Физическая величина единица

А) длина волны 1) метр (1 м)

Б) частота колебаний 2) герц (1 Гц)

В) период колебаний 3) секунда (1 с)

4) ньютон на метр (1 Н/м)

5) метр в секунду (1 мс)

54. Примером продольной волны является

1) звуковая волна в воздухе 3) радиоволна в воздухе

2) волна на поверхности моря 4) световая волна в воздухе

55. Звуковые волны могут распространяться

1) только в газах 3) только в твёрдых телах

2) только в жидкостях 4) в газах, жидкостях и твёрдых телах

56. Громкость звука связана с

1) частотой звуковых колебаний 3) длиной звуковой волны

2) амплитудой звуковых колебаний 4) периодом звуковых колебаний

57. Высота звука определяется

1) частотой звуковых колебаний 3) частотой и скоростью звуковой волны

2) амплитудой звуковых колебаний 4) амплитудой и скоростью звуковой волны

58. Продольные волны могут распространяться

1) только в газах 3) только в твёрдых телах

2)только в жидкостях 4) в газах, жидкостях и твёрдых телах

59. Длина звуковой волны зависит

1) от амплитуды и периода колебаний

2) только от скорости распространения звука в данной среде

3) только от периода колебательного движения

4) от скорости распространения звука в данной среде и периода колебаний

60. Примером поперечной волны являет(-ют)ся

А. Волна, возникающая в колеблющейся гитарной струне

Б. Звуковая волна в воде

1) только А 2) только Б 3) и А и Б 4) ни А, ни Б

61. Может ли в безоблачную погоду возникнуть эхо в степи? Ответ поясните.

62. Слышит ли лётчик звук работы реактивного двигателя, если самолёт летит со сверхзвуковой скоростью, а двигатель находится позади пилота? Ответ поясните.

63. Можно ли услышать грохот мощных процессов, происходящих на Солнце? Ответ поясните.

64. Звуковая волна переходит из воды в воздух. Как меняются при этом частота и скорость звука?

1) Частота не изменяется, скорость увеличивается.

2) Частота не изменяется, скорость уменьшается.

3) Частота увеличивается, скорость не изменяется.

4) Частота уменьшается, скорость не изменяется.

65. Как меняются скорость звука и длина волны при переходе звуковой волны из воздуха в воду?

1) Скорость звука не изменяется, длина волны увеличивается.

2) Скорость звука не изменяется, длина волны уменьшается.

3) Скорость звука увеличивается, длина волны увеличивается.

4) Скорость звука увеличивается, длина волны уменьшается.

66. Как меняются частота и скорость звука при переходе звуковой волны из воздуха в воду?

1) Частота не изменяется, скорость увеличивается.

2) Частота не изменяется, скорость уменьшается.

3) Частота увеличивается, скорость не изменяется.

4) Частота уменьшается, скорость не изменяется.

67. Как меняются частота и длина волны при переходе звуковой волны из воздуха в воду?

1) Частота не изменяется, длина волны увеличивается.

2) Частота не изменяется, длина волны уменьшается.

3) Частота увеличивается, длина волны не изменяется.

4) Частота уменьшается, длина волны не изменяется.

68. Верхняя граница частоты колебаний звуковых волн, воспринимаемая ухом человека, с возрастом уменьшается. Для детей она составляет 22 кГц, а для пожилых людей – 10 кГц. Скорость звука в воздухе равна 340 м/с. Звук с длиной волны 17 мм

1) услышит только ребенок

2) услышит только пожилой человек

3) услышит и ребенок, и пожилой человек

4) не услышит ни ребенок, ни пожилой человек

69. Сравните громкость звука и высоту тона двух звуковых волн, испускаемых камертонами, если для первой волны: амплитуда А1 = 4 мм, частота ν1 = 400 Гц, для второй волны амплитуда А2 = 2 мм, частота ν2 = 800 Гц.

1) громкость первого звука больше, чем второго, а высота тона меньше

2) и громкость первого звука, и высота тона больше, чем второго

3) и громкость первого звука, и высота тона меньше, чем второго

4) громкость первого звука меньше, чем второго, а высота тона больше

70. Сравните громкость звука и высоту тона двух звуковых волн, излучаемых камертонами, если для первой волны амплитуда А1 = 4 мм, частота ν1 = 600 Гц, для второй волны А2 = 2 мм, частота ν2 = 600 Гц.

