Типы передач, виды передаточных механизмов и их характеристики

Механические передачи вращательного движения делятся:

- по способу передачи движения от ведущего звена к ведомому на передачи трением (фрикционные, ременные) и зацеплением (цепные, зубчатые, червячные);

- по отношению скоростей ведущего и ведомого звеньев на замедляющие и ускоряющие;

- по взаимному расположению осей ведущего и ведомого валов на передачи с параллельными, пересекающимися и скрещивающимися осями валов.

Из всех передач наиболее распространенными являются зубчатые.

Зубчатой передачей называется механизм, передающий движение от одного вала к другому благодаря зацеплению зубьев и предназначенный для передачи вращения с изменением угловых скоростей и моментов или для преобразования одного вида движения в другой.

Зубчатые передачи между параллельными валами осуществляются цилиндрическими зубчатыми колесами, которые могут быть прямозубыми, косозубыми и шевронными (рис. 4.1, а – в). Передача вращения между валами с пересекающимися осями осуществляется коническими зубчатыми колесами: прямозубыми и с криволинейными зубьями (рис. 4.1, г, д). Для валов с перекрещивающимися осями применяются также гипоидные передачи (рис. 4.1, ж). Для преобразования вращательного движения в поступательное и, наоборот, применяется реечная передача (рис. 4.1, е).

Помимо перечисленных передач с наружным зацеплением, часто применяются также передачи с внутренним зацеплением (рис. 4.1, з).

Для передачи больших мощностей применяют преимущественно цилиндрические зубчатые колеса.

Для зубчатых передач, используемых в авиационных конструкциях, характерны высокая точность изготовления, компактность и малая масса. В этих конструкциях применяются цилиндрические зубчатые колеса внешнего и внутреннего зацепления, а также конические колеса с прямым и круговым зубом.

Преимуществами зубчатых передач являются: постоянство передаточного числа; более высокий КПД, чем у других типов передач; большая долговечность и надежность работы; малые габаритные размеры по сравнению с размерами других типов передач, передающих такую же мощность.

Недостатками зубчатых передач являются: необходимость высокой точности изготовления; шум при значительных скоростях работы; невозможность осуществления бесступенчатого изменения передаточного числа.

Для передачи вращения от одного вала к другому, когда оси валов перекрещиваются, применяется червячная передача. Наиболее распространенная червячная передача (рис. 4.2, а) состоит из так называемого архимедова червяка, т.е. винта, имеющего трапецеидальную резьбу с углом профиля в осевом сечении, и червячного колеса. Зубья червячного колеса имеют особую форму, получаемую в результате обкатки колеса с червяком.

Червячная передача соединяет в себе свойства винтовых и зубчатых передач. Зацепление червяка и червячного колеса в осевом сечении (рис. 4.2, б) аналогично зацеплению рейки и цилиндрического зубчатого колеса.

Так как в зацеплении червячной пары преобладает трение скольжения, то материалы для изготовления червяка и колеса должны быть подобраны так, чтобы по возможности уменьшить потери на трение. Наивыгоднейшей является антифрикционная пара сталь – бронза. Червяки для силовых передач изготовляют из стали, поверхность витков обычно закаливают и шлифуют.

Типы передач, виды передаточных механизмов и их характеристики - student2.ru

Рис. 4.1. Виды зубчатых передач

Зубчатые венцы червячных колес, работающих при больших скоростях скольжения, изготовляют из оловянисто–фосфористой бронзы.

К преимуществам червячных передач следует отнести возможность получения больших передаточных чисел, плавность и бесшумность работы. Основной недостаток червячных передач заключается в больших потерях на трение в зацеплении.

Типы передач, виды передаточных механизмов и их характеристики - student2.ru

а) б)

Рис. 4.2. Червячная передача

Во фрикционныхпередачах движение от ведущего к ведомому звену передается трением при непосредственном контакте или через промежуточные элементы.

Простейшая фрикционная передача (рис.4.3) состоит из двух цилиндрических катков, ведущего и ведомого, насаженных на параллельные валы и прижимаемых друг к другу с определенной силой.

В качестве нажимных устройств применяются винтовые, пружинные или рычажные механизмы.

