ред. В.А. Приписнова. – М.: Экономика, 2000 – 239 с.

18) Менеджмент. Учебное пособие (ГРИФ) / / Райченко А.В., Хохлова И.В. – М.: Форум, 2007 – 368 с.

19) Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб: Питер, 2003 – 336 с.

20) Организация и планирование на предприятии. Учебное пособие (ГРИФ) / Б. И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков – М.: Форум, 2009 – 240 с.

Наши рекомендации