1) громкость звука и высота тона одинаковы

2) громкость звука одинакова, высота тона первого камертона больше, чем второго

3) высота тона одинакова, громкость первого звука больше, чем второго

4) громкость звука и высота тона различны

71. Сравните громкость звука и высоту тона двух звуковых волн, испускаемых камертонами, если для первой волны амплитуда А1 = 1 мм, частота ν1 = 600 Гц, для второй волны амплитуда А2 = 2 мм, частота ν2 = 300 Гц.

1) громкость первого звука больше, чем второго, а высота тона меньше

2) и громкость первого звука, и высота тона больше, чем второго

3) и громкость первого звука, и высота тона меньше, чем второго

4) громкость первого звука меньше, чем второго, а высота тона больше

72. Сравните громкость звука и высоту тона двух звуковых волн, издаваемых камертонами, если для первой волны: амплитуда А1 = 2 мм, частота ν1 = 400 Гц, для второй волны: амплитуда А2 = 2 мм, частота ν2 = 800 Гц.

1) громкость звука и высота тона одинаковы

2) громкость звука одинакова, высота тона первого звука меньше, чем второго

3) высота тона одинакова, громкость первого звука меньше, чем второго

4) громкость звука и высота тона различны

73. Определите глубину, на которой находится косяк рыбы, обнаруженный эхолокатором, если промежуток времени между принятыми звуковыми сигналами, отражёнными от косяка и от дна моря равен 2,5 с, а глубина моря 2000 м. Скорость распространения звука в воде принять равной 1500 м/с.

74. Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

А)физическая величина

Б)физическое явление

В)физический закон (закономерность)

ПРИМЕРЫ

1)угол отражения звуковой волны на границе двух сред равен углу падения

2)источник звуковой волны

3)эхолот

4)огибание звуковой волной деревьев в лесу

5)амплитуда звуковой волны

75. Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями, анализируя следующую ситуацию: «Нитяной маятник совершает незатухающие гармонические колебания. Если увеличить амплитуду колебаний маятника, не меняя длину его нити и массу, то …»

ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ВЕЛИЧИНЫ

А)период колебаний 1)увеличится

Б)частота колебаний 2)уменьшится

В)механическая энергия 3)остается величиной постоянной

76. Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями, анализирую следующую ситуацию: «Нитяной маятник совершает незатухающие колебания. Если уменьшить высоту подъема маятника, не меняя длину его нити и массу, то….» ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ВЕЛИЧИНЫ

А)период колебаний 1)увеличится

Б)частота колебаний 2)уменьшится

В)механическая энергия 3)остается величиной постоянной

77. В бассейне под водой установлен динамик, излучающий звук определенной частоты. Часть звуковой волны отражается от поверхности воды, а часть преломляется и проходит в воздух. Известно, что скорость звука в воде больше скорости звука в воздухе. Как при переходе из воды в воздух меняется частота звука и длина звуковой волны? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличится 2) уменьшится 3) не измениться.

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Частота звука Длина звуковой волны
   

78. В бассейне под водой установлен динамик, излучающий звук определенной частоты. Часть звуковой волны отражается от поверхности воды, а часть преломляется и проходит в воздух. Известно, что скорость звука в воде больше скорости звука в воздухе. Как при переходе из воды в воздух меняется частота звука и амплитуда звуковой волны? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличится 2) уменьшиться 3) не измениться

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Частота звука Амплитуда звуковой волны
   

79. На рисунке представлены графики изменения давления воздуха от времени для звуковых волн, издаваемых двумя камертонами. Сравните амплитуду изменения давления и высоту тона волн.

физическая величина единица - student2.ru

1) амплитуда изменения давления одинакова; высота тона первого звука больше, чем второго.

2) высота тона одинакова; амплитуда изменения давления в первой волне меньше, чем во второй.

3) амплитуда изменения давления и высота тона одинаковы.

4) амплитуда изменения давления и высота тона различны.

