Система чакр в тибетской тантре

Тонкое тело и все его образования представляют собой чрезвычайно сложный объект. Естественно, каждая традиция описывает его как бы с разных точек зрения, и ни одна полностью, что, по-видимому, и невозможно. Поэтому разные системы представлений о чакрах и тонкоматериальных каналах как бы дополняют друг друга, позволяют глубже проникнуть в суть дела.

В этом отношении тибетская традиция представляет особый интерес. В силу географического положения и ряда других факторов в течение многих столетий Тибет был практически изолирован от окружающего мира. Поэтому там сохранились древнейшие знания, проникшие туда из Индии в первом тысячелетии, и во многом утраченные в самой Индии. Они были дополнены древнейшими эзотерическими представлениями самих тибетцев и в таком виде стали основой одной из глубочайших религиозных и магических традиций нашей планеты. Это и знаменитая тибетская медицина, и разнообразные чудеса, демонстрируемые тибетскими монахами, и высочайшая религиозная практика. И одной из основ всего этого являются тибетские представления о жизненной энергии и образованиях тонкого тела. В частности, на них же основана знаменитая практика пробуждения внутреннего огня Ту-мо, создающая предпосылки для просветления и развивающая такие сверхспособности, как невосприимчивость к жару и холоду, левитация и т. д..

Основой тибетской психоэнергетики является представление о ветрах и красных и белых каплях. Ветры являются силовыми полями, энергиями, пробуждающими движение, противодействующими хаосу. Они могут рассматриваться как аналог праны или негаэнтропии. Именно движение ветров по образованиям тонкого тела (каналам и чакрам) служит основой любого изменения, развития. Белые и красные капли являются субстанциями (плотными и тонкими), зародышами любой структуры, в том числе и вещества. Красные капли наиболее тесно связаны с кровью, энергией огня, они находятся в пупочном центре (чакра Манипура). Белые капли связаны с наследственной субстанцией, спермой и одновременно с высшими тонкими энергиями. Они находятся в макушечном центре (примерно соответствует Сахасраре).

Аналогом индийских чакр на Тибете являются колеса или двери (в переводе с санскрита "чакра" означает "колесо"). Термин дверь используется в связи с метафорой, согласно которой ветер (жизненная энергия) может проникнуть в центральный канал через один из этих центров так же, как человек входит в дом через дверь. Целью большинства тибетских эзотерических практик как раз и является открытие одной из дверей и проникновение ветра в центральный канал. У обычного человека ветры блуждают по системе тонкоматериальных каналов тела, возбуждая связанные с ними органы и соответствующие низменные желания, страсти (жадность, эрос, голод, самость и т.д.). И только переведение ветров в центральный канал освобождает человека от страстей и открывает его сверхспособности. Всего в тибетской традиции выделяют 10 дверей. Их расположение и примерное соответствие индийским чакрам показано на рис. 46. Особенностью является их изображение в горизонтальной плоскости. В этом смысле чакры и колеса (двери) являются разными срезами, проекциями (вертикальной и горизонтальной) одной и той же психоэнергетической системы и дополняют друг друга. Это еще раз демонстрирует многомерность природы психоэнергетических центров.

Система чакр в тибетской тантре - student2.ru

По представлениям тибетцев, центральный канал проходит посередине тела, но немного ближе к позвоночнику, пронизывая центры всех колес. Он начинается в области третьего глаза, поднимается к макушке и затем идет вниз, оканчиваясь в области промежности. Он имеет голубой цвет, а в центре становится ярко-красным, как артериальная кровь. Центральный канал также называется каналом жизни, каналом сознания, Раху. Не трудно заметить его примерное соответствие Сушумне.

Слева и справа от центрального идут два канала, соответствующие Иде и Пингале индусов. Правый канал имеет красный цвет, левый - белый. Они начинаются в соответствующих ноздрях и заканчиваются в промежности, вдоль тела идут параллельно центральному каналу, образуя в четырех точках узлы вокруг него. Примерно от области пупка левый канал слегка отходит от центрального, опять возвращаясь к нему внизу и оканчиваясь в области половых органов. Таким же образом проходит и правый канал, заканчиваясь в области ануса.

