Мотивация и оплата труда

Мотивация - это активизация работников орг-ии для достижения общей цели путем удовлетворения их потребностей. Для этого на базе теории мотивации развиваются системы материального и морального стимулирования работающих, также создаются условия для творческого потенциала и развития. Мотивация - это процесс побуждения себя и других лиц к д-ти для достижения целей.

Теории мотивации:

1. Содержательные:

а)теория иерархии потребностей (Маслоу - неудовлетворённые потребности побуждают людей к активным действиям, а удовлетворённые потребности перестают мотивировать и их место занимают неудовлетворённые потребности.)

б)теория приобретённых потребностей (разработчик Мак Клелланд, рассматривает только потребности высшего уровня – потребности в успехе, власти, к причастности).

в)теория двух факторов (разработчик Ф.Герцберг, по данной теории факторы которые влияют на трудовое поведение людей можно разделить на две группы:

а)способствующие удовлетворению другого(факторы связанные с содержанием работы, т.е. внутренние факторы – мотиваторы);

б)препятствующие удовлетворению другому(факторы связанные с условиями работы, это внешние факторы.).

2. Процессуальные - рассматривают влияние процесса труда на мотивацию.

а)теория ожиданий (разработчик В.Врум. мотивация определяется 3 видами ожидания: а)ожидание того что усилия дадут желаемый результат, б) ожидание того, что результаты принесут ожидаемой вознаграждение, в)ожидаемая ценность вознаграждения. б)теория равенства (справедливости) (Разработчик Стейси Адамс, по данной теории взаимодействие между работодателем и работником осуществляется в виде экономического обмена);

в)модель Портера-Лоулера (теория приобретённых потребностей, данная модель показывает взаимодействие процессов мотивации, усилия, затраты, способности, результаты, вознаграждение и удовлетворение. Вывод: результативный труд ведёт к удовлетворению. Это сложный процесс в котором много разных элементов. Она служит для понимания мотивации).

Заработная плата является формой вознаграждения за труд и важным стимулом работников предприятия, поскольку выполняет воспроизвод­ственную и стимулирующую (мотивационную) функции. Повременной называется такая форма оплаты труда, при которой заработная плата работникам начисляется по установленной тариф­ной ставке или окладу за фактически отработанное на производстве время. Исходя из механизма оплаты повременная форма стимулирует преж­де всего повышение квалификации работающих и укрепление дисцип­лины труда. Присдельной форме оплаты труда заработная плата работникам на­числяется по заранее установленным расценкам за каждую единицу вы­полненной работы или изготовленной продукции.

Сдельная форма оплаты труда стимулирует прежде всего улучшение объемных, количественных показателей работы.

Контроль

Контроль - это сопоставление результатов с планами, их оценка и внесение корректив.

Периоды контроля: предварительный, текущий, заключительный.

Виды контроля: внешний, внутренний, гос, банковский, аудиторский.

С точки зрения поведенческих аспектов можно выделить два типа контроля:

1. Внешний контроль - когда его субъект и объект находятся в разных системах. На предприятии внешний контроль производится администрацией или специальными сотрудниками – контролерами.

Идея внешнего контроля основана на том, что люди лучше выполняют свои обязанности тогда, когда их деятельность находится под контролем руководства, и при этом точно знают, какое поощрение они получат за хорошую работу, и какое наказание – за плохую. Проблема внешнего контроля заключается в том, что активность направлена не на само дело, а на то, что хотело бы видеть начальство.

2. Внутренний контроль - когда его субъект и объект находятся в одной системе. Такой контроль предполагает, что исполнители сами следят за результатами своей работы и вносят, по мере необходимости, в нее изменения.

Система внутреннего контроля – система самоконтроля. Она основана на коллективном определении целей фирмы или подразделений. Поскольку в условиях самоконтроля внешние оценки используются для выяснения сути проблем и не влияют на заработную плату и доходы, то она направлена на то, чтобы подсказать, как лучше работать.

Для эффективности контроля данный процесс должен соответствовать следующим принципа:

1. Ориентация на результаты. Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией.

2. Соответствие делу. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности. Он должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно.

3.Своевременность контроля. Своевременность контроля заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению.