80. На рисунке представлен график зависимости давления воздуха от координаты в некоторый момент времени при распространении звуковой волны. Длина звуковой волны равна

физическая величина единица - student2.ru 1) 0,4 м 2) 0,8 м 3) 1,2 м 4) 1,6 м

81. Для экспериментального определения зависимости периода колебаний T математического маятника от его длины L ученик измерял время, за которое маятник совершал 10 колебаний. Результаты десяти таких измерений он занес в таблицу. Вычислив период колебаний для каждого случая, он построил график зависимости T(L) (см. рисунок).

физическая величина единица - student2.ru

Какое(-ие) из утверждений соответствует(-ют) результатам эксперимента?

А. С уменьшением длины математического маятника период его колебаний уменьшается.

Б. Период колебаний T маятника прямо пропорционален его длине L.

1) только А 2) только Б 3) и А и Б 4) ни А, ни Б

82. Используя штатив с муфтой и лапкой, груз с прикреплённой к нему нитью, метровую линейку и секундомер, соберите экспериментальную установку для исследования свободных колебаний нитяного маятника. Определите время для 30 полных колебаний и посчитайте период колебаний для случая, когда длина нити равна 50 см.

В бланке ответов:

- сделайте рисунок экспериментальной установки;

- запишите формулу для расчета периода колебания;

- укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний;

- запишите численное значение периода колебаний маятника.

83. Используя штатив с муфтой и лапкой, груз с прикреплённой к нему нитью, метровую линейку и секундомер, соберите экспериментальную установку для исследования свободных колебаний нитяного маятника. Определите время 30 полных колебаний и посчитайте частоту колебаний для случая, когда длина нити равна 50 см.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчёта частоты колебаний;

3) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний;

4) запишите численное значение частоты колебаний маятника.

84. Используя штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикреплённой к нему нитью, линейку и часы с секундной стрелкой (или секундомер), соберите экспериментальную установку для исследования зависимости частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. Определите время для 30 полных колебаний и вычислите частоту колебаний для трёх случаев, когда длина нити равна соответственно 1 м, 0,5 м и 0,25 м.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трёх

длин нити маятника в виде таблицы;

3) вычислите частоту колебаний для каждого случая и результаты занесите в таблицу;

4) сформулируйте вывод о зависимости частоты свободных колебаний нитяного маятника

от длины нити.

85. Используя штатив с муфтой и лапкой, груз с прикреплённой к нему нитью, метровую линейку и секундомер, соберите экспериментальную установку для исследования свободных колебаний нитяного маятника. Определите время 30 полных колебаний и вычислите период колебаний для случая, когда длина маятника равна 1 м.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчёта периода колебаний;

3) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний;

4) запишите численное значение периода колебаний маятника

86. Используя штатив с муфтой и лапкой, груз с прикреплённой к нему нитью, метровую линейку

и секундомер, соберите экспериментальную установку для исследования свободных

колебаний нитяного маятника. Определите время 30 полных колебаний и посчитайте частоту

колебаний для случая, когда длина нити равна 1 м.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчёта частоты колебаний;

3) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний;

4) запишите численное значение частоты колебаний маятника.

87. Используя штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикреплённой к нему нитью, линейку и часы с

секундной стрелкой (или секундомер), соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. Определите время для 30 полных колебаний и вычислите период колебаний для трёх случаев, когда длина нити равна соответственно 1 м, 0,5 м и 0,25 м.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трёх

длин нити маятника в виде таблицы;

3) вычислите период колебаний для каждого случая и результаты занесите в таблицу;

4) сформулируйте вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника о

длины нити.

88. На рисунке представлен график зависимости потенциальной энергии математического маятника, совершающего гармонические колебания, от времени. Потенциальная энергия отсчитывалась от положения равновесия. Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

физическая величина единица - student2.ru

1) Период колебаний маятника составляет 4 с.

2) В момент времени, соответствующий точке А на графике, кинетическая энергия маятника равна 3 Дж.

3) Потенциальная энергия маятника в момент времени, соответствующий точке Б на графике, равна 1 Дж.

4) Маятник совершает затухающие колебания.

5) В момент времени t = 1,5 с кинетическая энергия маятника равна его потенциальной энергии.

89. На рисунке представлены графики зависимости смещения х грузов от времени t при колебаниях двух математических маятников. Используя данные графика, выберите из предложенного перечня дваверных утверждения. Укажите их номера.

