Средних темпов роста и прироста.

По показателям изменения уровней ряда динамики (абсолютные приросты, темпы роста и прироста), полученным в результате анализа исходного ряда, могут быть рассчитаны обобщающие показатели в виде средних величин - средний абсолютный прирост, средний темп роста, средний темп прироста.

Средний абсолютный прирост может быть получен по одной из формул:

Средних темпов роста и прироста. - student2.ru или Средних темпов роста и прироста. - student2.ru ,

где n - число уровней ряда динамики;

Средних темпов роста и прироста. - student2.ru - первый уровень ряда динамики;

Средних темпов роста и прироста. - student2.ru - последний уровень ряда динамики;

Средних темпов роста и прироста. - student2.ru - цепные абсолютные приросты.

Средний темп роста можно определить, пользуясь формулами:

Средних темпов роста и прироста. - student2.ru

Средних темпов роста и прироста. - student2.ru

Средних темпов роста и прироста. - student2.ru

где n - число рассчитанных цепных или базисных темпов роста;

Средних темпов роста и прироста. - student2.ru - уровень ряда, принятый за базу для сравнения;

Средних темпов роста и прироста. - student2.ru - последний уровень ряда;

Средних темпов роста и прироста. - student2.ru - цепные темпы роста (в коэффициентах);

Средних темпов роста и прироста. - student2.ru - первый базисный темп роста;

Средних темпов роста и прироста. - student2.ru - последний базисный темп роста.

Между темпами прироста Средних темпов роста и прироста. - student2.ru и темпами роста К существует соотношение Средних темпов роста и прироста. - student2.ru = К - 1, аналогичное соотношение верно и для средних величин.

Контрольная работа №2.

Задача №1.

Имеются данные о реализации продукции (млн. руб.) фирмой “Орион”. Для июля эта фирма состояла из восьми торговых точек, затем появились еще четыре точки.

Месяц
8 торговых точек - - - -
12 торговых точек - - - -

Приведите уровни ряда в сопоставимый вид.

Задача №2.

Имеются следующие данные о валовом сборе овощей в хозяйствах области, млн. ц.:

7,6 9,1 7,8 8,4 9,6

Определить средний уровень валового сбора овощей за пять лет.

Задача №3.

По следующим данным о товарных запасах в розничной сети торгующих организаций города определить величину среднеквартального запаса за 1989г., млн. руб.:

1 января 64,1
1 апреля 57,8
1 июля 60,0
1 октября 63,2
1 января 72,3

Задача №4.

За январь 1990г. произошли следующие изменения в списочном составе работников предприятия, чел.:

состояло по списку на 1.01.90г.
выбыло с 5.01.90г.
зачислено с 12.01.90г.
зачислено с 26.01.90г.

Определить среднедневную списочную численность работников предприятия за январь 1990г.

Задача №5.

Используя взаимосвязь показателей динамики, определите уровни ряда добычи нефти и недостающие в таблице цепные показатели динамики:

    Добыча   Цепные показатели динамики
Год нефти, млн.т абсолют. прирост, млн.т. темп роста, % темп прироста, % абс.значение 1% прироста
- - - -
       
    106,1    
      7,25  
         
      4,59
    105,9    
       
         
      5,72


Задача №6

Используя взаимосвязь показателей динамики, определите уровни ряда и недостающие в таблице базисные показатели динамики:

  Производство эл.энергии   Базисные показатели динамики
Год млрд. кВт.ч. абсолют. прирост, темп роста, % темп прироста, %
- - -
     
    115,6  
      23,9
    131,7  
     
    149,9  
      55,2
     
    167,2  

Продолжение контрольной работы №2 на странице 19.

Определение в рядах динамики

Общей тенденции развития.

Определение уровней ряда динамики на протяжении длительного периода времени обусловлено действием ряда факторов, которые неоднородны по силе и направлению воздействия, оказываемого на изучаемое явление.

