Полет в условиях атмосферной турбулентности и сильной болтанки

Экипаж самолета при выполнении предполетной подготовки обязан определить зоны возможной атмосферной турбулентности по маршруту и сильной болтанки в пунктах взлета и посадки. При пролете контрольных пунктов экипаж самолета должен сообщить диспетчеру об условиях полета на пройденном участке маршрута. При наличии на высоте полета мощной кучевой облачности запросить у диспетчера разрешение на изменение высоты или мар­шрута полета, чтобы обеспечить ее обход. Категорически запре­щается входить в мощную кучевую и кучево-дождевую облачность или обходить ее низом в горной местности.

При полете в слоистой облачности, где наблюдаются большие помехи радиосвязи и неустойчивые показания АРК, что свиде­тельствует о развитии в этой облачности грозовой деятельности, запросить разрешение на полет выше верхней кромки облачности.

При наличии в пунктах взлета и посадки грозового положения с мощной кучевой облачностью, вход в которую категорически за­прещается при наборе высоты и заходе на посадку, снижение и набор высоты следует производить по согласованию с диспетче­ром в районе, где отсутствует такая облачность.

При полетах в облачности с исправным бортовым радиолока­тором или при радиолокационном контроле с земли разрешается:

— обход стороной грозового фронта на высоте эшелона с уда­лением от засветок не менее 15 км;

— пересечение грозового фронта на высоте эшелона с прохо­дом между засветками на расстоянии не менее 25 км от очагов с каждой стороны;

— пересечение грозового фронта на допустимой высоте полета; с превышением не менее 500 м над верхней границей облаков.

Визуальный полет под облачностью разрешается выполнять без захода в облачность и зону осадков на высотах, безопасных для полета в данной местности, по согласованию с диспетчером.

Выполнять полеты по воздушным трассам, расположенным над. горными районами, запрещается в следующих случаях:

— при наличии на трассе фронтальных облачных систем с гро­зовыми и ливневыми очагами, обход которых не обеспечивается из-за рельефа;

— ниже 900 м над наивысшей точкой рельефа в горной мест­ности, если наблюдаются нисходящие потоки воздуха и для вы­держивания горизонтального полета требуется увеличение режима работы двигателей до номинального.

Для выхода из зоны атмосферной турбулентности, обусловлен­ной струйными течениями, достаточно иногда изменить высоту по­лета на 300—500 м или временно отклониться от маршрута полета по согласованию с диспетчером.

При подходе к зоне возможной болтанки экипаж обязан:

— находиться на своем рабочем месте. Ремни должны быть плотно подогнаны и пристегнуты;

— дать команду пассажирам пристегнуться ремнями;

— выключить автопилот, если он был включен;

— установить скорость полета по прибору 350—400 км/ч;

— вход в облака производить на установившемся режиме.

При пилотировании в условиях болтанки не следует реагиро­вать рулями на каждое движение самолета. Полет выполнять с полузажатым управлением, пилотировать самолет по средним показаниям авиагоризонтов, не допуская резких кренов и резких движений штурвалом.

Развороты выполнять на исходной скорости, с креном не бо­лее 15°.

При правильных и своевременных действиях экипажа при по­падании самолета в сильный порыв непроизвольное сваливание самолета исключается.

При резком броске с увеличением (уменьшением) высоты по­лета, вызванном мощным восходящим (нисходящим) потоком, не допускать уменьшения скорости полета и снижения режима рабо­ты двигателей в случае увеличения высоты и увеличения режима работы двигателей при нисходящем броске.

При интенсивном подъеме самолета с одновременным перехо­дом на пикирование, вызванном восходящим потоком большой протяженности, необходимо удерживать самолет в исходном ре­жиме, не препятствовать подъему самолета и не переводить его в режим еще большего пикирования. При интенсивном снижении са­молета, вызванном мощным нисходящим потоком, необходимо са­молет удерживать в исходном положении, не препятствовать сни­жению путем перевода самолета на кабрирование, если высота не позволяет увеличить режим работы двигателей, чтобы самолет не снизился ниже безопасной высоты. Непрерывно следить за скоро­стью, не допускать большого отклонения от исходного режима.

