Связь форм костюма с пластическими свойствами материалов.

Важнейшими свойствами, определяющими форму костюма, являются пластические свойства материалов. Работая с различными швейными материалами — тканью, трикотажем, кожей, мехом — художник должен предвидеть их поведение в проектируемом костюме, раскрыть их выразительные качества и способности.

Характер поведения ткани обусловливается волокнистым составом, способом его выработки и отделки. Каждый вид волокон по-своему воздействует на пластику материала, на его возможность образовывать мягкие или жесткие складки, плотную или рыхлую форму. Одни материалы способны сохранять заданную форму без поддерживающих каркасов, другие создают неустойчивую подвижную форму, постоянно изменяющуюся в процессе движения человека. Таким образом, благодаря пластическим свойствам швейных материалов, образуется различный композиционный строй костюма.

----------------------------------------------------------------------------

Влияние пластических свойств ткани на характер формы одежды можно наблюдать на примерах исторического костюма. Сравним для этого народный русский и китайский костюмы.

Русские крестьянки шили свою одежду из домотканого льняного или шерстяного полотна. Такая ткань отличалась значительной толщиной и жесткостью, поэтому она плохо драпировалась и была способна образовывать лишь жесткую форму одежды футлярного типа. Эти качества ткани определили характер пластики костюма — прямолинейную геометрическую (рис. 6.2).

Китай же издавна славился производством высококачественного шелка. Естественно, что одежда в Китае изготавливалась преимущественно из шелковых тканей, которые имеют прекрасные пластические свойства: «текучесть», подвижность, способность создавать красивые драпировки. Поэтому китайский костюм имеет совсем иной, в отличие от русского, криволинейный характер формы (рис. 6.3).

Связь форм костюма с пластическими свойствами материалов. - student2.ru Связь форм костюма с пластическими свойствами материалов. - student2.ru

Рис. 6.2. Русский костюм; Рис. 6.3. Китайский костюм

История костюма имеет в своем арсенале различные системы взаимосвязи между формой конструкции и материалом. Например , известны системы, когда мягким материалам пытались придать несвойственные им формы с помощью каркасных устройств, а жестким – пластичность с помощью членений.

-------------------------------------------------------------------

Нахождение правильного соотношения между указанными элементами представляет собой довольно сложный процесс, требующий знаний как в области конструирования одежды, так и свойств материалов.

В формах пластичных, плавных( текучих)должны быть исключены ломаные конструктивные линии, которые уместны в формах геометрически четких.

Для создания одежды, подчеркивающей рельефность поверхности тела в области груди и лопаток, прибегают к особым конструктивным приемам. Например:

· формообразующие линии проходят через центры груди или лопаток.

· некоторое смещение рельефных конструктивных линий от центра груди или лопаток на полочке и спинке ведет к зрительному уплощению этих деталей и способствует получению уплощенных и малорельефных форм.

Для создания четких геометрических форм лучше всего подойдут сухие, жесткие, но обладающие упругой пластичностью материалы.

Для создания малых плотно облегающих форм требуются материалы устойчивые к деформации, малосминаемые.

Для создания формы с рельефной пластикой поверхности в виде фалд необходимо использовать ткани не только мягкие, но и пластичные, обладающие хорошей драпируемостью.

Соответствия формы конструкции и материала можно достичь, только оставаясь верным природе материала (ткань, трикотаж, кожа и т. п.), его волокнистому составу, физическим свойствам ( цвет, блеск, проницаемость и т. п.) механическим свойствам (жесткость, растяжимость, прочность и т. п. )

Проектируя новую форму костюма, нужно помнить о соподчиненности пластики силуэта с пластикой всех его деталей и элементов. Единство композиции предмета достигается тогда, когда в ней существует связь между целым и частями. Если силуэт решен в одном пластическом ключе, а его элементы в другом, то может возникнуть противоречие между деталями и целым, а это ведет к несостоятельности композиционного решения.

Наши рекомендации