Как видно из схемы на рис. 46, узлы образованы в четырех колесах: пупочный центр (Манипура), сердечный центр (Анахата), горловой центр (Вишудха) и макушечный центр. В трех центрах они образуют одинарный узел, и только в сердечном - тройной, именно поэтому сердечному центру придается особое значение. Образуя узел, и левый, и правый каналы сначала огибают центральный спереди.

Очень важной тибетской эзотерической практикой является развязывание узлов. Только это позволяет пробудить зародыши белых и красных капель и дает возможность ветру беспрепятственно двигаться по центральному каналу (этот процесс примерно аналогичен пробуждению Кундалини в индийской йоге).

Главными колесами являются те, где расположены узлы. Как уже говорилось, все они изображаются в горизонтальной плоскости с лепестками (или спицами), обращенными вверх или вниз. Цвет лепестков красный или белый. Их расположение показано на рис. 46. Два колеса - макушечное и пупочное имеют в центре треугольник, остальные - круг.

Если считать от сердечной чакры вверх, то число лепестков удваивается. Так, у сердечного колеса 8 лепестков, горлового - 16, макушечного - 32 и, возвращаясь вниз к пупочному, мы получаем 64. Не трудно увидеть, что эти числа отличаются от Индийской традиции. Только у горловой чакры в обоих случаях то же самое число лепестков. Однако, тут нет противоречия. Дело в том, что эти две традиции описывают одну и ту же систему чакр, но с разных сторон. В индийской тантре мы смотрим на чакры с передней поверхности тела (видим их сечение вертикальной плоскостью). А в тибетской - сверху и видим их горизонтальное сечение. А если вспомнить, что чакра - многомерный объект, все становится на свои места. Представим, что мы смотрим на пирамиду с квадратным основанием. Сверху в горизонтальном сечении мы получим квадрат (4 "лепестка"), а сбоку, разрезав пирамиду вертикальной плоскостью, - треугольник (3 "лепестка").

В центре сердечного колеса находится неуничтожимая капля - вместилище неуничтожимого ветра или души. Этот ветер "дует" из жизни в жизнь, перенося душу человека после очередной смерти к очередному рождению. Он и представляет ту важнейшую нашу часть, которая не исчезает после смерти. Интересно отметить, что практически все традиции нашей планеты помещают душу человека в область сердечного центра.

Потому не случайно, что тройной, самый сложный узел, расположен именно в этом центре. С каждым из восьми лепестков (спиц) сердечного колеса ассоциируется одна из сторон света и первоэлемент (см. рис. 47). От каждого лепестка отходят три канала. Первый - голубого цвета, связанный с сознанием, в основном, содержит ветры. Второй - речи, красного цвета,- красные капли. И третий - тела, белого цвета, - белые капли. Все они заканчиваются в 24 местах тела, образующих телесную мандалу. Каждая из этих 24 зон тела соответствует 24 священным местам нашей планеты, открываемым лишь просвещенным людям. Каждый из 24 каналов разветвляется еще на три, общим числом 72.

Система чакр в тибетской тантре - student2.ru

Каждый из этих - на 1000. Таким образом, образуется 72000 каналов. Контроль над всеми этими каналами, ветрами, каплями, протекающими по ним, является одним из важнейших условий высших эзотерических практик Тибета.

Приложение 2

РОЛЬ ДРЕВНИХ МЕСТ СИЛЫ И МЕГАЛИТИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

С глубокой древности известны представления о нашей планете как живом, одухотворенном существе. Естественно, что во времена вульгарного материализма все это объявлялось глупыми предрассудками и сказками. Во многом нынешний экологический и духовный кризис является следствием отношения к Земле как к огромному складу, источнику сырьевых ресурсов. Сейчас мы начинаем понимать всю ограниченность и узость такого подхода во многом благодаря новейшим открытиям физики и психологии, изменившим наше представление о реальности, сблизившим его с древним мистицизмом.

Современные научные исследования, связанные с изучением процессов саморегуляции в сложных нелинейных системах, показали, что как в развитии, нормальном функционировании отдельного живого организма, так и биосферы в целом определяющую роль играют слабые информационные связи, взаимодействия. Именно они, а не перемещения огромных энергий и масс определяют в конечном счете адаптивные возможности биосферы планеты.