При выполнении захода на посадку в условиях сильной бол­танки рекомендуется выдерживать те же скорости полета по прямоугольному маршруту, что и в нормальных условиях. Довыпуск закрылков в посадочное положение производить при пролете БПРМ при полной уверенности в посадке, скорость планирования по глиссаде выдерживать на 10—15 км/ч больше рекомендованных для нормальных условий.

Примечание.Если по орографическим особенностям данного аэродрома при за­ходе на посадку наблюдаются нисходящие потоки, то по усмотрению командира ВС посадку можно производить с закрылками, выпущенными на 20°.

При попадании самолета на планировании по глиссаде в ин­тенсивный нисходящий поток, приводящий к увеличению вертикальной скорости снижения более 5 м/с, необходимо установить двигателям взлетный режим и уйти на второй круг.

ОСОБЫЕ СЛУЧАИ ПОСАДКИ

Во всех случаях, при ненормальном положении шасси, в за­висимости от метеоусловий, длины и состояния ВПП, по решению командира ВС посадку можно производить на фюзеляж, так как из-за большого поперечного V крыла (5°30') практически наблюда­ются небольшие поломки фюзеляжа, корневой части крыла и за­крылков. В случае посадки с неполностью выпущенным шасси мо­гут создаться следующие положения.

ПОСАДКА С НЕВЫПУЩЕННОЙ ПЕРЕДНЕЙ ОПОРОЙ САМОЛЕТА

Посадку производить на подготовленную грунтовую полосу с выпущенными в посадочное положение закрылками, создав по воз­можности предельно заднюю центровку самолета. На выдержива­нии перед приземлением самолета выключить боковые двигатели. В процессе пробега максимально использовать все средства, спо­собствующие возникновению кабрирующего момента (руль высо­ты, реверс среднего двигателя, управление стабилизатором), и плавно тормозить, пока сохраняется эффективность руля высоты. Перед опусканием носа самолета прекратить торможение, выклю­чить реверс, выключить средний двигатель и обесточить самолет. В случае возникновения пожара принять все меры к его ликви­дации и эвакуации пассажиров и членов экипажа.

ПОСАДКА С НЕВЫПУЩЕННОЙ ОСНОВНОЙ ОПОРОЙ САМОЛЕТА

При невыпуске одной основной опоры посадку следует выпол­нять на подготовленную грунтовую полосу. Перед посадкой целе­сообразно (если не ухудшается погода и не наступает ночное вре­мя) уменьшить массу самолета выработкой топлива с таким рас­четом, чтобы к ВПР его было достаточно для ухода на запасный аэродром.

Заход на посадку и посадку выполнять по обычной схеме. Вы­равнивание и выдерживание самолета производить с креном в сто­рону выпущенной основной опоры.

На выдерживании перед приземлением командир ВС должен дать команду бортмеханику выключить двигатели, закрыть пожар­ные краны, второму пилоту выключить преобразователи и акку­муляторы. После приземления плавно опустить колесо передней опоры, отклонить штурвал в сторону выпущенной основной опоры и удерживать самолет элеронами от опускания на крыло. Выдер­живая направление, стараться как можно дольше удерживать са­молет от опускания на крыло. В процессе пробега в момент опус­кания самолета на крыло в сторону невыпущенной основной опо­ры затормозить полностью колесо основной опоры. После оста­новки самолета принять все меры для эвакуации пассажиров.

ПОСАДКА НА ФЮЗЕЛЯЖ

Если всеми принятыми мерами выпустить шасси не удалось, посадку произвести на фюзеляж. Во всех случаях посадки на фю­зеляж переднюю стойку с механического замка не снимать. Посад­ку с невыпущенным шасси выполнять на грунтовую полосу с ми­нимально возможной посадочной массой самолета.

При выполнении посадки бортмеханик должен покинуть каби­ну экипажа и занять свободное пассажирское кресло, а при отсут­ствии его — сесть на пол.

