Пункт диспетчера посадки (ПДП)

Диспетчер ПДП принимает управление движением ВС в районе 4го разворота на установленном рубеже по азимуту и дальности в зависимости от выбранной КВС системы захода на посадку.

При заходе на посадку по РМС, угломерно-дальномерным и другим системам в автоматическом или в директорном режимах диспетчер ПДП:

v передает ЭВС удаление от начала ВПП и положение относительно предпосадочной прямой (после выхода из 4го разворота);

v сообщает ЭВС о подходе ВС к глиссаде (за 400-600 м до входа);

v получает от ЭВС доклад о входе ВС в глиссаду и начале снижения, о выпуске шасси и готовности к посадке;

v непрерывно контролирует движение ВС по индикатору ПРЛ относительно установленной траектории и в случае отклонения ВС относительно курса или глиссады информирует ЭВС о величине этих отклонений;

v с получением от диспетчера СДП доклада «Полоса свободна», дает разрешение ЭВС на посадку;

v сообщает ЭВС удаление от начала ВПП 500 м (при наличии возможности);

При отклонениях ВС от курса и глиссады на участке траектории от ДПРМ до БПРМ за пределы, превышающие предельно допустимые – информировать экипаж.

При заходе на посадку по РСП или РСП+ОСП диспетчер ПДП:

v обеспечивает соответствующими командами выполнение 4го разворота и выход ВС на заданную траекторию полета (если ВС вышло с отклонением);

v при отклонениях ВС от курса или от глиссады на предпосадочной прямой дает ЭВС команду для выхода на заданную траекторию;

v передает информацию и указания по выдерживанию заданной траектории полета с паузами между сообщениями, чтобы обеспечить экипажу выход на связь;

v информирует ЭВС о подходе ВС к глиссаде (за 400-600 м), дает команду на снижение;

v получает от ЭВС доклад о выпуске шасси и готовности к посадке;

v с получением от диспетчера СДП доклада «Полоса свободна», дает экипажу разрешение на посадку;

v до пролета ВС ДПРМ передает ЭВС информацию об удалении от начала ВПП не реже чем через 2 км, а после пролета ДПРМ – 1 км;

v при отклонениях ВС от курса и глиссады на участке от ДПРМ до БПРМ за пределы, превышающие предельно допустимые, дает команду ЭВС об уходе на второй круг;

v сообщает ЭВС удаление 500 м;

При наличии работоспособных систем ОСП и РМС диспетчер обязан их включить.

При полете ВС от ТВГ до посадки ЭВС принимает указания и информацию диспетчера ПДП по выдерживанию заданной траектории относительно курса и глиссады без подтверждения.

Указания о разрешении (запрещении) снижения и посадки подтверждаются обязательно.

При получении от ЭВС данных о погоде менее установленного минимума диспетчер ПДП должен немедленно уточнить у метеонаблюдателя фактическую погоду, которой руководствуются в дальнейшем.

ПРЛ должен включаться и использоваться для контроля за заходом на посадку:

v в аварийных ситуациях и по требованию ЭВС независимо от метеоусловий и времени суток;

v ВС 1, 2, и 3 класса днем и ночью при ВНГО ≤ высоте полета по кругу и (или) видимости менее 5 км.

При включенном ПРЛ фотоконтроль обязателен.

При заходе ВС на посадку по РМС, угломерно-дальномерным системам, ОСП и другим системам с контролем захода по ОРЛ-А диспетчер ПДП:

v после выхода ЭВС на связь в районе 4го разворота передать ему удаление ВС от начала ВПП и положение относительно предпосадочной прямой;

v информирует ЭВС об удалении ВС от начала ВПП (до пролета ДПРМ) в случае отклонения ВС от предпосадочной прямой и/или по запросу ЭВС, сообщает ему удаление и сторону уклонения (правее, левее) с учетом технических возможностей ОРЛ-А;

v сообщает ЭВС о подходе ВС к глиссаде;

v получает от ЭВС доклад о выпуске шасси и готовности к посадке до пролета ДПРМ;

v при нахождении ВС на предварительном и/или исполнительном старте информирует ЭВС, заходящего на посадку ВС, об удалении до ВПП в интервале от точки входа в глиссаду до ДПРМ не менее, чем через 2 км;

v с получением от диспетчера СДП доклада: «Полоса свободна», дает ЭВС разрешение на посадку.

При заходе ВС по РМС, угломерно-дальномерным системам или приводным (ОСП) без контроля по ОРЛ-А и/или ПРЛ диспетчер ПДП:

v подтверждает доклады ЭВС о начале выполнения 4го разворота, начале снижения, выпуске шасси и готовности к посадке до пролета ДПРМ;

v с получением от диспетчера СДП доклада: «Полоса свободна», дает ЭВС разрешение на посадку.

При заходе ВС на посадку с использованием отдельной приводной (ОПРС) диспетчер ПДП:

v после выхода ВС на связь в районе 4го разворота передать ему удаление и положение относительно предпосадочной прямой (левее, правее);

v сообщить ЭВС о подходе ВС к глиссаде;

v после получения от ЭВС доклада о выпуске шасси и готовности к посадке и доклада диспетчера СДП «ВПП свободна», дает ЭВС разрешение на посадку.

