Личное служение Божественной Паре
Есть бесчисленное множество видов личного служения: чистка рощ, где проходят игры Шри-Шри Радха-Кришны, приведение в порядок Их постели, ношение воды, приготовление пана с орехами бетеля, нанизывание гирлянд и т.д. Среди несметного множества служанок каждая имеет конкретное служение, в которое они погружены полностью.
Личное служение возможно, только когда живое существо получает свое изначальное духовное тело. Личное служение на платформе супружеских взаимоотношений затопляет сердце необъяснимым блаженством и всегда новыми преданными чувствами, вызванными неясными экстатическими эмоциями, идущими изнутри наружу. Это блаженство очень быстро увеличивается каждое мгновение. Никакая печаль или грусть не может коснуться сердца преданного, потому что теперь его единственной заботой является служение возлюбленному объекту без малейшего желания самовозвеличивания. Настроение разлуки (випраламбха), проявляемое в супружеских взаимоотношениях, которое кажется причиняющим боль и печальным, несущественно; фактически, это просто трансформация сильного экстаза. Ни в каком отношении это чувство нельзя приравнивать к печали, которую живое существо проявляет на мирском уровне.
· В убежище Шрилы Рупы Госвами:наставления и правила, установленныеШрилой Рупой Госвами‚ духовным наставником и авторитетом в науке вкуса преданности, или расы, в его книгах, подобных «Бхакти-расамрита-синдху» и «Уджджвала-ниламани», предназначены для того, чтобы им искренне следовали. Он пишет [«Бхакти-расамрита-синдху» 1.2.90-92]: «Надо поклоняться Божеству, форме Господа, с верой и преданностью; иметь вкус к темам «Шримад-Бхагаватам», слушая их от продвинутых преданных, которые хорошо знают науку вкусов преданности; общаться с одинаково мыслящими вайшнавами, которые чисты, более возвышенны и реализованы; воспевать маха-мантру регулярно и постоянно; и жить в святой дхаме, подобной Вриндаване. Раньше я перечислял эти пять типов преданной деятельности; я упоминаю их еще раз, только чтобы повторить их важность и превосходство над другими процессами преданности.»
· Поклонение Божествам:служить лотосным стопам Божеств, поклоняясь Им; должным образом соблюдать хари-басар (экадаши, маха-двадаши, дни явлений Господа и другие праздники); наносить тилаку на тело и почитать маха-прасадам-малу (гирлянду, используемую для Божества); оказание почтения благодаря тому, чтобы пить чаранамриту (воду, молоко и т.д., используемые для омовения Божеств) и есть маха-прасадам-анну (пищу, предложенную Божествам). Соблюдение духовных обетов (картика-врата) и поклонение и служение Туласи-деви и т.д., — все это входит в поклонение Божествам.
· Прославление:включает изучение писаний, обсуждение тем сознания Кришны среди преданных, совместное воспевание маха-мантры и пение или разговор о трансцендентных качествах и играх Всевышнего Господа.
· Медитация:все, что имеет отношение к воспоминанию. Память о Господе и Его играх относится к медитации.
Медитация, или воспоминание
Шрила Джива Госвами описывает медитацию, или дхьяну, следующим образом [«Бхакти-сандхарбха»]: «Смаранам, или воспоминание, значит проникать умом. Надо шаг за шагом следовать процессу (вспоминая сначала имя, затем форму, качества и т.д.). Тогда человек легко продвигается по духовному пути и помнит все, что имеет отношение к Господу, подобное Его качествам, спутникам, убранству и, наконец, Его играм.»
Согласно «Бхакти-сандхарбхе», существует пять видов смаранам, или медитации:
«1) Ограниченное изыскание с помощью ума имени, формы и т.д. Господа называется смаранам.
2) Полностью отозвать ум от внешних явлений и, слегка направляя его, погрузить в мысли о Господе — это дхарана.
3) Зафиксировать ум на мыслях о конкретной форме, игре и т.д. Господа — это дхьяна.
4) Когда дхьяна становится непрерывной и дает неимоверное блаженство, это известно как дхрува-анусмрити.
5) Когда спонтанно проявляется единственный объект глубокой медитации, заполняя весь ум, — это называется самадхи.»
· Слушание:слушать об имени, форме, играх и т.д. Господа от чистого преданного или садху — это процесс слушания. Слушание лекций по священным писаниям на классе или семинаре (иштха-гоштхи) также является частью шраванам, или слушания.
· Предложение почтительных поклонов:предлагать почтительные поклоны Божествам и предлагать почтительные поклоны (дандават) святым местам, которые напоминают о Всевышнем Господе.
· Служение холму Говардхане:Шрила Рагхунатха даса Госвами адресовал это наставление как себе, так и вообще каждому.Холм Говардхана — это самый дорогой объект поклонения для преданных.