Более того, существование подобных информационных связей делает правомерным использование компьютерных аналогий при описании процессов самоорганизации в биосфере. Иными словами, можно говорить о существовании иерархически организованной системы регуляторных механизмов как на уровне отдельных экосистем, так и планеты в целом. Естественно, такие регуляторные механизмы не локализованы в каких-то точках планеты, как привычные нам компьютеры, а представляют собой распределенную систему, неотделимую от биосферы в целом. По всей видимости, отголосками подобных представлений являются разнообразные мифы о духах природы, тонкоматериальных мирах шаманов.

Таким образом, с позиций современной науки сохранение и нормальное функционирование нашей планеты в первую очередь определяется иерархией сложнейших информационных связей. В этом отношении биосфера земли - что-то вроде гигантского суперкомпьютера, от успешного функционирования которого и зависит сбалансированность и самовосстановление экологических систем в разных уголках нашей планеты. И наоборот, сбои в его работе, нарастание хаоса приводят к деструктивным процессам в биосфере, резкому увеличению энтропии.

Все это делает необходимым более широкий взгляд на биосферу нашей планеты как на живой организм, имеющий сложнейшие информационные механизмы саморегуляции, тесно взаимодействующие с сознанием человека, его биологическими энергиями. С этой точки зрения состояние нашей цивилизации, наше состояние, здоровье определяется не только чистотой окружающей среды, но и реакцией ноосферы Земли на наши поступки, наши помыслы.

С этой точки зрения одной из основных задач является поддержание нормального функционирования механизмов саморегуляции ноосферы-биосферы планеты. А для этого необходимо понять принципы и закономерности их работы, найти каналы информационного взаимодействия с регуляторными механизмами биосферы, способы их коррекции. И тут, конечно, большую роль может сыграть изучение опыта древних цивилизаций, его современное переосмысление.

Наш подход базируется на представлении о биосфере планеты как о едином организме, обладающем самостоятельным поведением, способном к саморегуляции и самоорганизации, отторгающим чуждые для него воздействия и поддерживающим полезные, благотворные влияния, связанные с ними процессы и сообщества. В этом отношении сравнение Земли с человеческим организмом, известное с глубокой древности, рассматривается не просто как поэтическая метафора, а как отражение реальных планетарных процессов. В пользу этой точки зрения свидетельствуют как философско-религиозные концепции большинства древних цивилизаций нашей планеты, так и новейшие открытия современной физики, кибернетики, психологии.

По-видимому, одна из глубинных причин современного экологического кризиса связана со слишком быстрыми темпами развития человеческой цивилизации и связанной с ней техносферы. Темпы развития любых естественных систем, в том числе и биосферы, намного ниже и не успевают за нашей цивилизацией. Отсюда все возрастающий разрыв, дисбаланс между биосферой и техносферой планеты и все более высокая вероятность включения 'аварийных' механизмов саморегуляции биосферы Земли. Механизмов использующих жесткие, разрушающие воздействия (сценарий катастроф), что уже было не раз в истории нашей планеты

С этой точки зрения можно выделить несколько первоочередных задач:

1. Понять, каким образом можно активизировать и поддерживать нормальное функционирование механизмов саморегуляции биосферы планеты.

2. Найти, какие параметры гомеостаза отслеживаются этими механизмами, какие корректирующие воздействия используются, к каким сценариям развития ситуации могут приводить те или иные нарушения экологического равновесия и планетарного гомеостаза в целом.

3. Научиться "мягкой" коррекции механизмов саморегуляции земной биосферы (смягчение неадекватных реакций /"аллергия"/, формирование новых сценариев саморегуляции, учитывающих реалии человеческой цивилизации и техносферы и, возможно, помогающих решать проблемы человечества).

