Тема 2.1.3. Мотивация труда

Студент должен:

иметь представление:

- о сущности мотивации;

- о различных теориях мотивации;

знать:

- ступени мотивации;

- критерии мотивации;

- индивидуальную и групповую мотивацию.

Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Мотивом к действию служат потребности. Потребность проявляется в побуждении – недостатке в чём-либо. Потребности: первичные - физиологические и вторичные – психологические.

Критерии мотивации:

1) Древние времена – хлыст, угроза и награды.

2) XVIII - XX века – система экономических и административных стимулов и санкций.

3) Психологически методы воздействия, направленные на нематериальные потребности.

Иерархия потребностей по А.Маслоу и Герцбергу
(ступени мотивации):

Тема 2.1.3. Мотивация труда - student2.ru

Вознаграждение: внутреннее – значимость работы, самоуважение, общение и внешнее – зарплата, карьера, признание.

Содержательные теории мотивации:

1) А.Маслоу;

2) двухфакторная теория Герцберга;

3) Д.МакКлелланда.

Процессуальные теории мотивации:

1) теория ожиданий В.Врума;

2) теория справедливости;

3) модель Портера – Лоулера.

Концепция мотивации отечественной школы – Л.С.Выготского (1924 г) о параллельной мотивации, направленной на удовлетворение высших и низших потребностей.

Мотивация групповой деятельности представляет 5-ступенчатую иерархию со специфическими чертами:

1) стремление к цели всех членов группы;

2) стремление утвердиться в конкуренции с другими группами, гордость за коллектив;

3) мотивы кратковременных объединений людей;

4) эмоциональная мотивация, не подкреплённая духовным единством или солидарностью;

5) мотивации практически нет, группы возникают случайно и разово.

Человек будет верен группе, пока не может достичь целей в одиночку.

Вопросы самоконтроля

1) В чём разница между содержательными и процессуальными теориями мотивации?

2) Объясните сущность упрощённой модели мотивации человека потребностями.

3) В чём разница между внешним и внутренним вознаграждением?

4) Какую роль в мотивации играет вознаграждение?

5) Сравните модель мотивации А.Маслоу и Герцберга.

6) Опишите ситуации, в которых сегодня можно эффективно использовать мотивацию типа кнута и пряника.

7) Какие специфические черты характеризуют мотивацию групповой деятельности?

Тема 2.1.4. Контроль

Студент должен:

знать:

- виды контроля, его этапы и правила;

уметь:

- планировать виды контроля.

Модель процесса контроля:

1) Выработка стандартов и критериев.

2) Сопоставление с ними реальных результатов.

3) Коррекция.

Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный.

Правила контроля

1) Устанавливайте осмысленные стандарты.

2) Устанавливайте двустороннее общение.

3) Избегайте чрезмерного контроля.

4) Устанавливайте жёсткие, но достижимые стандарты.

5) Вознаграждайте за достижение стандарта.

6) Стратегическая направленность контроля.

7) Ориентация на результаты.

8) Соответствие делу.

9) Своевременность контроля.

10) Гибкость контроля.

11) Простота контроля.

12) Экономность контроля.

Вопросы самоконтроля

1) Какова роль контроля в управлении?

2) На какие этапы распадается процесс контроля?

3) В чём состоит взаимосвязь между планированием и контролем?

4) Чем характеризуется эффективный контроль?

Подраздел 2.2. Связующие процессы

Тема 2.2.1. Коммуникации

Студент должен:

иметь представление:

- о коммуникациях в системе управления;

уметь:

- преодолевать преграды на пути межличностных коммуникаций.

Коммуникационный процесс – обмен информацией между двумя или более людьми. Обеспечивает взаимосвязь управленческих функций.

Элементы процесса коммуникаций:

1) отправитель

2) сообщение

3) канал

4) получатель

Этапы коммуникации

1) зарождение идеи

2) кодирование и выбор канал

3) передача

4) декодирование

Виды коммуникаций

1) Коммуникации между организацией и внешней средой.

2) Коммуникации между уровнями организации (вертикальные).

3) Горизонтальные коммуникации между подразделениями.

4) Руководитель – подчинённый.

5) Коммуникации между руководителем и рабочей группой.

6) Межличностные коммуникации.

7) Неформальные коммуникации.

Преграды на пути межличностных коммуникаций:

1) преграды, обусловленные восприятием;

2) семантические барьеры;

3) невербальные преграды;

4) плохая обратная связь;

5) неумение слушать.

Преграды в организационных коммуникациях:

1) искажение сообщений;

2) информационные перегрузки;

3) неудовлетворительная структура организации.

Пути совершенствования организационных коммуникаций:

1) регулирование информационных потоков;

2) управленческие действия;

3) системы обратной связи;

4) системы сбора предложения;

5) информационные бюллетени, публикации, видеозаписи;

6) современная информационная технология.

Вопросы самоконтроля

1) Объясните сущность четырёх основных элементов процесса обмена информацией.

2) Объясните каждый этап коммуникационного процесса.

3) Какие препятствия возникают на путях межличностного обмена информацией?

4) Какими методами руководитель должен совершенствовать свои межличностные информационные контакты?

5) Какие преграды возникают на путях обмена информацией в организации?

6) С помощью каких методов руководители могут повысить эффективность обмена информацией в организации?

Наши рекомендации