ПОСАДКА НА ФЮЗЕЛЯЖ С ОТКЛОНЕННЫМИ ЗАКРЫЛКАМИ

Посадку на фюзеляж производить с отклоненными в посадоч­ное положение закрылками. Перед выпуском закрылков отклю­чить звуковой сигнал выключателем «ОТКЛ. ЗВУК. ЗАКР. ШАС­СИ».

При заходе на посадку выдерживать те же скорости полета, что и при обычном заходе с выпущенным шасси. При расчете на посадку необходимо учитывать уменьшение лобового сопротивле­ния самолета за счет убранного шасси, не допуская пролета тор­ца полосы на высоте более 10 м и превышения рекомендуемой скорости захода на посадку для данной посадочной массы само­лета.

В процессе выравнивания по команде командира ВС выклю­чить двигатели, закрыть, пожарные краны, выключить генерато­ры, преобразователи и аккумуляторы. При выполнении посадки ночью с включенными фарами аккумуляторы выключить после приземления самолета.

Посадку выполнять так же, как и с выпущенным шасси. Дли­на «пробега» самолета на грунтовой полосе составляет 400— 500 м, на заснеженной полосе — 600—800 м, длина воздушного участка посадочной дистанции с высоты 15 м до касания летной полосы — 600—700 м.

После остановки самолета принять все меры для эвакуации пассажиров.

ПОСАДКА НА ФЮЗЕЛЯЖ С НЕВЫПУЩЕННЫМИ ЗАКРЫЛКАМИ

Если закрылки не выпускаются (в случае отказа основной и аварийной гидросистем), посадку произвести с убранными за­крылками. Рекомендуется перед заходом на посадку выполнить контрольный заход с уходом на второй круг для оценки особен­ностей полета самолета по глиссаде в этой конфигурации и рас­чета на посадку.

Четвертый разворот с невыпущенными закрылками выполнять на скорости полета не менее 250 км/ч.

Скорость полета самолета по глиссаде на режиме малого га­за двигателей составляет 230—240 км/ч. Эту скорость следует выдерживать постоянной до пролета БПРМ.

В момент пролета БПРМ выключить средний двигатель. В дальнейшем уменьшить скорость полета таким образом, чтобы пройти торец летной полосы на высоте 10 м при скорости полета 220—230 км/ч для посадочных масс соответственно 13—14 т.

При принятии решения о посадке необходимо в момент проле­та начала летной полосы выключить двигатели. В процессе вы­равнивания закрыть пожарные краны, выключить преобразова­тели, генераторы и аккумуляторы. При выполнении посадки ночью с включенными фарами аккумуляторы выключить после призем­ления самолета.

Посадку выполнять так же, как и с выпущенным шасси; ско­рость приземления 190—200 км/ч. Приземление на меньшей ско­рости нецелесообразно, т. к. за время снижения скорости, напри­мер, на 10 км/ч самолет пролетит 300—350 м. Кроме того, при­земление на меньшей скорости (с большим углом тангажа) может сопровождаться «хлыстом», т. е. резким опусканием носа самоле­та после касания летной полосы задней частью фюзеляжа.

В процессе движения по грунту следует использовать руль на­правления и элероны для сохранения направления движения и удержания самолета от преждевременного заваливания на крыло.

Длина воздушного участка посадочной дистанции с высоты 15 м до касания летной полосы составляет 1000—1200 м; длина «пробега» на грунтовой полосе — 700—800 м, на заснеженной по­лосе — 1100—1200 м.

После остановки самолета принять все меры для эвакуации пассажиров.

Примечания:1. При необходимости посадки на относительно короткую полосу (но не короче 1500 м) днем, в простых метеоусловиях (заход по ПВП) допускается осуществлять заход на посадку по глиссаде, выдерживая постоянную скорость 220 км/ч (при полетной массе 13 т) до начала вырав­нивания. В этом случае четвертый разворот можно выполнять на большем, чем обычно, удалении или на меньшей высоте. Выравнивание следует начать на удалении 300—500 м от начала летной полосы с таким расчетом, чтобы пройти торец полосы на высоте примерно 5 м. Двигатели выключить в момент пролета начала летной полосы. В остальном действия экипажа — согласно РЛЭ.