Преимуществами фрикционных передач являются: возможность бесступенчатого изменения передаточного числа; простота конструкции и невысокая ее стоимость при выполнении передач с постоянным передаточным числом; плавность работы и смягчение толчков при включении привода и резких перегрузках.

Основными недостатками фрикционных передач являются: большие нагрузки на валы катков и их подшипники; сравнительно невысокий КПД; ограниченность передаваемой мощности.

Типы передач, виды передаточных механизмов и их характеристики - student2.ru

Рис. 4.3. Схема простейшей фрикционной передачи

Ременныепередачи (рис.4.4) состоят из двух шкивов, закрепленных на валах, и охватывающего их ремня: плоского (рис.4.4, а), клинового (рис.4.4, б) или круглого сечения (рис.4.4, в). Ремень надет на шкивы с определенным натяжением, обеспечивающим между ремнем и шкивом трение, достаточное для передачи тягового усилия от ведущего шкива к ведомому.

Преимуществами ременных передач являются: возможность передачи движения при значительном расстоянии между валами; способность сглаживать колебания нагрузки вследствие эластичности ремня; способность выдерживать перегрузки благодаря увеличению скольжения ремня; плавность и бесшумность работы; невысокая стоимость, простота обслуживания и ремонта;

Типы передач, виды передаточных механизмов и их характеристики - student2.ru

Рис. 4.4. Ременная передача

нетребовательность к точности изготовления шкивов и их установке.

Основными недостатками ременных передач являются: непостоянство передаточного числа из-за скольжения ремня на шкивах; значительные габаритные размеры при больших мощностях; большое давление на валы в результате натяжения ремня.

Цепнаяпередача состоит из двух колес с зубьями особой формы (звездочек) и цепи, охватывающей их. Наиболее распространены передачи с втулочно-роликовой цепью (рис.4.5, а) и зубчатой цепью (рис.4.5, б).

Цепные передачи применяются для передачи средних мощностей (не более 150 кВт) между параллельными валами в случаях, когда межосевые расстояния велики для зубчатых передач.

Типы передач, виды передаточных механизмов и их характеристики - student2.ru

а) б)

Рис. 4.5. Цепные передачи

Преимуществами цепных передач являются: отсутствие проскальзывания, достаточная быстроходность; сравнительно большое передаточное число; высокий КПД; возможность передачи движения от одной цепи нескольким звездочкам; небольшая нагрузка на валы, так как цепная передача не нуждается в предварительном натяжении цепи, необходимом для ременной передачи.

Недостатками цепных передач являются: вытяжка цепей вследствие износа шарниров; более высокая стоимость передачи по сравнению с ременной; необходимость регулярной смазки; значительный шум.

Передачи характеризуются двумя основными показателями: передаточным числом и коэффициентом полезного действия.

Передаточным числом передачи называют отношение угловой скорости ведущего звена к угловой скорости ведомого звена:

Типы передач, виды передаточных механизмов и их характеристики - student2.ru ,

где Типы передач, виды передаточных механизмов и их характеристики - student2.ru угловая скорость в рад/с и частота вращения в об/мин ведущего звена;

Типы передач, виды передаточных механизмов и их характеристики - student2.ru то же для ведомого звена.

Коэффициент полезного действия передачи равен отношению мощности N2 на ведомом валу к мощности N1, подводимой к ведущему валу,

Типы передач, виды передаточных механизмов и их характеристики - student2.ru .

Оси, валы и муфты

Общим для всех вращающихся деталей является то, что они установлены на осях и валах или соединены с ними.

Осьподдерживает установленные на ней детали, воспринимает поперечные (а иногда и продольные) усилия, но не передает вращающего момента; она работает главным образом на изгиб. Например, оси тормозных колес шасси не вращаются.

Валпередает вращающий момент; он поддерживает вращающиеся детали или соединяет их, испытывая кручение и изгиб, как, например, вал воздушного винта самолета, нагруженный силой тяжести винта и вращающим моментом.

Опорные части осей и валов называются цапфами; цапфа, расположенная на конце, называется шипом (отсюда опора шипа – подшипник), а промежуточная – шейкой.