Решение вышеуказанных задач предполагает проведение фундаментальных исследований по следующим направлениям:

1. Изучение взаимосвязи между состоянием биосферы планеты (уровнем ее общей хаотизации, разбалансированностью отдельных экосистем) и психоэмоциональным состоянием как отдельных людей, так и социальных групп, человеческих сообществ. Анализ возможности синергии или же отторжения механизмами саморегуляции биосферы отдельных людей или групп, чья деятельность носит деструктивный характер. Исследование различных разновидностей ответных реакций биосферы, нейтрализующих или устраняющих источник хаоса:

· воздействие на психику людей и человеческих популяций (упадок сил, ослабление иммунной системы, депрессия, суицид, немотивированная агрессивность и т.д., и как следствие войны, локальные конфликты, сокращение рождаемости, нравственно - интеллектуальная деградация).

· воздействия на техносферу (отказы, снижение надежности систем управления и механизмов, как следствие серьезные аварии и катастрофы, вплоть до Чернобыля).

· усиление неблагоприятного действия природной среды (погодные условия, стихийные бедствия, землетрясения, возрастание вулканической активности, наводнения и т.д.).

· синхронизм, негативное влияние на вероятные линии развития ситуаций, стечение обстоятельств (хроническое невезение, развитие ситуаций по самым худшим сценариям).

· изменение распределения потоков негаэнтропии (ж.с.) по земной поверхности: исчезновение областей с выраженным биогенным действием и возникновение на их месте геопатогенных зон.

2. Изучение возможных информационных каналов, позволяющих влиять на механизмы самоорганизации биосферы, способствовать снижению ее хаотизации. В этом отношении большой интерес представляют определенные географические зоны Земли, известные с глубокой древности как священные места или места силы. Места, в которых возникали древние цивилизации и религии, мистические культы и традиции. Как показывают современные исследования, они обычно располагаются в особых областях, отмеченных геологическими аномалиями, необычными геофизическими полями.

Большинство человеческих культур, начиная от шаманистических традиций до великих цивилизаций древности, связывало подобные места с возможностью общения с высшими планами нашей вселенной, достижения с их помощью гармонии человека и природы. Согласно подобным представлениям различные культовые сооружения ,построенные в этих местах, играли огромную роль в благополучии соответствующего сообщества, позволяли гармонизировать отношения человека и природы. Это каменные круги, ступы, пагоды, мантровые колеса, часовни и т.д.

Такие места силы рассматривались в древности как своеобразные акупунктурные точки Земли, регулирующие процессы планетарного гомеостаза. С современной точки зрения это не лишено смысла. Как показали исследования неравновесных отрытых систем (а именно к ним относится биосфера Земли), в них имеются определенные области, чрезвычайно чувствительные к внешним воздействиям и способные очень сильно влиять на работу системы в целом. По-видимому, именно подобные точки и были открыты в глубокой древности как места силы. Нет нужды говорить, сколь огромное значение для нашей цивилизации может иметь осмысленное использование подобных информационных каналов для восстановления нормального функционирования биосферы планеты, борьбы с катастрофически нарастающим хаосом.

В древних цивилизациях подобным местам силы придавалось чрезвычайно большое значение. Более того, существовали специальные устройства, позволявшие усиливать их благотворное действие на человека и окружающую среду. Это и мегалитические сооружения: менгиры, дольмены, каменные круги, сооруженные от 7000 лет назад. И более поздние сооружения, широко распространенные в азиатском регионе: ступы, пагоды и т.д. И психоэнергетические устройства, пожалуй, наиболее известным из которых является Тибетское мантровое колесо.

К сожалению, знания о назначении и методиках работы с подобными сооружениями и устройствами в наши дни оказались во многом утрачены, особенно в европейских странах. Поэтому мы использовали сравнительный анализ разных древних традиций в сочетании с современными научными концепциями для восстановления принципов работы с подобными древними сооружениями.

Остановимся сейчас на наших исследованиях мегалитических сооружений западной Европы, которые мы проводили с нашими коллегами из Шотландии, Англии и Франции. Мы изучали мегалитические комплексы на о. Корсика, во Франции (Альби, Бретань) и в Шотландии (Абердин, Эдинбург, Финхорн, Самье-линг). Именно в Шотландии и проводилась основная часть исследований и экспериментов.