2. Не допускать резких перемещений РУД (увеличения тяги) при полете по глиссаде, так как это может привести к чрезмерному увеличению скоро­сти захода на посадку.

3. При выполнении посадки с убранными закрылками и шасси необходимо учитывать некоторое ухудшение обзора из кабины, особенно при вырав­нивании самолета перед посадкой, так как полет по глиссаде и посадка выполняются на углах атаки, больших, чем обычно.

ВЫНУЖДЕННАЯ ПОСАДКА НА СУШУ ВНЕ АЭРОДРОМА

По решению командира ВС посадка выполняется с выпущен­ным шасси или на фюзеляж в зависимости от метеоусловий и вы­бранной площадки. Перед посадкой уменьшить массу самолета выработкой топлива или аварийным сливом топлива (на самоле­тах, оборудованных такой системой), подготовить аварийные вы­ходы, проинструктировать пассажиров, разгерметизировать ка­бину.

Заход на посадку производить визуально на режимах, рекомен­дованных Руководством по летной эксплуатации. На глиссаде бортмеханик должен покинуть кабину экипажа и занять свобод­ное пассажирское кресло, а при отсутствии его — сесть на пол.

При посадке без шасси выравнивание самолета следует начи­нать ниже обычного (конец выравнивания будет несколько ниже обычного). Приземление самолета производить на рекомендован­ной скорости и без крена.

Наличие крена самолета приведет к касанию одним крылом земли и, как следствие, возможен резкий разворот самолета в сто­рону опущенного крыла. Перед приземлением выключить двига­тели, закрыть пожарные краны и выключить аккумуляторы.

Экипаж должен быть готов к использованию аварийных выхо­дов или к прорубанию обшивки фюзеляжа в случае необходи­мости.

В случае возникновения пожара в процессе посадки принять все меры к его ликвидации и быстрой эвакуации пассажиров и членов экипажа.

Если вынужденная посадка вне аэродрома выполняется в ус­ловиях ограниченной видимости, ночью, то экипаж должен опре­делить курс посадки в направлении местности, более благоприят­ной для посадки. Планирование осуществлять с вертикальной ско­ростью Vу = 0,5—1 м/с. Вести контроль за высотой, отсчет вести по радиовысотомеру. При появлении препятствий, угрожающих безопасной посадке, отвернуть самолет в сторону или уйти на второй круг.

ВЫНУЖДЕННАЯ ПОСАДКА НА ВОДУ

При посадке на воду экипаж должен приготовить все имеющи­еся на борту плавсредства. При принятии решения о посадке наводу командир ВС должен, по возможности, определить и учесть силу и направление ветра.

Посадку производить против ветра, по возможности ближе к береговой черте или к кораблям при ветре больше 12 м/с. В усло­виях неспокойного моря, при ветре до 12 м/с, посадку произво­дить в направлении, параллельном гребню волны, не считаясь с направлением ветра.

Заход на посадку и посадку необходимо производить с убран­ным шасси и закрылками, отклоненными на 20°. В момент посадкине следует допускать крена, так как при касании воды крылом; возможен резкий разворот самолета. Приводнение производить на, возможно минимальной скорости на Vпр = 165—180 км/ч.

В начале выравнивания перед приводнением необходимо вы­ключить двигатели, закрыть пожарные краны, выключить аккуму­ляторы. Перед посадкой разгерметизировать самолет, а после по­садки определить уровень воды по отношению к нижним порогам боковой двери и аварийным выходам, чтобы организовать эвакуа­цию пассажиров и членов экипажа на плавсредства.

В сложных метеорологических условиях, при отсутствии види­мости, посадку производить по приборам при вертикальной ско­рости снижения перед приводнением 0,5—1 м/с. В лунную ночь по­садку следует производить в направлении на луну.


Наши рекомендации