Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий

Расположение и мелодическое положение трезвучий. Удвоения в трезвучиях.

Расположение аккордов в 4-х-голосном изложении определяется интервалами между соседними верхними голосами (S., A., T.), расстояние между басом и тенором при этом не учитывается, (бас может быть удалён от тенора на расстояние от унисона до двух октав, иногда – больше).

В тесном расположении верхние голоса расположены подряд по ближайшим тонам аккорда, при этом в трезвучии между соседними верхними голосами образуются интервалы терции и кварты, а расстояние между S. и T. меньше октавы.

В широком расположении верхние голоса расположены с пропуском очередного тона аккорда, при этом в трезвучии между соседними верхними голосами образуются интервалы квинты и сексты, а расстояние между S. и T. больше октавы.

Мелодическое положение аккордов определяется тоном аккорда, который находится в верхнем голосе (в S., в мелодии). Трезвучие может быть изложено в 3-х мелодических положениях: основного тона (примы), терцового тона (терции) и квинтового тона (квинты). [В септаккордах возникает возможность мелодического положения септимы].

Удвоения в трезвучиях. В трезвучиях обычно удваивается основной тон. В некоторых аккордовых соединениях необходимо удвоение терцового тона трезвучия, например, при разрешении V53 и V7 в VI (прерванный оборот) и при разрешении VII7 в Т.

Иногда трезвучие используют в неполном виде. В неполных трезвучиях пропускается квинта или терция. Например, при разрешении полного V7 в неполное Т53 с утроенным основным тоном пропускается квинтовый тон.

[При ненормативных удвоениях и пропусках тонов в трезвучиях может получиться смешанное расположение– между соседними верхними голосами чередуются интервалы тесного и широкого расположений].

Интервальное соотношение трезвучий. Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий. Типы голосоведения.

Типы голосоведения.

По характеру мелодического движения в одном голосе различают голосоведение:

плавноеи со скачками (скачковое)

При плавном голосоведении каждый голос движется плавно – остаётся на месте или движется на секунду или терцию (т.е., на интервал не шире терции).

При голосоведении со скачками голос совершает скачки, т.е. движется на кварту и шире (т.е. на интервал шире терции).

[Нужно избегать движения голоса на ув. интервал – ув. интервалы надо заменять на ум., например, ув.2 на ум.7, ув.4 на ум.5. Нельзя использовать в басу интервалы септимы и ноны, образованные движением по квартам или квинтам в одном направлении (2 кварты = септима, 2 квинты = нона). Скачки в верхних голосах желательно компенсировать противоположным плавным движением].

По соотношению направления движения в любой паре голосов 4-х-голосного сложения различают 4 типа голосоведения:

противоположное – 2 голоса движутся в противоположные стороны: ↑↓ или ↓↑;

косвенное – один голос остаётся на месте, а другой движется ↑ или ↓;

прямое – 2 голоса движутся в одну сторону: ↑↑ или ↓↓;

параллельное (разновидность прямого) – оба голоса движутся в одну сторону на один интервал, при этом образуется движение параллельными интервалами.

В строгом 4-х-голосии запрещается движение параллельными ч.1, ч.8 и ч.5.

[в 4-х-голосном сложении образуется 6 пар голосов:

– 3 пары соседних голосов – S и А, А и T, T и В;

– 2 пары через голос – S и T, А и В;

– 1 пара крайних голосов – S и В]

Интервальное соотношение трезвучий определяется интервалом (расстоянием) между основными тонами трезвучий. Различают 3 типа интервальных соотношений трезвучий:

1. кварто-квинтовое – между основными тонами интервал кварты или квинты, например, I–V, V–I, I–IV, IV–I, II–V; трезвучия в кварто-квинтовом соотношении имеют 1 общий тон;

2. секундовое – между основными тонами интервал секунды или септимы, например, IV–V, V–VI, VII–I; трезвучия в секундовом соотношении не имеют общих тонов;

3. терцовое – между основными тонами интервал терции или сексты, например, I–III, I–VI, II–IV; трезвучия в терцовом соотношении имеют 2 общих тона.

Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий.

Различают 2 типа соединений аккордов: гармоническоеи мелодическое.

Гармоническое соединение– это соединение аккордов, при котором общий тон (тоны) остаётся на месте в том же голосе (голосах). Гармоническое соединение возможно при соединении трезвучий в терцовом соотношении (2 общих тона) и трезвучий в кварто-квинтовом соотношении (1 общий тон). Общий тон (тоны) остаётся на месте в том же голосе (голосах), остальные голоса переходят плавно в ближайшие тоны следующего аккорда, при этом расположение сохраняется.

Мелодическое соединение аккордов – это соединение аккордов без общего тона. Мелодическое соединение обязательно возникает при соединении трезвучий в секундовом соотношении (нет общих тонов), а также возможно при соединении трезвучий в кварто-квинтовом соотношении. При соединении трезвучий в секундовом соотношении (например, IV→V) бас идёт на секунду ↑, остальные голоса плавно ↓ (противоположно басу) в ближайшие тоны следующего аккорда, (расположение сохраняется). При мелодическом соединении трезвучий в кварто-квинтовом соотношении, если бас движется на ч.4 – остальные голоса нужно вести противоположно басу плавно в ближайшие тоны следующего аккорда, если бас движется на ч.5 – остальные голоса нужно вести в одну сторону с басом (расположение сохраняется). Предпочтительнее противоположное движение голосов, поэтому при мелодическом соединении трезвучий в кварто-квинтовом соотношении по возможности лучше вести бас на ч.4, а не на ч.5.

Общее правило мелодического соединения – если бас идёт на меньший интервал (из двух возможных, например, на ч.4 вместо ч.5), то остальные голоса движутся плавно противоположно движению баса.

Наши рекомендации