Согласно нашим представлениям каменные круги имели следующие основные функции:

· во-первых, это были своеобразные переговорные станции, предназначенные для контакта с космическими учителями человечества, а говоря современным языком, с информационными уровнями биосферы (65 );

· во-вторых ,мощные негаэнтропийные генераторы (своеобразные "насосы", выкачивающие хаос из окружающего пространства), тем самым они способствовали поддержанию гармонии и порядка в окружающих биоценозах;

· в-третьих, будучи связаны со своеобразными акупунктурными точками нашей планеты (местами силы), они играли важную роль в гармонизации всей ноосферы-биосферы земли, поддерживали постоянный контакт между ею и человечеством.

С этой точки зрения каменные круги представляют собой древнейшие экологические сооружения нашей планеты. Остановимся на этом более подробно.

Во многих древних сообществах, были известны специальные устройства, которые, по их представлениям, очищали и гармонизировали информационную среду нашей планеты. Одним из них являются мантровые колеса (mantra wheels), широко распространенные в цивилизации Тибета с глубокой древности (рис. 48) Они представляют собой полый цилиндр, вращающийся на оси. Размеры такого цилиндра могут варьировать от нескольких сантиметров до нескольких метров. Небольшие мантровые колеса тибетцы носят в руке, вращая легким покачиванием кисти. Колеса побольше расположены в огромном количестве возле храмов и других священных сооружений. Кроме того, они могут располагаться в различных участках местности, иногда очень удаленных от жилища человека, вращаясь энергией ветра или воды в горном ручье. Такие колеса соединяются с небольшой турбиной и вращаются днем и ночью. Следует отметить, что все мантровые колеса вращаются по часовой стрелке, если смотреть сверху.

Система чакр в тибетской тантре - student2.ru

рис. 48 Тибетец с мантровым колесом

По представлениям тибетцев мантровые колеса при вращении генерируют энергию, гармонизирующую и очищающую окружающее пространство. Именно поэтому их можно встретить где угодно. Естественно, материалистическая наука все истории о благотворном действии мантровых колес считала глупым предрассудком. Однако открытия современной физики позволяют взглянуть на них с совершенно иной точки зрения. Исследования так называемых торсионных полей, возникающих при вращении массивных цилиндров, конусов и других объектов, показали, что они обладают выраженным биологическим и физико-химическим действием. Более того, сейчас показано, что это совершенно новый вид физических полей, связанных со спиновой поляризацией физического вакуума.

Таким образом, теперь стало ясно, что огромное множество мантровых колес, вращающихся на Тибете, в Непале, Сиккиме и других странах, делают скрытую, но очень важную работу, гармонизируя и очищая невидимую полевую среду -- важнейшую составляющую биосферы планеты. Иными словами, мантровое колесо является своеобразным экологическим прибором, своего рода "энтропийным насосом", уменьшающим хаос, дезорганизацию окружающей среды.

Однако в этих устройствах, открытых в глубокой древности, еще есть ряд ноу- хау, отсутствующих в современных спин-торсионных генераторах. В первую очередь это мантры, служащие своеобразным модулятором спин-торсионного поля. Собственно, тип такой мантры и определяет характер действия подобного генератора. Иными словами, тут основной эффект связан не с энергией излучения, а с его информационной компонентой, промодулированной семантической структурой мантры. В этом отношении изучение древних архетипических знаков и мантрических формул заслуживает самого пристального внимания современной науки.

Другим примером древних сооружений, по-видимому игравших экологическую роль, могут служить мегалитические сооружения и, в частности, каменные круги. Обычно мегалитический комплекс включает в себя довольно сложную систему вертикально вкопанных камней, расположенных или в виде круга, или нескольких кругов, выстроенных рядами или же образующих довольно сложные лабиринты. При этом расположение камней, как правило, привязывается к основным ориентирам звездного неба (полярной звезде, зодиакальным созвездиям и т.д.) Это часто давало повод принимать мегалиты за какое-то подобие древних обсерваторий.

Как правило, в любом мегалитическом комплексе есть своего рода точка фокуса, место, где проводились обряды. Это может быть нечто вроде каменного алтаря, храма или просто плиты. Т.е. достаточно легко возникает аналогия между "стоячими камнями" мегалитического сооружения и хорошо известной в физике дифракционной решеткой, фазированной антенной -- устройством, способным концентрировать и фокусировать в определенном направлении электромагнитную энергию. Еще более интересные гипотезы о механизмах действия каменных кругов возникают при использовании современных моделей физического вакуума и концепции торсионных полей.

