Техника безопасности при эксплуатации судовых дизелей

Двигатели внутреннего сгорания должны обслуживаться с соблюдением техники безопасности и регулярно проходить проверку на износ деталей, повреждение подшипников и ослабление креплений.

При эксплуатации дизелей должны выполняться требования, изложенные в действующих нормативных документах, а также в инструкциях заводов-изготовителей.

Подготавливая дизельную установку к пуску, необходимо тщательно осмотреть главный двигатель, вспомогательные механизмы, КИП, автоматические и сигнальные устройства. Перед включением валоповоротного устройства следует убедиться в отсутствии людей в картере и на подвижных частях двигателя. В любомслучае на органах управления двигателя должна быть вывешена табличка с предупредительной надписью о том, чтовалоповоротное устройство включено или выключено. Для обеспечения безопасной работы энергетической установки необходимо провернуть дизель валоповоротным устройством на 2…3 оборота, затем проверить его действие сжатым воздухом и произвести пробные пуски двигателя на передний и задний ход, убедившись в отсутствии воды или топлива в цилиндрах. Перед пробными запусками необходимо отключить валоповоротный привод и закрыть индикаторные краны, а также убедиться в исправности форсунок, пусковых, всасывающих и форсуночных клапанов. Заедание игл форсунок, пропуски воздуха в воздушной магистрали, неплотные посадки клапанов в своих гнездах могут явиться причиной опасных взрывов в цилиндрах двигателя и в воздухопроводе. Для обеспечения безопасности труда при обслуживании двигателя указанные неисправности следует немедленно устранить.

Опасность взрыва может возникнуть в случае попадания топлива в цилиндры при прокачивании топливных насосов с закрытыми контрольными клапанами у форсунок. Поэтому заполнять топливные трубопроводы и прокачивать топливные насосы разрешается только при открытых контрольных клапанах.

При наличии механизмов дистанционного управления дизелем пробные пуски следует производить со всех постов управления.

Пробные пуски двигателя можно производить только после получения разрешения от вахтенного помощника капитана, убедившись в отсутствии людей под кормовым подзором, а также шлюпок и других плавсредств.

Перед пуском двигателя необходимо проверить исправность аппаратуры автоматики, сигнализации и защиты двигателя, а такжевсехего систем. Обнаруженныетечи и пропуски в топливной арматуре и топливопроводах необходимо немедленно устранить.

При заполнении пусковых баллонов воздухом необходимо следить за тем, чтобы давление в баллонах не превышало установленного. Воздушные баллоны и арматуру необходимо оберегать от ударов и повреждений. Во избежание скопления в воздуховодах паров топлива опасной концентрации их очищают паром или моющими химическими средствами с последующей продувкой сжатым воздухом. При получении баллонов со сжатым воздухом с берега необходимо убедиться в том, что в них находится воздух, а не кислород или какой-либо другой горючий газ.

При пуске двигателя во избежание ожогов не рекомендуется находиться вблизи предохранительных клапанов ресивера, а также на верхних решетках возле цилиндровых крышек на пути возможного потока прорвавшегосягаза. Для осуществления контроля работы двигателя на уровне верхних решеток следует определить безопасное место, удобное для обзора.

После пуска дизеля на топливе необходимо убедиться в том, что пусковые клапаны закрыты. При открытых пусковых клапанах (зависание их и т. д.) прорыв горячих газов в воздухопровод может привести к взрыву и тяжелой аварии. Признаками этого явления являются падение давления пускового воздуха и нагревание подводящего к пусковому клапану трубопровода.

Если при пуске двигателя появятся резкие стуки, пропуски газов и другие отклонения в работе, его необходимо немедленно остановить. После обнаружения и устранения неисправности двигатель может быть вновь запущен в работу.

Присутствие посторонних лиц в машинном отделении судна запрещено.

Неправильное обслуживание двигателя, особенно в начальный периодего работы, может привести к аварии дизеля. Так, сокращение времени прогрева и форсирование нагрузки двигателя может привести к задирам или заклиниванию поршней. Форсирование нагрузки непрогретого двигателя допускается только в исключительных случаях, связанных с обеспечением безопасности судна или угрозой человеческой жизни.

При выведении дизеля на номинальный режим работы необходимо как можно быстрее проходить зону критической частоты вращения двигателя, указанной в инструкции по обслуживанию. Работа двигателя на критической частоте вращения, отмеченной на тахометре красным сектором, категорически запрещается.

В процессе работы двигателя необходимо следитьза исправностью предохранительных и редукционных клапанов, регуляторов безопасности, за безотказным действием вспомогательных механизмов, не допуская утечек воды, масел, топлива и газов через соединения трубопроводов. При прорыве выхлопных газов в машинное отделение необходимо усилить работу вытяжной вентиляции и устранить пропуск газов.

