Роль органов чувств и двигательной сферы в процессе ориентировки

Зрение, слух, обоняние и др. виды чувствительности входят в состав чувственного познания, разные уровни которого – ощущение, восприятие и представления – образуют его структуру. Состав и структура чувственного познания характеризуют сенсорную организацию человека.

Нарушения деятельности зрительного анализатора приводят к перестройке у слепых и слабовидящих взаимоотношений анализаторов, образованию новых внутри- и межанализаторных связей, к относительному или полному (при тотальной слепоте) доминированию иных, чем у зрячих, анализаторных систем.

У нормально видящих предметы и явления окружающего мира воспринимаются визуально. При нарушенном зрении сужается поле и снижается точность и дифференцированность восприятия пространства и, соответственно, пространственных представлений. Кроме того, значительно ограничивается возможность воспринимать мир дистантно. Это не исключает, но затрудняет формирование навыков пространственной ориентировки. В этой связи нарушение зрительной функции, играющей ведущую роль в ориентировке зрячих, выдвигает на первый план у слепых другие анализаторы.

Ведущая роль того или иного органа чувств в ориентировке детей с нарушенным зрением определяется характеристикой самого пространства (его протяжённостью, заполненностью), а также степенью нарушения зрения. Так, дети, имеющие значительные остатки зрения, широко опираются на них в процессе ориентировки. Развитие пространственного зрения у детей в процессе коррекционной работы позволяет им видеть форму предметов объёмно и отличать на расстоянии друг от друга те или иные предметы, ориентируясь на них при передвижении.

При глубоких нарушениях зрения важную роль в ориентировке приобретают слуховые ощущения. Нарушение зрения не ведёт к понижению слуховых ощущений (речевых, звуковых, шумовых). Слух слепых развивается в целом нормально и при условии его активного применения обеспечивает мобильность, способность с наибольшим эффектом перемещаться в пространстве, усваивать пространственные характеристики.

У слепых и слабовидящих звуковые ощущения и восприятие, полученные благодаря сохранному слуху, имеют не только предметное, но и сигнальное значение. По колебаниям тембра голоса, его интонации на расстоянии или вблизи слепые узнают настроение, характер собеседника. Звук, изданный упавшим предметом, является своеобразным сигналом для выбора направления движения в пространстве.

Повышение слуховой чувствительности при нарушенном зрении возникает благодаря более активной работе слухового анализатора вследствие усиленной тренировки, обучению ориентировке с опорой на речевые и неречевые сигналы. Использование слуха позволяет детям с нарушенным зрением локализовать источник звука в пространстве, установить местонахождение предмета, его характеристики.

У слепых важную роль играют кожный анализатор. С помощью кожной чувствительности дети с нарушенным зрением распознают предметы окружающей действительности, которые служат для данной категории дошкольников ориентирами при передвижении в пространстве.

При воздействии раздражителя на кожу возникают различные ощущения: тактильные, температурные, вибрационные, болевые, которые в той или иной мере используются слепыми при ориентировке в пространстве.

Развитие тактильной чувствительности у слепых детей может в известной мере компенсировать дефект зрения. Благодаря тактильной чувствительности ребёнок воспринимает форму, размеры, фактуру предметов, наполняющих окружающую действительность. Изменение и повышение тактильной чувствительности происходит у слепых не равномерно на всех участках кожи, а лишь на тех, которые наиболее активно задействованы в осязании. Наиболее отчётливо повышение кожной чувствительности проявляется на поверхности кончика языка, шее, на ладонной поверхности пальцев рук.

Помимо повышения остроты осязания, необходимой для пространственной ориентировки, у слепых за счёт тактильной чувствительности имеется повышенная способность дифференцировать термальные и болевые раздражители.

Температурные ощущения дают определённую информацию о месте пребывания ребёнка, но недостаточно полную. При ориентировке в пространстве ребёнок с нарушенным зрением может опираться на предметы, которые имеют как постоянные, так и изменяющиеся температурные характеристики. Температурные ощущения приобретают определённую значимость в познавательной деятельности (например, при характеристике качеств и свойств предметов).

Болевые ощущения выполняют сигнальную функцию, предупреждая об опасности, которая в ряде случаев может возникать при освоении пространства.

Вибрационные ощущения чаще могут быть использованы при ориентации и передвижении в пространстве при помощи технических средств и приспособлений (например, лифт, эскалатор).

Деятельность двигательного анализатора становится у человека ведущей уже на первых этапах жизни. Благодаря данному анализатору возникают статические и кинестетические ощущения.

Статические ощущения отражают положение тела в пространстве. В основе процесса пространственной ориентировки и сохранения равновесия лежит статическая чувствительность. Статические ощущения позволяют принять соответствующую позу при перемещении и ориентировке в пространстве. Статическое чувство индивидуально, поддаётся тренировке, изменяется с возрастом. Становлению статического чувства способствует развитие зрительной и слуховой чувствительности, поэтому на названное чувство негативно влияет отсутствие зрительного контроля за положением тела в пространстве у слепых и слабовидящих с малой остротой зрения.

Важное значение в развитии статического чувства принадлежит движениям головы и шеи. Совместно со зрительным и слуховым анализаторами вестибулярный аппарат выполняет пространственную ориентировку благодаря движениям шеи и головы, которые позволяют ребёнку выбрать удобную позу для осуществления игровой или учебной деятельности. У детей с тотальной слепотой статическая чувствительность повышается в результате тренировок, при обучении ориентированию в пространстве.

В целом же вестибулярный аппарат у слепых и частично видящих информирует головной мозг о положении тела относительно окружающих предметов и при необходимости усиливает статическую чувствительность.

Кинестетическая чувствительность обеспечивает ощущение положения и движения тела и его частей. С помощью кинестетических ощущений человек может контролировать работу рук и ног, оценивать расстояние и направление движения, ощущать усталость своего тела, свойства предметов – массу, упругость, твёрдость. Эти свойства дают определённую необходимую для ориентировки в пространстве информацию.

При нормальном зрении формируется зрительно-моторная координация. На взаимосвязь кинестезии со зрением впервые указал И.М. Сеченов, который назвал двигательный анализатор «дробным анализатором времени и пространства». Чувствительность двигательного анализатора у слепых ниже по сравнению с нормально видящими. В то же время слепые в качестве измерителей используют размеры своего тела, руки, локтя и кисти. Для ориентировки в пространстве дети с нарушенным зрением должны использовать шаги. Мышечно-суставные ощущения, возникающие во время ходьбы, позволяют детям с нарушенным зрением оценивать пройденное расстояние.

Кинестетические ощущения повышают двигательные рабочие функции и осуществляют контрольные функции.

В целом большей частью утраченные зрительные функции замещаются деятельностью тактильного и кинестетического анализаторов. При этом говорить о ведущей роли тактильно-кинестетической чувствительности в ориентировке в пространстве можно лишь в отношении тотально слепых. Что касается слабовидящих, то у них в процессе ориентировки в пространстве ведущая роль принадлежит остаточному зрению. Вместе с тем взаимно дополняя друг друга, объединяясь в процессе восприятия в сложные комплексы, слуховые, кожные, мышечно-суставные, обонятельные, вибрационные, статические, зрительные (у части детей) ощущения достаточно подробно информируют ребёнка с нарушенным зрением об окружающем пространстве, благодаря чему дети при известном навыке могут успешно решать задачи выбора, сохранения направления движения и обнаружения цели.

Наши рекомендации