Ситуационный подход Р. Хауса к менеджменту

Вариант ситуационного подхода – модель «путь – цель», созданная Хаусом.

Особенность модели: руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействовать на пути достижения этих целей, следовательно, основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага получат подчиненные, если будут хорошо работать.

Она основывается на использовании руководителем односторонней коммуникации при объяснении того, что и как подчиненный обязан сделать и антропоцентрического поведения (в каком пределе руководитель использует двухстороннюю коммуникацию при оказании социо-эмоциональной поддержки).

В соответствии с этим выделяют четыре основные стиля руководства.

1. Приказывающий – односторонняя коммуникация, основанная на указаниях сотрудникам, что и как им необходимо выполнять.

2. Продающий – стремится путем двухсторонней связи и социо-эмоциональной поддержки заставить подчиненных психологически «закупать» те решения, которые они должны сделать.

3. Участвующий – руководитель и подчиненные участвуют в процессе принятия решений через двустороннюю коммуникацию.

4. Делегирующий – руководитель делегирует свои полномочия, поскольку уровень подготовки подчиненных достаточно высокий.

Основные критерии при выборе стиля руководства:

– вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку;

– структурированность проблемы;

– наличие информации и опыта у подчиненных;

– уровень требований, предъявляемых к решению;

– причастность подчиненных к делам организации;

– заинтересованность исполнителей;

– вероятность возникновения конфликтов в результате принятия решений.

Синергетический подход к управлению Ч.И. Барнарда

Ч.И. Барнард (1886-1961) – известный предприниматель 1 половины 20-ого века. Собранный им личный опыт позволил ему создать концепцию организации в которой важное место отводилось тому, что современный менеджмент называет Эффектом синергии.

Концепция Ч.И. Барнарда:

- Экономическая мотивация работников существенно менее эффективна, чем стимулирование труда сотрудников неэкономическими методами;

- Формальная управленческая структура не приводит организацию к успеху;

Эффективная мотивация по Ч.И. Барнарду.

4 специальных стимула:

- Деньги и материальные ценности;

- личные бонусные нематериальные возможности;

- комфортные физические условия труда;

- «идеальные благодетели». Наподобие гордости от индивидуальных навыков и т.п.;

4 общих стимула:

- привлекательность корпоративной культуры;

- адаптация рабочих условий к привычным сотрудникам методам и предпочтениям;

- возможность ощущения сопричастности к курсу развития организации;

- условия коммуникаций с окружающими (личный комфорт от социальной атмосферы в коллективе и т.п.)

7 базисных правил:

- четкое определение каналов коммуникаций;

- всеобщая осведомленность о каналах коммуникаций;

- всеобщий доступ до формальных каналов коммуникаций;

- максимальное упрощение каналов и процедур коммуникаций;

- адекватные ключевые компетенции лиц, занятых в системе связи в компании;

- бесперебойное функционирование каналов коммуникаций при любых обстоятельствах;

- аутентификация каждого акта коммуникации.

При использовании указанных элементов, создается эффект синергии – корпорация и сотрудники развиваются в существенно больших объёмах, чем они развивались бы по отдельности.

Теория международногоменеджмента

Основателями современного международного менеджмента принято считать Кристофера Бартлетта и Сумантру Гошал.

4 модели международного менеджмента:

1. Мультинациональная модель:

- мотивация и управление происходит на основе личных взаимоотношений и связях, основанных на семейных /кастовых правах собственности;

- простые финансовые процедуры;

- легкие усилия по управлению и координации;

2. Международная модель:

- создана с 1950-х с целью передачи расширенного опыта заграницу, в страны с меньшим научно-техническим и рыночным потенциалами;

- базис: воплощение теории А. Верона жизненного цикла международного товара;

- ключевые исследования, планирование и прогнозирование происходит в центре, а затем распространяется на «периферию»;

3.Глобальная модель:

- цель: достижение эффективности, централизации и контроля;

- базис: закрепление и удержание позиций в глобальной бизнес-среде;

- принцип всеобщей унификации и стандартизации;

4. Транснациональная модель и ТНК(Транснациональные корпорации):

- новый тип современных компаний, созданный с целью сопротивления растущей неопределенности в глобальной бизнес-среде;

- базис: глобально-интегрированная сетевая структура – все стратегические бизнес единицы(СБЕ) по всему миру связаны во единую интегрированную сеть;

- позволяет достигать сложных многомерных стратегических целей эффективности, реактивности и внедрения инноваций.

Наши рекомендации