физическая величина единица - student2.ru

1) Амплитуда колебаний первого маятника в 2 раза больше амплитуды колебаний второго маятника.

2) Маятники совершают колебания с одинаковой частотой.

3) Длина нити второго маятника меньше длины нити первого маятника.

4) Период колебаний второго маятника в 2 раза больше.

5) Колебания маятников являются затухающими.

90. На рисунке представлен график гармонических колебаний математического маятника. Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

физическая величина единица - student2.ru

1) В начальный момент времени кинетическая энергия маятника равна нулю.

2) Частота колебаний маятника равна 0,5 Гц.

3) При переходе из состояния, соответствующего точке А, в состояние, соответствующее точке Б, потенциальная энергия маятника уменьшается.

4) Амплитуда колебаний маятника равна 0,1 м.

5) Точка В соответствует максимальному смещению маятника из положения равновесия.

91. На рисунке представлены графики зависимости смещения х от времени t при колебаниях двух математических маятников. Из предложенного перечня утверждений выберите дваправильных. Укажите их номера.

физическая величина единица - student2.ru

1) В положении, соответствующем точке Д на графике, маятник 1 имеет максимальную потенциальную энергию.

2) В положении, соответствующем точке Б на графике, оба маятника имеют минимальную потенциальную энергию.

3) Маятник 1 совершает затухающие колебания.

4) При перемещении маятника 2 из положения, соответствующего точке А, в положение, соответствующее точке Б, кинетическая энергия маятника убывает.

5) Частоты колебаний маятников совпадают.

92. На рисунке представлены графики зависимости смещения х от времени t при колебаниях двух математических маятников. Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

физическая величина единица - student2.ru

1) В положении, соответствующем точке Д на графике, маятник 1 имеет максимальную скорость.

2) В положении, соответствующем точке Б на графике, оба маятника имеют максимальную кинетическую энергию.

3) Оба маятника совершают затухающие колебания.

4) При перемещении маятника 2 из положения, соответствующего точке А, в положение, соответствующее точке Б, кинетическая энергия маятника возрастает.

5) Периоды колебаний маятников совпадают.

93. На рисунке представлен график гармонических колебаний математического маятника. Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

физическая величина единица - student2.ru

1) В состоянии, соответствующем точке А на графике, маятник имеет максимальную кинетическую энергию.

2) Частота колебаний маятника равна 2 Гц.

3) При переходе из состояния, соответствующего точке Б, в состояние, соответствующее точке В, полная механическая энергия маятника уменьшается.

4) Амплитуда колебаний маятника равна 0,05 м.

5) Точка А соответствует максимальному смещению маятника из положения равновесия.

94. На рисунке представлены графики зависимости смещения х от времени t при колебаниях двух математических маятников. Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

физическая величина единица - student2.ru

1) Частота колебаний первого маятника в 2 раза больше частоты колебаний второго маятника.

2) Маятники совершают колебания с одинаковой амплитудой.

3) Период колебаний первого маятника в 2 раза больше периода колебаний второго маятника.

4) Длина нити первого маятника меньше длины нити второго маятника.

5) Первый маятник совершает затухающие колебания.

95. На рисунке представлены графики зависимости смещения х от времени t при колебаниях двух математических маятников. Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

физическая величина единица - student2.ru

1) Периоды колебаний маятников различаются в 2 раза.

2) Маятники совершают колебания с одинаковой амплитудой, но разной частотой.

3) Оба маятника совершают затухающие колебания.

4) Частота колебаний второго маятника в 2 раза больше.

5) Длина нити первого маятника меньше длины нити второго маятника.

96. На рисунке представлены графики зависимости смещения х от времени t при колебаниях двух математических маятников. Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

физическая величина единица - student2.ru

1) Амплитуды колебаний маятников различаются в 2 раза.

2) Маятники совершают колебания с одинаковой частотой.

3) Длина нити второго маятника больше длины нити первого маятника.

4) Период колебаний второго маятника в 2 раза меньше периода колебаний первого маятника.

5) Частота колебаний второго маятника в 4 раза больше частоты первого маятника.

97. На рисунке представлены графики изменения давления воздуха Δp от времени t для звуковых волн, издаваемых двумя камертонами. Сравните амплитуду изменения давления и высоту тона волн.

физическая величина единица - student2.ru

1) Амплитуда изменения давления одинакова; высота тона первого звука больше, чем второго.

