Система энергетических центров (чакры)
Энергию духовного плана можно представить следующим образом /289 с.80 5а/: (9) /289 с.80 на/, где N – число энергетических "тел" человека, образованных из множества Мыслей (т.е. уровень сознания); Mij – "промежуточные тела", обусловленные парным взаимодействием; Mijk – следующая группа тел и т.д. Первое слагаемое в (9) представляет собой энергетические центры, известные как "чакры". На рис. 1 даётся распределение энергетических центров в организме человека. Мысли "проявляются" через энергетические центры и их распределение по ним (слово "чакр" в переводе с санкрита означает буквально "Колесо, круг", другое назначение энергетических центров – Лотосы) следующее /289 с.81 1а/.
Рис. 1. {fiz5-1.jpg}Традиционное изображение системы энергетических центров
человека (чакр) /289 с.82/
N = 1. Название чакры Муладхара. Соответствует физическому телу. Цвет красный. Символизируется черырёхлепестковым лотосом. Расположена в промежности, соответствует крестцовому сплетению. Этот нэнергетический центр является корнем, из которого развиваются все остальные центры (лотосы). Центр Муладхара называется также центром Кундалини. С пробуждения центра Кундалини начинается перерождение и одухотворение человека /289 с.91 2а/.
N = 2. Название чакры – Свадхистхана. Цвет оранжевый. Соответствует эфирному телу. Символизируется шестилепестковым лотосом. Расположен соответственно анатомическому поясничному сплетению. Показатели высокого развития эфирного тела – физическое здоровье, выносливость, работоспособность, гибкость, мощная потенция. Условия развития – все виды спорта, регулярное голодание, дыхательная гимнастика /289 с.81 3а/.
N = 3. Название чакры – Манипура. Цвет жёлтый. Соответствует Астральному телу. Символизируется десятилепестковым лотосом. Расположен в области солнечного сплетения. Показатели развития астрального тела – бодрость, активность, жизненность, умение быть весёлым, ощущать радость и смеяться от души, умение глубоко отождествляться с другим индивидумом, артистизм. Условие развития – ежедневное купание в холодной воде, хождение босиком по земле. В человеческом организме он выполняет роль наподобие Солнца во Вселенной. Центр Манипура питает весь организм жизненной силой /289 с.81 на/.
N = 4. Название чакра Анахата. Соответствует ментальному телу. Цвет зелёный. Символизируется двенадцатилепестковым лотосом. Расположен в сердечно-аортальном сплетении. Показатели развития ментального тела – мыслетворчество, выносливость при умственной работе, количество и общий объем знаний, сила логики, логическая память, скорость мышления, любовь к философским и научным знаниям, неотождествление с эмоциями, умение самоконтролироваться. Тормозящие факторы – чувство превосходства, гордыня ума, перевозбуждение и перетренированность. Этот центр называется "Чашей" и является средоточением всех видов энергии духовного плана. С раскрытием центра "Чаша" устанавливается связь ("серебряная нить") с Высшими Мирами и Высшими силами. Центр "Чаша" вмещает всю духовную энергию. Он реагирует на все космические явления и вибрирует в унисон со всеми космическими вибрациями /289 с.82 1а/.
N = 5. Название чакры Вишудха. Соответствует Кармическому (казуальному) телу. Цвет голубой. Символизируется шестнадцатилепестковым лотосом. Расположен в области гортани. Физический орган этого центра – шишковидная железа. Критерии развития – чёткое выполнение всех норм и законов /289 с.82 2а/ тех структур, где работают, постоянное уничтожение вредных привычек, постоянный контроль над расходом энергии, совершенное внимание, экономия сил, средств и времени, бескорыстие, четкое выполнение и соблюдение установленных норм человеческих взаимоотношений. От развития этого центра зависят наши умственные способности. Это центр синтеза аналитического мышления и логического рассуждения /289 с.83 1а/.