Рассматривая динамические ряды, пытаются разделить эти факторы на постоянно действующие и оказывающие определяющее воздействие на уровни ряда, формирующие основную тенденцию развития, и случайные факторы, приводящие к кратковременным изменениям уровней ряда динамики. Наиболее важна при анализе ряда динамики его основная тенденция развития, но часто по одному лишь внешнему виду ряда динамики ее установить невозможно, поэтому используют специальные методы обработки, позволяющие показать основную тенденцию ряда. Методы обработки используются как простые, так и достаточно сложные. Простейший способ обработки ряда динамики, применяемый с целью установления закономерностей развития - метод укрупнения интервалов.

Суть метода в том, чтобы от интервалов, или периодов времени, для которых определены исходные уровни ряда динамики, перейти к более продолжительным периодам времени и посмотреть, как уровни ряда изменяются в этом случае.

Пример.

Данные о реализации молочной продукции в магазинах города по месяцам представлены таблицей (в тоннах)

месяц
январь 5,3 5,3 5,4
февраль 5,3 5,1 5,2
март 7,9 8,3 8,2
апрель 8,2 9,0 9,3
май 9,8 9,5 10,1
июнь 12,5 13,0 13,1
июль 11,8 12,2 12,5
август 10,3 10,4 10,8
сентябрь 8,2 8,0 8,3
октябрь 6,5 6,6 6,8
ноябрь 5,4 5,5 5,7
декабрь 5,5 5,5 5,6
итого за год 96,7 98,4

Исходные уровни ряда динамики подвержены сезонным изменениям; для определения общей тенденции развития переходят от ежемесячных уровней к годовым уровням:

1987г. - 96,7 тонн

1988г. - 98,4 тонн

1989г. - 101 тонна

Эти цифры, полученные в результате перехода к годовым уровням ряда динамики, показывают общую тенденцию роста реализации молочной продукции.

Другой способ определения тенденции в ряду динамики —метод скользящих средних. Суть метода заключается в том, что фактические уровни ряда заменяются средними уровнями, вычисленными по определённому правилу, например:

Средних темпов роста и прироста. - student2.ru — исходные или фактические уровни ряда динамики заменяются средними уровнями:

Средних темпов роста и прироста. - student2.ru

Средних темпов роста и прироста. - student2.ru

Средних темпов роста и прироста. - student2.ru

...

...

...

Средних темпов роста и прироста. - student2.ru

В результате получается сглаженный ряд, состоящий из скользящих пятизвенных средних уровней Средних темпов роста и прироста. - student2.ru . Между расположением уровней Средних темпов роста и прироста. - student2.ru и Средних темпов роста и прироста. - student2.ru устанавливается соответствие:

Средних темпов роста и прироста. - student2.ru

— — Средних темпов роста и прироста. - student2.ru — — ,

сглаженный ряд короче исходного на число уровней Средних темпов роста и прироста. - student2.ru , где k - число уровней, выбранных для определения средних уровней ряда.

Сглаживание методом скользящих средних можно производить по четырём, пяти или другому числу уровней ряда, используя соответствующие формулы для усреднения исходных уровней.

Полученные при этом средние уровни называются четырёхзвенными скользящими средними, пятизвенными скользящими средними и т.д.

При сглаживании ряда динамики по чётному числу уровней выполняется дополнительная операция, называемая центрированием, поскольку, при вычислении скользящего среднего, например по четырём уровням, Средних темпов роста и прироста. - student2.ru относится к временной точке между моментами времени, когда были зафиксированы фактические уровни Средних темпов роста и прироста. - student2.ru и Средних темпов роста и прироста. - student2.ru . Схема вычислений и расположений уровней сглаженного ряда становится сложнее:

Средних темпов роста и прироста. - student2.ru ... — исходные уровни;

— — Средних темпов роста и прироста. - student2.ru ... — сглаженные уровни;

— — Средних темпов роста и прироста. - student2.ru ... — центрированные сглаженные уровни;

Средних темпов роста и прироста. - student2.ru Средних темпов роста и прироста. - student2.ru .

Метод скользящих средних не позволяет получить численные оценки для выражения основной тенденции в ряду динамики, давая лишь наглядное графическое представление (пример 1).

Пример.

Таблица 1.