2) Высота тона одинакова; амплитуда изменения давления в первой волне меньше, чем во второй.

3) Амплитуда изменения давления и высота тона одинаковы.

4) Амплитуда изменения давления и высота тона различны.

98. Математический маятник совершает незатухающие колебания между точками А и Б. Точка О соответствует положению равновесия маятника. Используя текст и рисунки, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

физическая величина единица - student2.ru

1) За время, равное периоду колебаний, маятник проходит путь, равный длине дуги АБ.

2) При перемещении маятника из положения В в положение О потенциальная энергия увеличивается, а кинетическая энергия уменьшается.

3) В точке О кинетическая энергия маятника максимальна.

4) Расстояние ОА соответствует амплитуде колебаний.

5) В точке А полная механическая энергия маятника принимает минимальное значение.

99. Математический маятник совершает незатухающие колебания между точками А и Б. Точка О соответствует положению равновесия маятника. Используя текст и рисунки, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

физическая величина единица - student2.ru

1) За время, равное периоду колебаний, маятник проходит путь, равный удвоенной длине дуги АБ.

2) При перемещении маятника из положения В в положение О потенциальная энергия уменьшается, а кинетическая энергия увеличивается.

3) В точке О кинетическая энергия маятника минимальна.

4) Расстояние АБ соответствует амплитуде колебаний.

5) В точке А полная механическая энергия маятника принимает максимальное значение.

100. Пружинный маятник совершает незатухающие колебания между точками А и В. Точка О соответствует положению равновесия маятника. Используя текст и рисунки, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

физическая величина единица - student2.ru

1) За время, равное периоду колебаний, маятник проходит расстояние, равное 2�АВ.

2) При перемещении груза из положения В в положение О потенциальная энергия маятника уменьшается, а его кинетическая энергия увеличивается.

3) В точке О кинетическая энергия маятника минимальна.

4) Расстояние АВ соответствует амплитуде колебаний.

5) В точке А полная механическая энергия маятника принимает максимальное значение.

101. Пружинный маятник совершает незатухающие колебания между точками А и В. Точка О соответствует положению равновесия маятника. Используя текст и рисунки, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

физическая величина единица - student2.ru

1) За время, равное периоду колебаний, маятник проходит расстояние, равное АВ.

2) При перемещении груза из положения В в положение О потенциальная энергия маятника увеличивается, а его кинетическая энергия уменьшается.

3) В точке О кинетическая энергия маятника максимальна.

4) Расстояние АВ соответствует удвоенной амплитуде колебаний.

5) В точке А полная механическая энергия маятника принимает минимальное значение.

102. На рис. 1 представлены диапазоны слышимых звуков для человека и различных животных, а на рис. 2 – диапазоны, приходящиеся на инфразвук, звук и ультразвук. Используя данные рисунков, из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

физическая величина единица - student2.ru физическая величина единица - student2.ru

1) Длина волны ультразвука больше длины волны инфразвука.

2) Из представленных животных наиболее широкий диапазон слышимых звуков имеет волнистый попугай.

3) Диапазон слышимых звуков у кошки сдвинут в область ультразвука по сравнению с человеческим диапазоном.

4) Звуки с частотой 10 кГц принадлежат инфразвуковому диапазону.

5) Звуковой сигнал, имеющий в воздухе длину волны 3 см, услышат все представленные животные и человек. (Скорость звука в воздухе равна 340 м/с.)

103. На рис. 1 представлены диапазоны слышимых звуков для человека и различных животных, а на рис. 2 – диапазоны, приходящиеся на инфразвук, звук и ультразвук. Используя данные рисунков, из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

физическая величина единица - student2.ru физическая величина единица - student2.ru

1) Частота ультразвука выше частоты инфразвука.

2) Из представленных животных наиболее широкий диапазон слышимых звуков имеет дельфин.

3) Диапазон слышимых звуков у собаки сдвинут в область инфразвука по сравнению с человеческим диапазоном.

4) Звуки с частотой 100 Гц услышит и волнистый попугай, и кошка.

5) Звуковой сигнал, имеющий в воздухе длину волны 3 м, услышат все представленные животные и человек. (Скорость звука в воздухе равна
340 м/с.)

Наши рекомендации