Техническое обслуживание газотурбинных двигателей

Техническое обслуживание силовых установок предусматривает дефектацию и устранение неисправностей, выполнение проверочных и профилактических работ. Необходимо принимать меры предосторожности против попадания посторонних предметов во входные каналы двигате­лей и внутрь полостей, открытых после съемки агрегатов. С этой целью при обслуживании входные каналы двигателей и реактивные сопла закрывают заглушками. Осматривают входные каналы реактивных двигателей в специальной одежде, исключающей возможность попадания посторонних предметов внутрь двигателя.

При дефектации двигателей основное внимание уделяют тем узлам и конструктивным элементам, которые наиболее часто повреждаются в эксплуатации. При этой необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого типа двигателя, его конструктивное исполнение, расположение на ЛА, а также условия эксплуатации. Дефектацию ГТД обычно начинают с осмотра входных устройств, направляющих аппаратов и первых ступеней компрессора. При этом особое внимание уделяют чистоте входных каналов двигателя и состоянию лопаток компрессора. При выявлении забоин лопаток компрессора их устраняют или заменяют двигатель.

При дефектации двигателей проверяют отсутствие трещин на корпусах двигателей, следы перегрева корпусов камер сгорания, крепления агрегатов, герметичность топливных и масляных систем силовой установки. Особое внимание при дефектации ГТД уделяют состоянию лопаток турбины, как наиболее нагруженных элементов двигателя. Визуально осматривают лопатки последней ступени турбины. Состояние лопаток последней ступени турбины во многом характеризует исправность проточной части двигателя, так как разрушение деталей, находящихся в проточной части двигателя, приводит к повреждению лопаток турбины. Наличие следов перегрева на лопатках турбины или отложений посторонних частиц в виде шершавого налета может быть сви­детельством перегрева двигателя и разрушения лопаток первых ступе­ней турбины. Трещины на лопатках турбины обнаруживают визуально или с помощью различных неразрушающих физических методов контроля (токовихревых, ультразвуковых и др.).

В качестве профилактических работ на ГТД производится периоди­чески замена масла, съемка и очистка масляных фильтров. При эксплуатации некоторых типов ГТД может происходить отложение кокса в форсуночных отверстиях, через которые подводится смазка к опо­рам, расположенным в горячей части двигателя. Поэтому периодически проверяют их состояние путем замера подачи масла через форсунки.

Вопросы для самопроверки

1. Каково назначение и из каких основных элементов состоит ТРД?

2. В чем отличие турбореактивного двигателя от поршневого?

3. Рабочий процесс ТРД.

4. Назначение входного устройства.

5. Из каких элементов состоит ступень компрессора?

6. Назначение компрессора.

7. Назовите основные типы камер сгорания.

8. Из каких элементов состоит камера сгорания?

9. Назначение газовой турбины.

10. Назначение выходного устройства.

11. Из каких элементов состоит выходное устройство?

12. Расскажите об особенностях технического обслуживания газо­турбинных двигателей.

Составление отчета

Отчет должен содержать основные сведения о назначении ТРД, на каких самолетах он применяется, классифицировать ТРД по типовой схеме. Выполнить эскизы с необходимыми отдельными видами деталей и узлов основных элементов с расстановкой позиций и их расшифровкой. Дать описание работы двигателя с изображением осевыми линиями того количества элементов силовой схемы, которое присутствует в агрега­те. Привести описание систем, обеспечивающих работу двигателя при­менительно к рассматриваемому ТРД. Дать краткие сведения по техни­ческому обслуживанию газотурбинных двигателей.

Список литературы

1. Авиационный двухконтурный турбореактивный двигатель Д-30 II серии. Техническое описание. – М.: Машиностроение, 1973. – 79с.

2. Бугров В.П., Когте Ю. К. Новиков В.И., Федоров Р.В. Конструкция и эксплуатация турбореактивных двигателей с центробеж­ным компрессором типа ВК-1А, ВК-1Ф. – М.: Оборонгиа, 1958. – 91с.

3. Никитин Г.А., Баканов Е.A. Основы авиации. – М.: Транспорт, 1984 –261с.

4. Техническая эксплуатация летательных аппаратов / Под ред. А. И. Пугачева. - М.; Транспорт. 1977. – 440 с.

5. Торенбик 3. Проектирование дозвуковых самолетов. – М.: Маши­ностроение, 1983. - 647с.


Наши рекомендации