Если предположить, что мегалитический комплекс предназначен для фокусирования энергий, приходящих из космоса, понятным становится такая точная привязка камней к звездному небу. Ну и конечно, он должен быть связан с энергиями земли, поэтому месторасположение мегалитов, их привязка к ландшафту не случайны. По данным наших шотландских и ирландских коллег каменные круги обычно расположены над местом резкого изменения направления водного потока (сифона).

Изучение геометрической формы кругов, расположения на местности позволило выдвинуть гипотезу о возможных механизмах их антихаотического, биогенного действия на окружающую среду. В современных спин-торсионных генераторах уже давно не используются вращающиеся металлические цилиндры и конусы. Оказалось, что вполне достаточно вихревого электромагнитного поля (в принципе вихрь может иметь любую физическую природу: быть гидродинамическим, акустическим и т.д.). Если с этой точки зрения посмотреть на кельтские каменные круги, то мы увидим, что они, по-видимому, представляют собой тоже торсионные генераторы, в которых вращаются невидимые полевые вихри.

Действительно, как уже говорилось, исследования шотландских ученых показали, что каменные круги обычно расположены на линиях Хартмана, а под ними проходит поток грунтовых вод (к тому же часто образующий сифон). Сама форма каменного круга организована таким образом, что проходящий через него поток будет завихряться (примерно так же, как возникают вихри вокруг камней в русле реки). Понятно, что размеры таких невидимых вихрей будут намного больше обычных мантровых колес -- отсюда и большой радиус действия.

Наши исследования также подтвердили существование необычных полевых эффектов в области мегалитов. В ходе экспериментов использовались специально разработанные электронные датчики, фиксирующие изменение энтропийных характеристик физических полей. Оказалось в области каменных кругов, особенно в зонах фокуса, регистрируется снижение уровня энтропии -- характеристика, говорящая о повышенной биогенности данного места. Быть может, именно это объясняет удивительную сохранность каменных кругов Шотландии. Имея возраст от 7 до 3 тысяч лет, будучи расположены на полях фермеров, они прекрасно сохранились и до наших дней. По всей видимости, фермеры интуитивно чувствуют благотворное действие торсионного излучения каменных кругов, благотворное влияние на сельскохозяйственные растения и животных, и поэтому стараются их не разрушать.

Одним из наиболее удобных объектов исследования являются каменные круги, имеющие сравнительно простую геометрическую структуру. Они обычно состоят из вертикально врытых камней, расположенных по кругу. Число камней варьирует от 4 до 20. Их высота доходит до 2-х и более метров. Один из камней обычно представляет собой плоскую плиту, поставленную вертикально между двумя стоящими камнями. Как правило, возле него находится нечто вроде жертвенника, фокуса энергии. На рис. 49 приведена схема одного из каменных кругов, "Восточного цирка", расположенного недалеко от г. Абердин в Шотландии, с которым мы работали весной 1997 года. Особенностью этого круга являются приподнятые над землей края, откуда он и получил название цирка. Его возраст датируется 3000 тыс. лет до нашей эры. Изучение этого и других кругов показало, что минимальные значения энтропии (фокус энергии) наблюдаются как раз возле плиты, то есть она работает как своего рода отражатель, рефлектор, фокусирующий негаэтропийное (антихаотическое) излучение, собранное "стоящими камнями".

Система чакр в тибетской тантре - student2.ru

Изучение антихаотического действия каменных кругов, связи с биогенным воздействием на окружающую среду проливает свет на механизмы их влияния на психику человека. Однако самым интересным является сам факт такого влияния. И основной целью наших экспериментов было изучение особенностей погружения в измененные состояния сознания (ИСС) в зоне действия каменных кругов.

Погружения проводились с людьми, имеющими уже большой опыт работы в ИСС. При этом фиксировалась легкость вхождения в ИСС, субъективная оценка глубины такого погружения, "удаленности" мира, с которым происходит контакт, по шкале тонкоматериальных миров. Ну и конечно сам характер образов, видений, необычность и неожиданность воспринимаемой информации.