N = 6. Название чакры Аджна. Соответствует интуитивному (будаиальному) телу. Цвет синий. Символизируется девяностошестилепестковым лотосом. Правая половина этого лотоса бледно-розового цвета, левая – бледно-фиолетового цвета. Вследствие этого центр иногда называют двухлепестковым лотосом. Соответствует нервным узлам десятой и пятой пары черепномозговых нервов. Физический орган этого чакра – шишковидная железа, находящаяся на затылке. Показатели развитости интуитивного тела – любовь к гармонии, красоте, интуитивное чувствование консанансов и диссонансов, знание законов гармонии с окружающим миром, умение визуализировать образы, острота слуховой и зрительной памяти, практика вхождения в сон, развитие духовного зрения (третьего глаза) человека, раскрывший центр третьего глаза, может наблюдать духовную составляющую энергии, или жизнь растений и минералов, наблюдать действие органов в своём теле. Раскрытие этого центра даёт ясновидение и яснослышание /289 с.83 2а/.
N = 7. Название чакры Сахасрара. Соответствует телу Нирваны. Цвет фиолетовый. Символизируется тысячелепестковым лотосом. Центр Сахасрара воспринимает все мысли, идущие из высших сфер /289 с.83 3а/.
Все Чакры связаны между собой эфирной осью, называемой "Сушумной", осью, идущей вдоль позвоночника и оканчивающейся в центре Сахасрара /289 с.83 4а/. Соответствие энергетических центров и их расположение в организме человека показано на рис. 2. /289 с.83 5а/.
Рис. 2. Схема соответствия физических органов и основных сплетений нервной
системы энергетическим Чакрам. 1 – Центр Муладхара; 2 – Центр Свадхистхана;
3 – Центр Манипура; 4 – Центр Анахата; 5 – Центр Вишудха; 6 – Центр Аджна;
7 – Центр Сахасрара /289 с.84/.
Об энергии духовного плана, не проявляемой в плотном плане
Энергия духовного плана, не проявленная в плотном плане "расписана" в таких переменных, как представление, воображение, впечатление и ощущение /289 с.85 2а/. Умение работать с этими переменными отличает посвященного человека от непосвященного. У большинства людей основная часть энергии духовного плана аккумулирована в проявленной части энергии духовного плана человека (человек вовлечён в основном в материальную деятельность), а в непроявленной части она минимальна (истинно духовное развитие приостановлено). Чтобы работать с переменными "воображение, представление, впечатление и ощущение", необходимо свести к минимуму энергию проявленной части духовного плана (достаточно глубоко отречься от проявленной части энергии духовного плана). Если вы однажды отреклись от мира, он уже не подойдёт к вам, и оковы падут. Пусть вы вещественно ещё не можете всецело оставить мир, но отрекитесь от него хотя бы мысленно /289 с.85 на/, добейтесь Вайраджиам (отречения). Ничего не желайте, ибо, получая то, что вы желаете, одновременно налагаете на себя страшные цепи. Суть отречения в том, чтобы создать условия работы в духовном плане, для чего необходимо тратить самый минимум энергии в плотном плане или в проявленной части энергии духовного плана. Обыкновенный человек тратит большую часть энергии в проявленной части энергии духовного плана (это гнев, страх, радость, движение, звук и т.д.). Для духовного становления необходимо работать в непроявленной части энергии духовного плана. Именно в создании условий для основной работы в непроявленной части энергии духовного плана и заключается главная задача человека [высвобождение свободного времени для работы над собой, а не для удовлетворения физиологических потребностей в еде, питье, жилье и т.д.] /289 с.86 1а/.
Механизмы преобразования энергии духовного и материального планов
Уровень развитости цивилизации определяется уровнем самоосознанности человека. Направление самопознания является тем единственным направлением деятельности, которое определяет «оптимальное» развитие Земной цивилизации /289 с.88 1а/.
Для преобразования энергии с одним множеством степеней свободы в энергию с другим множеством степеней свободы необходимо промежуточное состояние, с одной стороны плотного плана, с другой стороны – «бесконечно структурируемое» состояние, т.е. близкое к энергии духовного плана. В роли такого объекта может выступать любой объект плотного плана, а для биологических объектов им является жидкость – вода. Жидкое состояние является тем состоянием плотного плана, в котором происходит преобразование энергии между плотным и духовным планом и в той количественной мере, которая необходима для биологических систем /289 с.88 3а/.