Годы Валовый сбор хлопка-сырца, млн. т. Скользящая средняя по 5 уровням
4,3
4,5
4,3 4,72
5,2 5,00
5,3 5,30
5,7 5,64
6,0 5,78
6,0 5,86
5,9 6,10
5,7 6,32
6,9 6,58
7,1 6,94
7,3 7,48
7,7 7,68
8,4 7,92
7,9 8,22
8,3 8,38
8,8 8,54
8,5 8,94
9,2 9,18
9,9 9,30
9,6
9,3

На рис. 1 показан график, построенный по данным о валовом сборе хлопка-сырца в стране за ряд лет наблюдения и по расчетным данным, представленным в таблице 1.

Средних темпов роста и прироста. - student2.ru

Рис. 1. Валовый сбор хлопка - сырца.

Наиболее совершенным способом определения тенденции развития в ряду динамики является метод аналитического выравнивания. При этом методе исходные уровни ряда динамики Средних темпов роста и прироста. - student2.ru заменяются теоретическими или расчетными Средних темпов роста и прироста. - student2.ru , которые представляют из себя некоторую достаточно простую математическую функцию времени, выражающую общую тенденцию развития ряда динамики. Чаще всего в качестве такой функции выбирают прямую, параболу, экспоненту и др.

Например, Средних темпов роста и прироста. - student2.ru ,

где Средних темпов роста и прироста. - student2.ru - коэффициенты, определяемые в методе аналитического выравнивания;

Средних темпов роста и прироста. - student2.ru - моменты времени, для которых были получены исходные и соответствующие теоретические уровни ряда динамики, образующие прямую, определяемую коэффициентами Средних темпов роста и прироста. - student2.ru .

Расчет коэффициентов Средних темпов роста и прироста. - student2.ru ведется на основе метода наименьших квадратов:

Средних темпов роста и прироста. - student2.ru Средних темпов роста и прироста. - student2.ru

Если вместо Средних темпов роста и прироста. - student2.ru подставить Средних темпов роста и прироста. - student2.ru (или соответствующее выражение для других математических функций), получим:

Средних темпов роста и прироста. - student2.ru

Это функция двух переменных Средних темпов роста и прироста. - student2.ru (все Средних темпов роста и прироста. - student2.ru и Средних темпов роста и прироста. - student2.ru известны), которая при определенных Средних темпов роста и прироста. - student2.ru достигает минимума. Из этого выражения на основе знаний, полученных в курсе высшей математики об экстремуме функций n переменных, получают значения коэффициентов Средних темпов роста и прироста. - student2.ru .

Для прямой:

Средних темпов роста и прироста. - student2.ru

Средних темпов роста и прироста. - student2.ru

где n — число моментов времени, для которых были получены исходные уровни ряда Средних темпов роста и прироста. - student2.ru .

Если вместо абсолютного времени Средних темпов роста и прироста. - student2.ru выбрать условное время таким образом, чтобы Средних темпов роста и прироста. - student2.ru , то записанные выражения для определения Средних темпов роста и прироста. - student2.ru упрощаются:

Средних темпов роста и прироста. - student2.ru Средних темпов роста и прироста. - student2.ru

Пример.

Нечетное число уровня ряда.

абсолютное время
-3 -2 -1 условное время

Чётное число уровней ряда.

абсолютное время
-7 -5 -3 -1 условное время

В обоих случаях Средних темпов роста и прироста. - student2.ru .

Пример.

Выполняется аналитическое выравнивание ряда, отражающего производство стали в стране по годам (млн. т).

141,3 144,8 146,7 151,5 149,0

В качестве математической функции, отражающей тенденцию развития, выбирается прямая Средних темпов роста и прироста. - student2.ru , определение Средних темпов роста и прироста. - student2.ru производится для условного времени, в результате Средних темпов роста и прироста. - student2.ru , Средних темпов роста и прироста. - student2.ru .

Год Производство стали Средних темпов роста и прироста. - student2.ru Условное время Средних темпов роста и прироста. - student2.ru Теоретические уровни Средних темпов роста и прироста. - student2.ru
141,3 -2 142,2
144,8 -1 144,4
146,7 146,7
151,5 148,9
149,0 151,1

Наши рекомендации