4.Простота контроля. Как правило, наиболее эффективный контроль — это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен.Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны.

5. Гибкость контроля. Если нечто непредвиденное можно спрогнозировать, то контроль становится ненужным. Контроль, как и планы, должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям. Незначительные изменения планов редко бывают сопряжены с необходимостью серьезных изменений в системе контроля

Конфликты

Конфликты - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

Типы: 1.внутриличностные (существуют 2 несовместимых распоряжения руководителя). 2. межличностные (конфликт между людьми с разным характером). 3. между личностью и группой. 4. межгрупповой (конфликт между отделами)

Причины:

1. ограниченность ресурсов организации

2. взаимозависимость выполнения задач

3. реализация в целях

4. различия в представлениях, ценностях

5. различия в манере поведения, стаже, возрасте

6. неудовлетворительные коммуникации

7. неоднозначные критерии качества

Модели менеджмента.

Под моделями менеджмента следует понимать методологический подход к процессу принятия управленческих решений, к формированию целевой ориентации процесса управления, созданию коллектива (команды) управленцев и корпоративного стиля поведения.

Японская модель менеджмента. Японский подход к менеджменту основан на коллективных ценностях и ставит интересы группы выше интересов индивида, который должен стремиться к нивелированию своих собственных нужд и потребностей до уровня общих потребностей коллектива, не выделяться, участвовать в достижении общих целей и создании гармоничных отношений.

Основные характеристики японской модели менеджмента:

· гарантии занятости и право старшинства;

· работа в группах;

· консультации и принятие решений в группах;

· централизованный контроль найма и выполнения работы;

· техническое обеспечение качества продукции;

· коммуникативные отношения с линейными руководителями.

Базируется на принципах:

коллективной ответственности за результаты и качество продукции;

ориентации деятельности на достижение общей, единой цели;

ротации рабочих мест и отсутствии постоянного на какой-то период закрепления рабочего за своим рабочим местом;

доверия к подчиненным;

социальной, экономической, юридической и иной защиты работников;

необходимости планирования карьеры как реальной возможности развития навыков и приобретения знаний;

высокой степени рационализации и адаптации управления к практически существующим условиям деятельности хозяйствующего субъекта;

рабочей этики, базирующейся на четком следовании принятому в коллективе образу жизни, лояльности к коллегам.

Американская модель менеджмента противоположна японскому и основана на равенстве, конкуренции и сотрудничестве, а также содержит в качестве базового научный менеджмент. Основоположником науки управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856 – 1915). Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления им.

Основные характеристики американской модели менеджмента:

· применение научного менеджмента в качестве основной школы для производственного менеджмента;

· использование классического менеджмента для выделения функций управления, распределения полномочий и ответственности менеджеров;

· индивидуализм менеджеров, основанный на их личных интересах и потребностях;

· использование моделей человеческих отношений в процессе формирования социально – психологического климата в коллективе и достижения поставленных целей деятельности;

Современный американский менеджмент базируется на трех исторических предпосылках: - наличие рынка; - индустриальный способ организации производства; - корпорация как основная форма предпринимательства.

Согласно американской модели основными составляющими успеха считаются: • компетентность руководителя; • способность психически настроиться на восприятие и мышление партнера; • доверие как переход от авторитарного и консультативного подходов к полному делегированию полномочий.

мотивация и оплата труда - student2.ru

Бизнес-процессы

Бизнес-процесс – это один, несколько или множество вложенных процессов (внутренних шагов деятельности), которые заканчивается созданием продукта, необходимого клиенту.

Виды бизнес-процессов:

· Управляющие – бизнес-процессы, которые управляют функционированием системы. Примером управляющего процесса может служить Корпоративное управление и Стратегический менеджмент.

· Операционные – бизнес-процессы, которые составляют основной бизнес компании и создают основной поток доходов. Примерами операционных бизнес-процессов являются Снабжение, Производство, Маркетинг и Продажи.

· Поддерживающие – бизнес-процессы, которые обслуживают основной бизнес. Например, Бухгалтерский учет, Подбор персонала, Техническая поддержка.

Характеристики бизнес-процесса:

· Результативность – достигает процесс необходимых результатов или нет.

