Требования к судам, находящимся в эксплуатации и ремонте
5.1. При эксплуатации емкостей и систем для жидкого топлива на судах всех типов должны соблюдаться требования, изложенные в настоящих Правилах.
5.2. При производстве большого заводского ремонта администрации пароходства и судна обязаны предусмотреть проведение максимально возможного объема работ, обеспечивающих приведение судна в соответствие с настоящими Правилами.
5.3. Ответственность за правильную техническую эксплуатацию и исправность устройств, предназначенных для защиты от действия статического электричества, лежит на старшем (главном) механике судна, а по палубным грузовым устройствам и шлангам на танкерах – на старшем помощнике капитана.
5.4. Старший помощник капитана и старший (главный) механик обязаны обеспечить систематическую проверку сохранности заземления систем, предназначенных для перемещения груза и жидкого топлива. В случае нарушения электрического соединения указанных конструкций с корпусом судна или между собой это соединение должно быть немедленно восстановлено. В частности, необходимо постоянно следить за сохранностью медных перемычек на фланцевых соединениях в грузовых трубопроводах и арматуры и ' надежностью электрического контакта в местах соединений. Контактные поверхности заземляемых конструкций должны быть металлически чистыми и надежно защищены от коррозии, должно быть предотвращено самоотвинчивание гаек болтовых соединений и обеспечено их антикоррозийное покрытие.
5.5. Электромеханик нефтеналивного судна или другое лицо из состава экипажа, ответственное за техническую эксплуатацию судового электрооборудования, обязаны систематически контролировать состояние заземляющего кабеля и производить в случае необходимости ремонт. Винтовые зажимы на обоих концах кабеля должны быть в полной исправности и обеспечивать надежный электрический контакт. Изоляция кабеля не должна иметь трещин или других повреждений.
Кабель с поврежденной изоляцией должен быть заменен.
5.6. Перед выходом из ремонта администрация танкера должна тщательно проверить все соединения, обеспечивающие электрическое заземление грузовых трубопроводов и других конструкций.
Поврежденные соединения должны быть восстановлены заводом до выхода судна из ремонта.
5.7. Перед началом грузовых операций, до присоединения судового трубопровода к береговому, корпус танкера должен быть надежно электрически соединен с береговым заземляющим устройством с помощью специального заземляющего кабеля. При этом в первую очередь винтовой зажим заземляющего кабеля присоединяется к корпусу судна и выключенному коммутирующему устройству, затем кабель подается на берег и подсоединяется к береговому заземляющему устройству и только после выполнения этих операций должно включаться коммутирующее устройство. Отключение корпуса судна от берегового заземляющего устройства должно производиться в обратном порядке, после окончания грузовых операций и отсоединения судового трубопровода от берегового. При нарушении заземления грузовые операции должны быть прекращены до устранения неполадок.
5.8. Максимальная скорость движения нефтепродуктов по грузовому трубопроводу при погрузке (выгрузке) не должна превышать 12 м/с. На первом этапе перекачки нефтепродукта, до тех пор, пока уровень нефтепродукта не закроет входное отверстие трубопроводов и нефтепродукт не заполнит весь трубопровод, скорость движения его рекомендуется поддерживать не выше 1 м/с во избежание повышенной электризации трубопровода и груза при быстром перемещении по трубопроводу нефтепродукта в смеси с водой, наличие которой возможно в трубопроводе перед началом грузовых работ.
5.9. Погрузка в танки и перекачка из одних танков в другие нефтепродуктов I и II разрядов должна осуществляться только через грузовые трубопроводы. Запрещается погрузка этих нефтепродуктов, а также заполнение недегазированных танков водой через горловину танков. 5.10. В аварийном положении допускается перекачка нефтепродуктов 1 и II разрядов из танков в танк по переносному шлангу, но при этом необходимо предварительно его сливной конец опустить в груз, а шланг закрепить, чтобы избежать сильного газообразования и образования опасных зарядов статического электричества.
5.11. В случаях пропаривания недегазированных танков не допускается вводить в танк моечные машины, вентиляторы и другие токопроводящие устройства и предметы полного конденсата пара. При этом обязательно заземление корпусов указанных устройств.
5.12. Гибкие шланги, применяемые для грузовых операций с нефтепродуктами 1 и II разрядов, должны иметь конструкцию, соответствующую требованиям пп. 4.3 и 4.4 настоящих Правил.
Контроль за соответствием этим требованиям шлангов, принимаемых с берега, лежит на судовой администрации.
5.13. При перекачке светлых нефтепродуктов с судна на судно с помощью гибких шлангов должно быть обеспечено непрерывное электрическое соединение между грузовыми магистралями обоих судов. При этом необходимо устанавливать медные перемычки фланцевых соединений гибких шлангов между собой и с грузовыми трубопроводами. Корпуса судов должны быть соединены медным заземляющим кабелем.
5.14. При приеме балласта в недегазированные танки, проведении работ по мойке и дегазации танков и топливных отсеков, пропаривании и промывке грузовых трубопроводов, помимо соблюдения мер противопожарной безопасности на судах Министерства морского флота, необходимо:заземлять моечные рукава; подачу воды, моечного раствора, пара начинать с малой скоростью с целью постепенного смачивания внутренних поверхностей систем и предотвращения чрезмерной электризации сильной струей.
5.15. Все члены экипажей танкеров, а также лица, занятые на работах по дегазации топливных танков и емкостей, должны 'носить обувь на кожаной подошве, закрепленной рантом или деревянными (медными) шпильками. На танкере запрещается носить обувь с подошвой, пробитой стальными гвоздями или имеющую стальные подковки (во избежание искрообразования при контакте со Стальной палубой и ступенями трапов).
5.16. На танкерах не должны применяться одеяла, занавеси, коврики или другие предметы мягкого инвентаря из синтетических материалов, способные электризоваться, без регулярной обработки их антистатиками. Следует рекомендовать членам экипажей танкеров не пользоваться электризукицимся бельем и одеждой.
5.17. На танкерах в целях предупреждения образования зарядов статического электричества синтетические швартовные канаты перед употреблением должны смачиваться морской (соленой) водой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное