Практическое занятие №4 Расчет системы смазки ДВС
Порядок работы
Расчет проводится в соответствии с таблицей заданий по методике изложенной ниже ( параметры для примера расчета Ne -100 кВт, дизельный ДВС , радиатор- алюминиевый).
Расчет масляного насоса
Размеры масляного насоса определяют для режима работы двигателя на номинальной частоте вращения или при максимальном крутящем моменте. Производительность насоса определяют в основном количеством и величиной трущихся поверхностей двигателя, количеством прокачиваемого масла, необходимого для поддержания желаемого температурного режима деталей двигателя, и количеством масла, необходимого на перепуск. Определение производительности масляного насоса расчетным путем по числу пар трения недостаточно надежно. Поэтому количество циркулирующего в ДВС масла определяют на основании теплового баланса. Считается, что для современных двигателей теплота, отводимая системой смазки, составляет:
. ( 8.1)
где QТ – количество теплоты, подводимой в цилиндры двигателя, КДж/ч.
(8.2)
Где:
Ne – номинальная мощность двигателя;
η е – эффективный КПД.
Для бензиновых ДВС η е = 0.25, для дизельных ДВС η е = 0.35.
Частота вращения бензиновых ДВС 50с-1 (3000мин-1), дизельных 41,7с-1 (2500 мин-1)
Таблица 8.1 Исходное задание
№ | Ne , кВт | Тип двигателя | Материал радиатора |
1. | Дизельный | Латунь | |
2. | Бензиновый | Алюминий | |
3. | Дизельный | Нержавеющая сталь | |
4. | Бензиновый | Латунь | |
5. | Дизельный | Алюминий | |
6. | Бензиновый | Нержавеющая сталь | |
7. | Дизельный | Латунь | |
8. | Бензиновый | Алюминий | |
9. | Дизельный | Нержавеющая сталь | |
10. | Бензиновый | Латунь | |
11. | Дизельный | Алюминий | |
12. | Бензиновый | Нержавеющая сталь | |
13. | Дизельный | Латунь | |
14. | Бензиновый | Алюминий | |
15. | Дизельный | Нержавеющая сталь | |
16. | Бензиновый | Латунь | |
17. | Дизельный | Алюминий | |
18. | Бензиновый | Нержавеющая сталь | |
19. | Дизельный | Латунь | |
20. | Бензиновый | Алюминий |
Объем циркулирующего в ДВС масла (м3/ч) определяется формулой:
(8.3)
м3/ч
где ρМ – плотность моторного масла, ρМ = 880–900 кг/м3;
СМ – теплоемкость масла, СМ = 2 КДж/кгК;
ΔtM – нагрев масла, ΔtM = 10–15 К;
При работе двигателя часть масла расходуется из системы смазки (вследствие выгорания, утечек и др.). Поэтому для надежной работы в течение достаточно длительного времени и обеспечения требуемого запаса хода транспортного средства потребное количество масла в системе смазки м3/ч равно:
(8.4)
k– коэффициент запаса:
для бензиновых ДВС К = 1, для дизельных ДВС К = 2.5–3.
Упрощенно можно считать:
для карбюраторных ДВС .
Для дизельных ДВС .
Основные размеры масляного насоса определяют в предположении, что объем впадин между зубьями шестерен насоса равен объему самих зубьев. В этом случае объем масла (м3), поданный шестернями масляного насоса за один их оборот (рабочий объем насоса), равен:
, (8.5)
где D0 – диаметр начальной окружности шестерни (см. рис. 8.1);
h – высота зуба;
b – ширина зуба;
ηH – коэффициент подачи насоса, для шестеренных насосов= 0.7–0.8.
При заданных величинах модуля зацепления m, числа зубьев z, частоты вращения шестерни насоса n значение диаметра начальной окружности шестерни выражается формулой:
.
Высота зуба шестерни:
Для современных двигателей Z- 14-20 m-2-5 принимаем Z=16 m=4
Рис..8.1 Схема шестеренного насоса
Часовая производительность масляного насоса равна:
.
Из данной формулы определяется ширина зуба:
(8.6)
Сечения всасывающего и нагнетающего каналов определяют исходя из величины скорости циркулирующего в них масла: для всасывающего канала 0.3–0.6 м/сек, для нагнетающего канала 0.8–1.5 м/сек.
Задаемся рабочим давлением масла в системе P в MПа:
- в карбюраторных двигателях р = 0.3.. .0.5МПа;
- в дизельных двигателях р = 0,3.. .0,7МПа.
Принимаем р = 0,5 МПа
Принимается механический к.п.д. масляного насоса из диапазона значений ηMH = 0,85... 0,90. = 0.88
Мощность NH в кВт, затрачиваемая на привод масляного насоса:
(8.7)
0,97 кВт