При погоде ниже минимума аэродрома и (или) возникновении других опасных явлений погоды диспетчер ПДП запрашивает у ЭВС решение, напоминая ему, что погода ниже минимума аэродрома и (или) имеются другие опасные явления погоды.

Если ЭВС примет решение произвести посадку, диспетчер ПДП по согласованию с РП дает разрешение на посадку, которое означает, что:

Ø поверхность ВПП отвечает требованиям ФАП;

Ø в ВП на пути снижения ВС нет препятствий, угрожающих БП;

Ø на предпосадочной прямой отсутствует угроза нарушения безопасного интервала между ВС;

Ø от диспетчера СДП поступил доклад о том, что летная полоса свободна;

Ø при заходе на посадку по РСП или РСП+ОСП отклонения ВС по курсу и (или) глиссаде на участке предпосадочной прямой между ДПРМ и БПРМ не превышают предельно допустимые.

Диспетчер ПДП обязан получить доклад ЭВС о готовности к посадке и дать разрешение на посадку:

Ø при заходе на посадку по ППП – до пролета ДПРМ;

Ø при заходе на посадку по правилам ВЗП и ПВП – при довороте на посадочный курс (на предпосадочной прямой).

В зависимости от сложившейся ситуации (занятость ВПП, изменение погодных условий и др.) диспетчер ПДП информирует об этом экипаж и сообщает: «Посадка дополнительно». В этом случае разрешение на посадку должно быть дано не позднее пролета ВС ВПР/МВС, но не менее 1000 м от порога ВПП.

При нахождении ВС на исполнительном старте диспетчер ПДП, начиная с удаления 6 км до 4 км, дает через 1 км отсчет удаления заходящего ВС на посадку.

В случае если заходящее на посадку ВС достигло удаления 4 км (ДПРМ или более – в соответствии с ИПП), а находящееся на исполнительном старте ВС не начало разбег, диспетчер СДП запрещает взлет, а диспетчер ПДП (ДПК МВЛ) дает команду заходящему на посадку ВС об уходе на второй круг.

В случае получения от РП (старшего диспетчера) или АМСГ информации, отличающейся от переданной по АТИС или MB каналу, диспетчер ПДП обязан немедленно передать ее ЭВС.

При запросе ЭВС разрешения на занятие исполнительного старта диспетчер ПДП передает диспетчеру СДП информацию о типах и удалениях ВС, заходящих на посадку или об их отсутствии.

КВС предоставляется право выполнения повторных заходов на посадку, если:

Ø аэронавигационный запас топлива (Qанз) после повторного захода обеспечивает уход на запасной аэродром с ВПР/МВС;

Ø скорость ветра у земли с учетом его направления и порывов, а также состояние поверхности ВПП и значение коэффициента сцепления не превышают установленных ограничений;

Ø видимость на ВПП (видимость) не менее минимума;

Ø ВНГО (вертикальная видимость) не ниже минимума;

Ø состояние ВПП соответствует установленным требованиям.

Повторный заход на посадку ВС 1 и 2-го класса по минимуму I категории разрешается при ВНГО (вертикальной видимости) не менее 3/4 ВПР, а по минимуму II и III категорий – независимо от высоты нижней границы облаков (вертикальной видимости) при соответствии других требований.

При посадке преимущество предоставляется ВС:

Ø выполняющим экстренную посадку;

Ø в случае ухудшения метеоусловий – с более высоким минимумом для захода на посадку;

Ø с остатками топлива на меньшую продолжительность полета;

Ø выполняющие полеты по оказанию срочной медицинской помощи населению;

Ø выполняющими полет в составе одной группы;

Ø с пассажирами.

При необходимости направления ВС на запасной аэродром диспетчер ПДП:

v уточняет минимум КВС и остаток топлива;

v получает подтверждение о технической готовности запасных аэродромов к приему ВС;

v уточняет фактическую и прогнозируемую погоду на запасных аэродромах;

v сообщает эти сведения ЭВС и рекомендует аэродром посадки.

После принятия КВС решения о следовании на выбранный запасной аэродром:

v сообщает ЭВС о готовности запасного аэродрома к приему ВС;

v согласовывает с соответствующими органами УВД маршрут и эшелон (высоту) полета, сообщает их ЭВС;

v сообщает КВС по его запросу маршрут (высоту), погоду по трассе и другие данные;

v передает диспетчеру смежного диспетчерского пункта необходимые данные о ВС, направленном на запасной аэродром;

v осуществляет контроль за движением ВС до момента передачи УВД диспетчеру смежного диспетчерского пункта.

По требованию КВС полет на запасной аэродром обеспечивается с оптимальным профилем и при необходимости по кратчайшему расстоянию.

При отсутствии автоматической передачи АТИС (VOLMET) или по запросу ЭВС диспетчер обязан сообщить ЭВС фактическую и прогнозируемую погоду на запасном аэродроме.

Наши рекомендации