На валу шлицы фрезеруют на зубообрабатывающих станках методом обкатки, а пазы в ступицах получают протягиванием.

Достоинства («+») Недостатки («-»)
35) Возможность передачи больших моментов, высокая надёжность при динамических и реверсивных нагрузках и повышенная прочность соединения вследствие увеличения суммарной рабочей поверхности шлицев, а также вследствие уменьшения глубины пазов и равномерного распределения нагрузки по окружности вала; 36) Более точное центрирование ступицы на валу; 37) Лучшее направление при осевом перемещении ступицы. 38) Более сложная технология изготовления, а, следовательно, и более высокая стоимость.

Шлицевые соединения бывают неподвижные для закрепления деталей на валу и подвижные, допускающие перемещение детали вдоль вала. По форме профиля шлицев (зубьев) различают три типа соединений: прямобочные, эвольвентные, треугольные.

Тема 3.13. Подшипники.

Подшипники являются опорами валов и вращающихся осей. Они воспринимают нагрузки, приложенные к валу, и передают их на корпус машины. Качество подшипников определяет надёжность и долговечность машины.

В зависимости от рода трения подшипники делятся на:

а) подшипники скольжения;

б) подшипники качения.

В зависимости от направления воспринимаемой нагрузки подшипники бывают:

а) радиальные – воспринимают радиальные, т. е. перпендикулярные валу нагрузки;

б) упорные – воспринимают осевые нагрузки;

в) радиально-упорные – воспринимают радиальные и осевые нагрузки.

Подшипники скольжения

Основные элементы подшипников корпус и вкладыш (втулка). Часто подшипник не имеет специального корпуса. При этом вкладыш размещают непосредственно на станине (рисунок 31) или раме машины, например подшипники двигателей, станков, редукторов.

На валу шлицы фрезеруют на зубообрабатывающих станках методом обкатки, а пазы в ступицах получают протягиванием. - student2.ru

Рисунок 31- Размещение вкладыша подшипника на станине.

Подшипники скольжения бывают разъёмные и неразъёмные (рисунок 32, 33).

На валу шлицы фрезеруют на зубообрабатывающих станках методом обкатки, а пазы в ступицах получают протягиванием. - student2.ru

Рисунок 32 - Подшипник скольжения разъёмный.

На валу шлицы фрезеруют на зубообрабатывающих станках методом обкатки, а пазы в ступицах получают протягиванием. - student2.ru

Рисунок 33 - Подшипник скольжения неразъёмный.

Достоинства («+») Недостатки («-»)
●Надёжно работают в высокоскоростных приводах (подшипники качения в этих условиях имеют низкую долговечность); ●Хорошо воспринимают ударные и вибрационные нагрузки; ●Бесшумность работы; ●Имеют малые размеры; ●Разъёмные подшипники устанавливаются на шейке коленчатых валов. ●В процессе работы требуют постоянного надзора на смазкой; перерыв подачи смазки ведёт к разрушению подшипника; ●Значительные потери на трение в период пуска и при несовершённой смазке; ●Большой расход смазки.

Материалы вкладышей должны иметь:

ü достаточную износостойкость и высокую сопротивляемость к заеданию в периоды отсутствия жидкостного трения;

ü высокую сопротивляемость разрушению при действии ударных нагрузок;

ü низкий коэффициент трения и высокую теплопроводность с малым расширением.

В качестве материалов для вкладышей применяют:

§ бронзы;

§ баббит;

§ чугуны (редко);

§ металлокерамика;

§ неметаллические материалы.

Подшипники качения

Подшипник качения представляет собой узел, основными элементами которого являются тела качения – шарики или ролики, которые установлены между наружным и внутренним кольцом и удерживаются тела качения на определённом расстоянии друг от друга при помощи сепаратора.

Подшипники качения стандартизованы и изготовляются специальными заводами.

Достоинства («+») Недостатки («-»)
●Сравнительно малая стоимость вследствие массового производства; ●Малые потери на трение и незначительный нагрев; ●Высокая степень взаимозаменяемости; ●Малый расход смазки; ●Не требуют особого ухода и внимания. ●Высокая чувствительность к ударным и вибрационным нагрузкам; ●Малонадёжны в высокоскоростных приводах из-за чрезмерного нагрева и опасности разрушения сепаратора от действия центробежных сил; ●Сравнительно большие радиальные размеры; ●Шум при больших скоростях.

Наши рекомендации