· Эффективность – сколько ресурсов затрачивает процесс на получение результата.

· Определенность – если процесс описан в каком то документе, и то, как он выполняет в действительности, соответствует тому что написано, значит процесс определен.

· Повторяемость – важнейшая характеристика. Она показывает, может ли процесс получать одинаковые результаты из раза в раз.

· Адаптируемость – характеристика гибкости бизнес-процесса, т.е. способности меняться в зависимости от условий.

· Длительность – время, которое необходимо для выполнения процесса, или промежуток времени между началом процесса и его завершением.

· Стоимость – это совокупность всех затрат выполнения процесса 1 раз.

Управление процессом:

Цикл PDCA:

· Планирование (Plan) – планирование деятельности и распределения ресурсов.

· Организация (Do) – выполнение основной деятельности процесса.

· Контроль (Check) – сбор и обработка информации.

· Действие (Координация) (Act) – оперативное управление ходом процесса, реакция руководителя на изменения ситуации и координация действий подчиненных в нестандартной (нештатной) ситуации

Реинжиниринг бизнес-процессов — фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения максимального эффекта производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности, оформленное соответствующими организационно-распорядительными и нормативными документами.

Смысл реинжиниринга бизнес-процессов в двух его основных задачах:

· определение оптимального (идеального) вида бизнес-процесса (в первую очередь основного);

· определение наилучшего (по средствам, времени, ресурсам и т.п.) способа перевода существующего бизнес-процесса в оптимальный.

Управление рисками

Риск - это вероятность наступления неблагоприятного события, получение убытка.

Менеджмент риска - это деятельность менеджеров в условиях неопределенности, направленной на снижение вероятности наступления неблагоприятных событий.

Управленческие риски - это вероятность наступления неблагоприятной ситуации, вызванной управленческими решениями и возникших при реализации решений или спустя время.

Маркетинговые риски - это риски, связанные с неправильно выбранной концепцией.

Финансовые риски - это риски, связанные с финансовыми потерями в результате деятельности предприятия.

Производственные, технические и технологические риски - это риски, возникшие в результате производства продуктов или услуг.

Политические риски - риски, связанные с действием политических органов, которые затрагивают деятельность организации(изменение налогового законодательства)

Юридические риски - это возникновение неблагоприятной ситуации, связанный с нарушением законодательства организацией.

Потребительский рынок

Рынок - это саморегулирующаяся сфера деятельности, для которой характерны рыночные законы.

Потреб.рынок - это система различных отношений между продавцом и потребителем, между государством в лице го исполнительных органов, возникающих по поводу реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, их качества, соблюдения процесса их реализации, а также деятельности продавцов, изготовителей и исполнителей в связи с их реализацией и оказанием.

Функции:

1. информационная - информирование производства об объемах, ассортиментной структуре, о качестве и количестве товаров в соответствии со спросом населения.

2. регулирующая - уравновешивание спроса и предложения, обеспечение сбалансированности экономики.

3. ценообразующая проявляется в формировании цены на основе спроса, предложения, конкуренции

4. посреднеческая проявляется в том, что потреб.рынок выступает посредником между производителем и потребителем.

5. стимулирующая - мотивация производителей создавать необходимые потребителю экономические блага с наивысшей потребительской ценностью за наименьшие экономические потери.

Субъекты: потребитель, производитель(продавец), гос-во.

Объекты: потреб.товары, работы и услуги.

Виды:

По типу товаров (продовольственные и непродовольственные)

По товарным группам (обувь, одежда, техника, бытовая техника)

По товарным подгруппам (кожаная обувь, резиновая обувь, валенки)

Тенденция развития потреб.рынка:

1. насыщенные предложения

2. многообразие предлагаемых потребителю товаров

3. увеличение кол-ва импульсных покупок

4. возрастает уровень требования потребителя к товару

Методы гос.регулирования потеб.рынка:

1. Правовые методы(законы, инструкции, приказы, постановления)

2. Финансово - экономические (налоги влияют на уровень покупательской способности, ставки по кредитам)

3. Социальные ( пенсии, стипендии, минимальный размер оплаты труда)

Наши рекомендации