В основе механизма преобразования энергии духовного плана в энергию плотного плана и обратно лежит процесс «структуризации» воды. Фиксация этой структуры фактически /289 с.88 на/ представляет из себя частичную фиксацию проявления энергии духовного плана в плотном плане и служит основой классификации Мыслей по типу образуемой структуры [вот казалось бы и разгадана причина гадания по воде и всяческие магические обряды и запреты на смотрение в воду]. Вода и растворы на основе воды имеют фрактальную структуру. В общем случае преобразование энергии между плотным и духовными планами имеет место для любого материального объекта и отличаются только долей проявления духовной составляющей при этом. Для различных тел доля этой составляющей различна. Именно в иерархии категорий «вмещения» и появляется «живое» и «неживое» и нет принципиальной разницы между живым и неживым с точки зрения энергии всех планов. В «живом» проявленная часть энергии духовного плана количественно больше, так что качественно отличается от «неживой» /289 с.89 1а/.
Зрение
Ценность того или иного произведения (рисунка) определяется именно воздействием на соответствующие энергетические центры. Зрительный образ, несущий целенаправленное воздействие на энергию духовного плана человека называется Мандалой /289 с.92 2а/. Энергетика человека фрактальна таким образом, что проявленная часть энергии духовного плана подобна Вселенной, не говоря о непроявленной части и с этих позиций концепция фрактала наиболее подходит для описания таких процессов. Например, интересно совпадение по форме фрактала Мандельброта и мандалы "Медитация" (рис. 4) /289 с.93 2а/.
Рис. 4. а – мандала медитации; б – фрактал Мандельброта /289 с.95/
Исключительную роль в преобразовании энергии между плотным и духовным планами имеет зрительное восприятие цвета. Широкое распространение в буддизме имеет концепция цветовых кругов (желтого, белого, красного, синего и черного). Поскольку энергетическая структура чакр человека классифицируется в цветах, то цвет осуществляет направленное преобразование энергии с участием соответствующих цвету энергетических центров. Например, в восприятии белого цвета участвуют все энергетические чакры человека /289 с.93 3а/.
Звук
Чтение Мантр, как источник трансцендентных знаний, широко используется практически во всех видах религий и йоге /289 с.96 1а/.
О связях между различными механизмами преобразования энергии
Все три вида преобразования энергии (движение, зрение, звук) между духовным и материальным планами человека взаимосвязаны и являются единым механизмом преобразования энергии. Взаимосвязь между Словом и цветом широко известна. Например выявлено соответствие между гласными и цветом: А – густо-красный; Я – ярко-красный; О – светло-жёлтый или белый; Е – зелёный; Е – желто-зелёный; Э – зеленоватый; И – синий /289 с.96 на/.; Й – синеватый; У – темно-синий, сине-зелёный, лиловый; Ю – голубоватый, синеватый; Ы – темно-коричневый (мрачный или черный /289 с.133 2а/). С согласными дело обстоит значительно сложнее, из-за многих звуков, участвующих в образовании согласных букв, но букве Р соответствует тёмено-красный цвет. "Цветовая" расшифровка звука, с одной стороны, и энергетических центров – с другой может лечь в основу целенаправленного преобразования энергии между духовным и плотным планами человека и здесь интерес представляют некоторые разделы лингвистики /289 с.97 1а/.
В лингвистике вопросы связи между звуками поэзии и красками живописи занимается фонолингвистика; фоносемантический анализ поэтических произведений (компьютерный анализ и синтез звукоцвета или киберлингвистика) приводит к вскрытию природы таланта поэта. Ощущение гармонии между словом и цветом является одним из составляющих поэтического дара /289 с.97 2а/. Известно, что ещё в древности Пифагор лечил больных с помощью цвета в состоянии транса /289 с.98 5а/. Результаты киберлингвистики важны с точки зрения выяснения цветового изображения молитв и мантр, что позволяет выяснить, на какие энергетические чакры воздействует чтение той или иной молитвы или мантры, и пролить свет на содержание множества обрядов и ритуалов /289 с.98 6а/.
Существует взаимосвязь между звуком (нотами) и цветом. Для первой октавы красный соответствует ноте "до"; оранжевый – ноте "ре"; жёлтый ноте "ми"; зелёный – ноте "фа"; голубой – ноте "соль"; синий – ноте "ля"; фиолетовый – ноте "си" /289 с.98 на/.
