Механические примеси и вода в дизельных топливах

В соответствии с ГОСТ 305 – 82 массовое содержание механических примесей и воды в топливе для быстроходных дизелей равно нулю. В соответствии с чувствительностью метода оценки, за отсутствие загрязнений принимаются содержание механических примесей до 0,005 % и воды до 0,03 % по массе.

Практика эксплуатации автомобильной техники показывает, что содержание загрязнений в топливе зачастую превышает допустимый уровень. Например на заправочных пунктах концентрация механических примесей в топливе составляет до 0,06 %, воды до 0,12 % по массе.

Заметно снизить загрязнение и уменьшить содержание воды в дизельном топливе можно лишь при длительном отстаивании (10 суток и более) его в складской таре и заборе топлива из верхних слоёв. Достаточно эффективным является и применение фильтров тонкой очистки на заправочных станциях.

Коррозионные свойства дизельных топлив

Причины коррозионности дизельных топлив те же, что и бензинов (наличие водорастворимых кислот и щелочей, органических кислот и сернистых соединений). Присутствие водорастворимых кислот и щелочей в топливе не допускается. Кислотность, согласно ГОСТ 305 – 82 не должна превышать 5 мг КОН для нейтрализации 100 мл топлива. Наличие в топливах сернистых соединений нежелательно.

В настоящее время нефтепродукты производят в основном из сернистых нефтей. Серу из дистиллятов удаляют достаточно сложным путём – каталитическим обессериванием, позволяющим снизить её содержание до 0,2 – 0,5 % (такое содержание серы допускает ГОСТ 305 – 82).

Те активные органические кислоты и сернистые соединения, что непосредственно не взаимодействуют с металлами и наличие которых в небольших количествах в топливе для быстроходных дизелей допускается, являются основными "виновниками" коррозии его деталей при сгорании топлива. В результате взаимодействия сернистого и серного ангидридов с парами воды образуются агрессивные сернистая и серная кислоты. Они вызывают очень сильную химическую коррозию нижнего пояса гильзы цилиндра, а попадая с отработавшими газами в картер двигателя, смешиваются с маслом и, распространяясь по всей системе смазки, поражают подшипники, шейки валов и другие детали.

Разрушающее действие кислот нейтрализуют добавлением в дизельное масло противокоррозионных присадок, из которых наиболее эффективен нафтенат цинка. Дизельные топлива с содержанием серы более 0,2 % применяют только при условии, что двигатель работает на масле с антикоррозионной присадкой.

Ассортимент и маркировка дизельных топлив

В зависимости от условий применения по ГОСТ 305 – 82 установлены следующие марки дизельного топлива: летнее (Л), зимнее (З) и арктическое (А). Рекомендации по применению дизельных топлив сводятся к следующему: топливо марки Л можно применять при температуре окружающего воздуха 0 0С и выше, З – при –20 0С и выше (в холодной климатической зоне – при –30 0С и выше), А – при –50 0С и выше.

У зимнего топлива температура застывания не выше –45 0С, но стандарт предусматривает выработку топлива марки "З" с температурой застывания –35 0С, однако в этом случае обязательно применение депрессорной присадки.

Каждая марка топлива по общему содержанию серы делится на две подгруппы: в топливах 1-й подгруппы ее должно быть не более 0,2 %, а в топливах 2 – й подгруппы – 0,4 для марки "А" и 0,5 для марок "Л" и "З". Содержание серы обязательно указывается в маркировке топлива.

Помимо содержания серы в маркировке летнего топлива указывают температуру вспышки. Примеры условных обозначений Л-0,2-40; З-0,5.

Основные свойства марок дизельных топлив, выпускаемых в нашей стране, приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Дизельные топлива

Показатель Вид топлива
Летнее 3имнее Арктическое
Цетановое число, не менее
Фракционный состав, °С: t50%, не выше t96%, не выше      
Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с, 3,0 - 6,0 1,8 - 5,0 1,5 - 4,0
Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны: умеренной холодной     - 5 -     - 25 - 35     - -
Температура застывания, °С, не выше, для климатической зоны: умеренной холодной     - 10 -     - 35 - 45     - - 55
Массовая доля серы, %, не более: в топливе вида I в топливе вида II   0,2 0,5   0,2 0,5   0,2 0,4
Массовая доля меркаптановой се­ры, %, не более 0,01 0,01 0,01
Температура вспышки (в закрытом тигле), °С, не выше для дизелей об­щего назначения
Содержание фактических смол, мг/100 см3, не более
Кислотность, мг КОН/100 см3, не более
Зольность, %, не более 0,01 0,01 0,01
Коэффициент фильтруемости, не более
Плотность, кг/м3, при 20 °С, не бо­лее
Содержание воды и механических примесей Отсутствуют
Содержание водорастворимых кис­лот и щелочей Отсутствуют

Наши рекомендации