Муфты служат для передачи вращающего момента от одного вала к другому при их последовательном расположении. В зависимости от назначения, конструкции, принципа действия различают следующие муфты:

жесткие муфты, которые служат для неподвижного соединения строго соосных валов;

компенсирующие муфты, соединяющие валы, оси которых имеют смещение относительно друг друга (радиальное или угловое);

сцепные муфты, обеспечивающие соединение и разъединение валов в работе;

шарнирные муфты, допускающие большие угловые смещения валов;

упругие муфты, сглаживающие неравномерность передаваемого момента;

предохранительные муфты, ограничивающие передаваемый максимальный вращающий момент;

обгонные муфты, обеспечивающие вращение ведомого вала при замедлении или остановке ведущего.

Опоры

Опорные части валов и вращающихся осей соединяются с неподвижными частями конструкций корпусами подшипников. Подшипники поддерживают вращающиеся оси и валы и воспринимают от них радиальные и осевые нагрузки. Подшипники уменьшают трение, а, следовательно, и износ вращающихся деталей. В зависимости от характера трения рабочих элементов подшипники разделяются на подшипники скольжения и качения.

Подшипники скольжения – это опоры вращающихся деталей, работающие при относительном скольжении поверхности цапфы по поверхности подшипника, разделенных слоем смазки.

В простейших случаях при периодическом вращении вала подшипник (рис.4.6, а) представляет собой втулку из износоустойчивого материала (бронза, металлографитовый сплав, капрон и др.). При возможных перекосах подшипник делают самоустанавливающимся (рис.4.6, б). Подшипник периодически смазывают густой смазкой через специальные устройства.

При непрерывном вращении вала с достаточно большой скоростью подшипник обычно смазывается принудительно при помощи масляного насоса, подающего смазку в зазор между валом и подшипником. Масло увлекается вращающимся валом, в нем создается гидродинамическое давление, образуется «масляный клин», разделяющий трущиеся поверхности.

Скорость вращения вала, зазор между цапфой и подшипником, вязкость и количество подаваемого масла связаны между собой. При правильном соотношении между ними подшипник скольжения может длительное время эксплуатироваться без заметного износа.

Типы передач, виды передаточных механизмов и их характеристики - student2.ru

Рис. 4.6. Простейшие подшипники скольжения

Масло не только смазывает трущиеся детали, но и отводит от них тепло, поэтому в масляную систему (например, авиационного двигателя) входят масляные радиаторы, в которых масло охлаждается.

Преимуществами подшипников скольжения являются:

- возможность восприятия больших нагрузок, в том числе и ударных;

- способность гасить вибрации валов;

- малые радиальные габаритные размеры;

- бесшумность работы.

Недостатками подшипников скольжения являются:

- зависимость работоспособности подшипника от условий смазки;

- большой расход смазки;

-большой износ при резко изменяющихся угловых скоростях вращения вала;

- большое трение в покое, а следовательно, потребность в больших пусковых моментах.

Подшипники качения – это опоры вращающихся или качающихся деталей, использующие элементы качения и работающие на основе трения качения.

Подшипники качения (рис.4.7) состоят из типовых деталей:

- наружного и внутреннего колец с дорожками качения;

- тел качения (шариков, роликов, игл);

- сепараторов, разделяющих и направляющих тела качения.

Типы передач, виды передаточных механизмов и их характеристики - student2.ru

Рис. 4.7. Подшипник качения

Подшипниковые узлы, кроме собственно подшипников качения, могут иметь корпусы с крышками, крепления колец подшипников, устройства смазки и защиты.

По форме тел качения различают шариковые (рис.4.8, а, б, в) и роликовые (рис.4.8, г – ж) подшипники. При этом ролики в подшипниках могут быть цилиндрическими (рис.4.8,г), коническими (рис.4.8, е), бочкообразными (рис.4.8, д), игольчатыми (рис.4.8, ж).

Типы передач, виды передаточных механизмов и их характеристики - student2.ru

Рис. 4.8. Разновидности подшипников качения

Подшипники качения имеют международный стандарт, изготавливаются централизованно и относятся к группе деталей массового производства.

По сравнению с подшипниками скольжения они имеют ряд преимуществ:

- высокая взаимозаменяемость;

- малые осевые размеры;

- меньшие потери на трение и в результате меньший нагрев подшипников;

- малая зависимость моментов сил трения от скорости вращения в широком диапазоне;

- меньшие пусковые моменты;

- значительно меньшие требования к уходу, малый расход смазки и т.д.

