Выбор и разработка стратегии
Разработка и выбор стратегии является основным продуктом стратегического планирования. Фирма может разрабатывать и применять для решения задач разные стратегии. Одна и та же цель может достигаться различными путями. Для того чтобы выбрать и разработать стратегию необходимо определить: «А что же это такое?»
П. Дойль акцентировал в определении стратегии управление ресурсами организации: «Стратегия – это комплекс принимаемых менеджментом решений по размещению ресурсов предприятия и достижению долговременных конкурентных преимуществ на целевых рынках. Следовательно, стратегия устанавливает направления деятельности предприятия, в какие конкретно товары и рынки компания направляет денежные и трудовые ресурсы». [6]
Под стратегией также понимают результаты планирования будущего организации. Например, С. Левицки: «Стратегия – это набор документов и концепций, формирующих план на будущее организации».
М. Портер, один из основоположников современной теории конкуренции, определяет стратегию как искусство создавать отличия от других конкурентов, умение достигать конкурентных преимуществ и поддерживать их. Существует много различных стратегий развития фирмы, рассмотрим наиболее распространенные виды стратегий.
По уровням иерархической структуры компании все стратегии разделяются на четыре группы:
главная, или общекорпоративная, стратегия. Стратегия развития компании в целом
стратегии бизнес – единиц, разрабатываются в том случае, когда в компании существуют самостоятельные виды бизнесов и автономные бизнес – единицы.
функциональные стратегии, назначение этих стратегий обеспечить выполнение стратегий бизнес – единиц и компании в целом.
стратегии команд, рабочих групп и работников, от которых зависит стратегический процесс фирмы. [9, c.63-66]
Наиболее распространенными в мировой практике являются следующие четыре типа стратегий:
стратегии роста нацелены на расширение рыночной деятельности, увеличения активов компании, рост объемов инвестирования
стратегии ограниченного роста;
стратегии сворачивания деятельности (ухода из бизнеса);
комбинации из вышеперечисленных стратегий. [20]
М. Портер разработал классификацию стратегий на генерические (видовые) типы. Все стратегии, согласно его концепции, можно разделить на три типа:
Стратегия лидерства по издержкам означает, что все усилия компании сосредоточены на производстве и сбыте более дешевой продукции, по сравнению с конкурентами
Стратегия дифференциации может проводиться как на широком рынке, многих сегментах, так и на отдельном узком сегменте. Если для стандартного продукта создается новое качество или свойство, то речь идет о стратегии дифференциации
Стратегия фокусирования означает сосредоточение усилий компании на узком сегменте. [11, c.72-79]
Таким образом, мы видим, что стратегии предприятия во многом уникальны, не существует универсальных решений стратегических задач, пригодных для всех случаев. Вследствие чего возможные варианты действий также не заданы, и поскольку формирование стратегий является процессом творческим, целиком зависящим от уровня знаний и опыта руководителей, их ценностей и приоритетов, корпоративной культуры, такие варианты необходимо найти самостоятельно.
В случае удачного выбора и правильной разработки стратегии фирмы, она должна влиять на появление изменений:
Рост конкурентоспособности компании
Повышение устойчивости развития
Использование новых рыночных возможностей
Рост потенциала фирмы на основе инноваций во всех сферах ее деятельности
Рост качества продукции
Упреждающая реакция на изменение потребностей клиентов и появление новых видов аналогичных товаров и услуг
Формирование системы ключевых компетенций и ее развитие
Рост социальной ответственности бизнеса и создание прочной репутации фирмы
Развитие персонала и подготовка менеджеров для работы в условия внедрения стратегии
Рост уровня стратегического планирования
Итак, мы можем сделать вывод, что стратегии является основой выживания компаний и успешного развития. Построение стратегии – это сложный процесс, часто сводящийся к набору мероприятий, между которыми нет связей, или к общим описаниям желаемых результатов, которые нечем не обеспечены. Разработка стратегии – это поиск новых путей достижений стратегических целей, реализации ключевых ценностей компании наиболее эффективным образом. Стратегия определяет будущее состояние компании и только нестандартная, творческая стратегия позволяет добиться лидерства на рынке.
Реализация стратегии
Внедрение стратегий требует решения сложного комплекса задач. Подготовка к внедрению новых стратегий требует глубоких изменений в фирме, и успешность их внедрения зависит от многих факторов. В процессе внедрения новой стратегии в полной мере следует использовать возможности и потенциал компании.
А.А. Стрикленд и А.Дж. Томпсон предлагают в качестве главных задач реализации стратегии принять:
создание организации, обладающей необходимыми компетенциями, возможностями и ресурсной базой
распределение ресурсов по стратегически значимым звеньям цепочки ценности
выработка тактики и процедур в поддержку стратегии
внедрение передовых методик и политики непрерывного совершенствования
создание работникам условий для эффективного выполнения стратегических задач за счет внедрения информационных, коммуникационных операционных и электронных систем
разработку системы стимулирования и поощрения за достижение поставленных целей и хорошую реализацию стратегии
создание корпоративной культуры и среды, стимулирующих реализацию стратегии
создание системы внутреннего лидерства для улучшения реализации [13, c.349]
Эти задачи направлены на подготовку компании к внедрению стратегии, но в них нет организационного ядра, обеспечивающего этапы выполнения. На наш взгляд в предложенных задачах имеются некоторые минусы:
внедрение информационных систем не является критическим фактором для успешной реализации стратегии;
задача №1 является не предпосылкой, а результатом внедрения стратегии;
среди этих задач нет формирования команды менеджеров, управляющих внедрением стратегии;
А вот, Д. Кэмпбелл, Дж. Стоунхаус, Б. Хьютон рассматривают внедрение стратегии с точки зрения решения задач ресурсообеспечения, изменения организационной культуры и структуры, чтобы они соответствовали данной стратегии . [8,c .159-162]
Проанализировав несколько литературных источников по вопросу внедрения стратегии, мы пришли к выводу, что весь процесс внедрения стратегии организации можно разделить на ряд этапов:
Подготовительный этап включает в себя анализ существующей системы менеджмента, подбор управленческого персонала, формирование рабочих групп и команд, подготовку персонала к внедрению стратегии и разработку плана внедрения стратегии.
Внедрение стратегии заключается в проведении рабочих совещаний, установлении прямых коммуникаций между работниками, финансирование внедрения стратегии, разработку стратегических установок по внедрению и анализ текущих результатов внедрения стратегии
Этап завершения реализации основных этапов стратегии, сюда относят оценку общих результатов, определение причин отклонений и анализ перспектив развития стратегических процессов.
Таким образом, процесс внедрения стратегии должен привести к достижению конкретных конечных результатов. В условиях внедрения стратегии необходимо определение по каждому этапу конечных результатов и способов контроля их достижения.