При работе с кругами мы использовали психотехники из разных древних традиций. Так выбор местоположения каждого участника осуществлялся в соответствии с принципами Тибетской и Китайской геомантии (Фен-Шуй). По дню рождения рассчитывалась триграмма данного человека, она и определяла его место в каменном круге. Привязка 8 триграмм к кругу, выполненная с помощью компаса Фен-Шуй, показана на рис. 49. Тем самым изначально обеспечивались наилучшие условия взаимодействия психической энергии данного человека с энергией каменного круга.

Для активизации энергии круга перед началом работы использовались мудровые ключи и мантры пяти первоэлементов из Японской тантрической традиции. Затем участники одновременно визуализировали вращающееся фрактальное Тибетское мантровое колесо в центре круга и работали с мантрой ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, чтобы усилить гармонизирующее действие круга на окружающую природу.

В ходе погружения использовались элементы психотехник медитации на мандалах из Индийской Тантрической традиции. При этом каменный круг визуализировался как мандала (янтра), а его слои, начиная от центра, связывались с соответствующими чакрами тела участника.

По завершении работы с кругом делались упражнения из Тяньчжуского цигун (Китай), ориентированные на балансировку энергий участников и гармонизацию окружающей среды.

Хотя разработка такой синтетической психотехники была очень не простой задачей, так как надо было обеспечить согласованность элементов, взятых из разных традиций, она полностью себя оправдала и показала высокую эффективность и безопасность для участников.

Результаты экспериментальных погружений показали, что мегалитические сооружения формируют очень необычные ИСС. Большинство участников эксперимента сходились на том, что каменный круг "выбрасывает" очень далеко, то есть он как бы экранирует и нейтрализует тонкоматериальный информационный фон, обычно мешающий глубокому погружению, "забивающий" его. То есть слои тонкоматериального мира, которые связаны с природными духами и демоническими сущностями, останками умерших людей практически не проникали внутрь круга. Необычны были и глубина, и быстрота погружения в ИСС. Опытным участникам, после подготовительных упражнений, практически не требовалось использование никаких специальных психотехник (дыхание, работа с чакрами, мантрами и т.д.), достаточно было слегка расслабиться.

Интересно, что в возникающих образах довольно часто появлялась тема космических кораблей, высших цивилизаций, иных уголков нашей Вселенной, что также не очень часто встречается в ИСС. Практически у всех участников появлялся образ вихревой энергии, вращающейся в круге. Еще одним косвенным подтверждением активизации энергий круга являлось то, что к концу работы к каменному кругу собирались коровы с окрестных полей. Обычно они не обращают никакого внимания на посетителей, так как круги - очень популярные туристические объекты, и стараются держаться подальше. Первое компьютерное сканирование этого круга, выполненное через 2 года, осенью 1998 года, дало изображение с мандалой ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ на заднем плане (см. Приложение 4). Это может служить косвенным подтверждением того, что каменный круг обладает определенной информационной памятью.

Таким образом, необходимо детально изучить и научно обосновать основные принципы, определяющие сбалансированные отношения человека (человечества) и биосферы-ноосферы нашей планеты. Помимо хорошо известных традиционных аспектов экологии необходимо обратить внимание и на информационные уровни саморегуляции биосферы земли, тесно связанные с ними психологические мотивы и поведенческие механизмы человека, психоэнергетические и психотронные аспекты.

С этой точки зрения можно выделить следующие проблемы:

1. Анализ проблемы информационного засорения биосферы Земли, ее хаотизации, путей противодействия нарастанию хаоса).

2. Изучение информационных механизмов самовосстановления биосферы-ноосферы планеты (самоорганизации), базирующееся на современных концепциях синергетики, теории хаотических систем, неравновесной термодинамики, а также изучение и максимальное использование древних традиций. Поиск возможных путей активизации механизмов самоорганизации, их поддержка как на уровне отдельного человека, так и человечества в целом.

3. Исследование защитных механизмов биосферы планеты (планетарной 'иммунной системы'), поиск путей эффективного взаимодействия с ними.

Приложение 3

Наши рекомендации