Из недостатков подшипников качения наиболее важным является высокая, по сравнению с подшипниками скольжения, чувствительность к ударным нагрузкам из-за больших контактных напряжений. Это отрицательное качество в наиболее ответственных узлах в значительной степени может быть ослаблено некоторыми конструктивными решениями опорных узлов (переход от шариковых подшипников к роликовым, использование одновременно нескольких подшипников).

Типы соединений элементов

Соединения элементов бывают следующих типов: заклепочные, сварочные, клеевые, резьбовые, штифтовые, зубчатые (шлицевые).

Заклепки(рис.4.9)бывают стальные, из алюминиевых сплавов, из неметаллических материалов (стеклотекстолит, асбест и др.).

Сварные соединения обеспечиваются дуговой электросваркой, аргонодуговой сваркой, контактной сваркой. Сварные швы, выполненные дуговой сваркой, по виду поперечного сечения можно разделить на две основные группы: стыковые (рис.4.10, а – г) и угловые (рис.4.10, е, ж, з). Кроме того, существуют швы по отбортовке (рис.4.10, д) и прорезные (рис.4.10, и).

Типы передач, виды передаточных механизмов и их характеристики - student2.ru

Рис. 4.9. Типы заклепок

Клеевые соединения могут быть двухслойными и многослойными. Кроме того, соединения могут быть комбинированными: клеесварными и клеезаклепочными.

Резьбовые соединения – соединение деталей с помощью резьбы, обеспечивающее их относительную неподвижность или заданное перемещение одной детали относительно другой.

Типы передач, виды передаточных механизмов и их характеристики - student2.ru

Рис. 4.10. Типы сварных швов

Резьбы делятся:

- по нарезанной поверхности на наружные (болт, винт) и внутренние (гайка, гнездо);

- по направлению резьбы на правые и левые;

- по числу заходов на однозаходные и многозаходные (двухзаходные, трехзаходные);

- по эксплуатационному назначению на крепежные (метрические и дюймовые), используемые для скрепления деталей и как регулировочные элементы, и специальные (трапецеидальные, упорные, трубные, конические), применяемые для передачи движения в винтовых механизмах, создания герметичных соединений, передачи особо высоких осевых нагрузок и пр.

К основным видам крепежных резьбовых изделий относятся: болт (рис.4.11, а), винт (рис.4.11, б), шпилька (рис.4.11, в) и гайка.

Типы передач, виды передаточных механизмов и их характеристики - student2.ru

Рис. 4.11. Основные виды крепежных резьбовых изделий

Основы виброзащиты машин

Вибрация– процесс, при котором происходят непрерывные или установившиеся колебания, вызванные длительным временем воздействия. Это механические колебания в машинах, механизмах, конструкциях. Вредная вибрация возникает, например, при движении транспортных средств, работе двигателей, турбин. Ее наличие может привести к нарушению режимов работы и разрушению. Вибрация оказывает вредное воздействие на человека.

Виброзащита – совокупность методов и средств для уменьшения вредного воздействия вибрации на человека. К таким методам относятся методы виброгашения, вибропоглощения, виброизоляции.

Виброгашение – защита механизмов от вредного влияния вибраций путем установки на подверженных вибрациям конструкциях специальных устройств динамического гашения колебаний (антивибраторов).

Вибропоглощение – защита механизмов от вредного влияния вибрации путем применения устройств, преобразующих колебательную энергию в тепловую. Такая защита может осуществляться в специальных устройствах, где преобразование энергии происходит за счет сил трения (демпферов), или путем нанесения на подверженные вибрации элементы специальных вибропоглощающих покрытий (пластмасс, резины и др.)

Виброизоляция – защита механизмов, систем и обслуживающего персонала от вредного влияния вибрации путем установки устройств, препятствующих ее распространению (или уменьшающих ее) от источника к защищаемому объекту. Виброизолирующие устройства включают упругие крепления механизмов (виброизоляторы), упругие муфты в валопроводах, гибкие патрубки в трубопроводах и т.д.

Широко известны такие виброизолирующие элементы как различного рода упругие прокладки из резины, пружинящих пластмасс; специально устанавливаемые в основания конструкций стальные пружинные виброгасители, защищающие объекты от вибрационных воздействий ударного типа.

Наши рекомендации