Цвет | Звук | Чакры |
Фиолетовый | Си | Сахасрара |
Синий | Ля | Аджна |
Голубой | Соль | Вишудха |
Зелёный | Фа | Анахата |
Желтый | Ми | Манипура |
Оранжевый | Ре | Свадхистхана |
Красный | До | Муладхара |
Наиболее полно и последовательно механизмы преобразования (механическое движение, звук, зрение) энергии между плотным и духовными планами человека используются в восточных видах боевых искусств. Суть подготовки, например, ниндзя (воин тени) в раскрытии энергетических чакр, достижении осознанного "овладения" энергией духовного плана, когда взаимодействие с окружающей средой и с самис собой осуществляется самосогласованным и осознанным участием всех энергетических центров человека /289 с.99 3а/.
Помимо подобных преобразований существует преобразование энергии внутри духовного плана. Такими "переменными", оперируя которыми возможно такое преобразование энергии, являются "Воображение", "Представление", "Впечатление", "Ощущение". Благодаря этим переменным человек может перейти от словесно-логического способа к неформализуемым методам познания. Эти "переменные" лежат в основе медитации. Благодаря этим переменным осуществляется связь между проявленной и непроявленной частями энергии духовного плана. Физическое тело, как проявленная часть энергии духовного плана, есть исходное начало, которое создаёт структуру непроявленной части энергии духовного плана /289 с.99 на/.
Энтропия как мера проявления энергии духовного плана в материальном
Понятие энтропии в физике
Введение понятия энтропия связано со вторым началом термодинамики, которое представляет собой распространение закона сохранения и взаимопревращения энергии на тепловые явления. Содержание второго начала термодинамики сводится к двум утверждениям: существует функция состояния системы – энетропи /289 с.100 2а/ /289 с.100 3а/ (где Т – абсолютная температура, δQ – количество тепла; S – энтропия) и как функция состояния энтропия является аддитивной величиной; закон возрастания энтропии, который определяет динамику развития неравновесного состояния системы /289 с.100 на/. Для изолированных систем (10) /289 с.101 1а/ и энтропия для таких систем возрастает и по мере достижения равновесного состояния достигает максимума. В этом состоянии для системы характерен максимальный беспорядок. Энтропия является мерой хаотичности, неупорядоченности, а, стало быть, и мерой упорядоченности системы /289 с.101 2а/.
Говоря о порядке в системе, имеют в виду наличие определённой структуры, характеризуемой соответствующей симметрией. Возможность образования структуры связана с наличием корреляций в системе. Энтропия связана с наличием корреляций в системе. Энтропию нельзя представить как среднее значение какой-либо аддитивной или бинарной динамической величины и в общем случае для равновесного состояния имеет место соотношение /289 с.101 3а/:
/289 с.101 4а/, где S0 – энтропия идеального газа; N – число частиц системы; q – координаты частиц; ψS – "корреляционные" потенциалы; FS – корреляционные функции. В частности, вклад в энтропию парных корреляций в однородном случае /289 с.101 5а/:
/289 с.101 на/. Здесь k – постоянная Больцмана; g(r) – парная корреляционная функция; V – средний объем на частицу в системе. Таким образом, появление корреляций (можно сказать "порядка") приводит к уменьшению энтропии системы /289 с.102 1а/.
Сильно неравновесное состояние характеризуется отличными от нуля многочастичными корреляционными функциями, которые при приближении системы к равновесному состоянию, распадаются. Энтропия связана с корреляциями и закон изменения энтропии обусловлен конкретной природой динамики корреляций рассматриваемой системы. Общее правило изменения энтропии типа неравенства (10) ограницивает возможные пути релаксации системы к равновесному состоянию. Неравновесная термодинамика и особенно термодинамика открытых систем в настоящее время находится на стадии интенсивного развития. Например, отличие турбулентного движения жидкости от ламинарного заключается в том, что в первом случае движение частиц жидкости коррелированно на масштабах турбулентного вихря, в то время как в случае ламинарного движения нет каких-либо корреляций в движении частиц жидкости и таким образом энтропия турбулентного движения меньше, чем у ламинарного движения. Получается, что турбулентное движение жидкости более упорядоченно, чем ламинарное, хотя недавно считалось наоборот. Для открытых систем имеет место "S-теорема", позволяющая определить критерий относительной степени упорядоченности состояний открытых систем. В статистической теории открытых систем энтропия может играть три разные роли: служить мерой неопределённости при статистическом описании, мерой относительной степени упорядоченности неравновесных состояний и мерой разнообразия в теории эволюции /289 с.102 на/.