При внезапном снижении давления масла в системе смазки дизеля необходимо его немедленно остановить и устранить неисправность. В случае обнаружения подтекания в трубопроводах, подводящих топливо к форсункам, запрещается во избежание травмы ощупывать трубки и закрывать рукойместо разрыва трубок.

Опасно резкое самопроизвольное увеличение частоты вращения вала двигателя, явившееся результатом потери или поломки лопастей винта, а также внезапного оголения его при сильном волнении моря. Если при этом не срабатывает предельный регулятор, необходимо уменьшить подачу топлива. При увеличении частоты вращения сверх максимальной,отмеченной на тахометре красной чертой и оговоренной инструкцией по эксплуатации, необходимо уменьшить частоту вращения или остановить дизель.

Большую опасность представляет масло, скопившееся в продувочном устройстве двухтактного дизеля. Если продувочный воздух будет заносить масло в цилиндры, то может произойти серия взрывов и двигатель пойдет вразнос даже при выключении подачи топлива. Вэтом случае для быстрой остановки двигателя надо закрыть доступ воздуха в продувочныйнасос или любой орган забора воздуха на двигатель. Для предотвращения такой опасности необходимо регулярно контролировать наличие масла в ресивере и вовремя удалять его.

Во избежание травм нельзя протирать ветошью движущиеся детали работающего двигателя и других механизмов. В процессе работы дизеля запрещается открывать люки картера, чистить и обтирать детали. Не разрешается также подкачивать вручную топливо в цилиндры работающего двигателя. Во время продувания индикаторных кранов цилиндров дизеля следует находиться в стороне от струи газа. Регулирование и ремонт форсунок, а также впускных и выпускных клапанов рабочих цилиндров в процессе работы двигателя не допускается.

После остановки двигателя, прежде чем приступить к осмотру и работам в картере, необходимо принять все меры, исключающие возможность запуска или проворачивания вала дизеля до полного окончания работ. Для этого необходимо закрыть запорный клапан на пусковой воздушной магистрали, перекрыть доступ топлива к двигателю, ввести в зацепление валоповоротное устройство, вывесить предупредительную табличку у пульта управления дизеля о пребывании людей в картере.

При осмотре двигателя люкигорячего картера в целях безопасности могут быть открыты не ранее чем через 15…20 минут после остановки дизеля. Картерные крышки массой свыше 20 кг при отсутствии механизированного привода должны открывать и закрывать не менее двух человек.

Для обеспечения безопасности труда вскрытый картер дизеля необходимо тщательно провентилировать. Вблизи картера запрещается проводить работы с открытым огнем (газорезка, электросварка и др.).

При пуске на судне одного из двигателей двухвальной установки необходимо надежно застопорить валопровод остановленного двигателя и предупредить об этом работающих на нем людей. Такие же меры надо принять для обеспечения безопасности и в случае остановки для осмотра или ремонта одного из двигателей двухвальной установки.

Если необходимо остановить одиниз двух двигателей, работающихна общий гребной вал через гидромуфту, то вначале его отключают от гидромуфты, затем включают в зацепление его валоповоротное устройство и на пульте управления вывешивают табличку: «Не включать - работают люди!».

Неправильная эксплуатация двигателей часто приводит к опасным перегревамих деталей, что может вызвать взрыв в картерах дизелей. Предотвратить взрывы в картерах можно путем рациональной их вентиляции, систематического контроля технического состояния нагревающихся деталей, ввода в картер инертных газов и проведения ряда конструктивных мер по обеспечению безопасности: установки предохранительных клапанов, разделительных сеток в кривошипных камерах, ослабляющих силу взрыва и т.д.

В случае появления сигнала детектора «масляного тумана» или «густого белого тумана» из сигнальной (вентиляционной) трубы картера необходимо повторно проверить срабатывание детектора в соответствии с указанием инструкции по эксплуатации. При повторном появлении сигнала детектора «масляного тумана» следует остановить дизель, не отключая насосы смазки и охлаждения. Лицам, находящимся в машинном отделении, нужно принять меры, обеспечивающие безопасность в случае взрыва в картере, подготовить средства пожаротушения.

После исчезновения признаков опасной концентрации масляного тумана, но не раньше чем через 20 минут после остановки дизеля, необходимо выключить масляный насос и открыть щиты картера для определения причин образования масляного тумана.

При остановке двигателяна продолжительный период необходимо провернуть его вал валоповоротным устройством и закрыть индикаторные краны.

При спуске людей в цилиндры двигателя для выполненияосмотров, замеров и других работ необходимо использовать предназначенные для этого трапы.

Производить работы по опрессовке форсунок двигателей нужно только на оборудованных для этого стендах с соблюдением рекомендованных инструкций мер по обеспечению безопасности.

Наши рекомендации