Как вечное живое существо, изначально обладающее чистым духовным сознанием, становится покрытым материей?

Урок 18. «Материалистическое и духовное сознание

Живого существа и его проявление в обществе»

Как вечное живое существо, изначально обладающее чистым духовным сознанием, становится покрытым материей?

1.1. Изначально живое существо обладает чистым духовным сознанием, но, неправильно распорядившись своей свободой выбора, оно попадает в материальный мир. До тех пор, пока живое существо помнит о своей истинной природе, оно не может жить в условиях материального мира. Поэтому Брахма ещё на заре творения создал различные формы невежества, которые покрывают сознание таких эгоистически настроенных живых существ, чтобы лишить их памяти о своей духовной природе.

«Вначале Брахма создал такие формы невежества, как самообман, страх смерти, гнев, вызванный крушением надежд, ложное чувство собственности, а также иллюзорную телесную концепцию жизни, или забвение своей истинной сущности». Шримад-Бхагаватам 3.12.2

Итак, было создано 5 форм невежества, благодаря которым чистое сознание живого существа покрывается:

· тамах – неведение о природе своего «я»

· мохам – самообман или иллюзорное представление о себе

· моха-мохам – ложное чувство собственности

· тамисрам – гнев, вызванный крушением надежд

· андха-тамисрам – страх смерти

Эти пять форм невежества, которые покрывают эгоистичное живое существо, являются внутренними причинами всех его страданий, по-другому называемых клешами (авидья, асмита, рага, двеша и абхинивеша), поскольку, попав под их покров, живое существо погружается в материальную деятельность и запутывается в круговороте действий и их последствий.

1.2. В «Мадхурья Кадамбини» Вишванатх Чакраварти Тхакур перечисляет пять клеш и разбирает анатомию причин, порождающих наши страдания, анатомию кармы. Он начинает свое объяснение с того, что корнем любого страдания является невежество (авидья), причина которого — отсутствие желания служить Кришне и, соответственно, в жажде материальных наслаждений. Чтобы живое существо могло отождествить себя с материей, Кришна наделил его ложным эго (асмита), поскольку дух не может наслаждаться материей. Асмита это мировоззрение, вызванное отождествлением себя с телом; мышление в рамках концепции "я" и "мое". Отождествляя себя с ложным эго, душа проецирует свое сознание на материю. После получения материального тела, у нее сразу же развивается привязанность к нему, и желания, которые она может реализовать. Живое существо получает возможность наслаждаться и ненавидеть — рага и двеша, в результате чего рождается страх лишиться всего этого, страх смерти — абхинивеша. Все это — укоренившиеся в сознании человека, возможно в одной из прошлых жизней, раги и двеши. Они сконцентрировались и заставляют сознание целиком предаваться материальным наслаждениям. Все наши комплексы, результат «невинного» желания наслаждаться отдельно от Кришны.

«Прежде чем сотворить живые существа во всем многообразии их видов и форм, Брахма создал условия, в которых живым существам предстояло жить в материальном мире. Пока живое существо помнит о своей истинной природе, оно не сможет жить в условиях материального мира. Таким образом, основой существования в материальном мире является забвение собственной сущности. А забвение своей сущности влечет за собой страх смерти, хотя на самом деле чистая душа не рождается и не умирает. Это ложное отождествление себя с материальной природой приводит к тому, что у живого существа развивается ложное чувство собственности, которое заставляет его считать своим то, что выделено ему в пользование высшей властью. Материальные ресурсы даются живым существам для того, чтобы они жили, не ведая забот, и выполняли свой долг, стремясь достичь самоосознания в материальном мире. Однако ложное самоотождествления внушает обусловленной душе ложное чувство собственности и заставляет её считать своим то, что на самом деле принадлежит Верховному Господу». Ш.Б. 3.12.2 комментарий Шрилы Прабхупады.

Урок 18. «Материалистическое и духовное сознание

Живого существа и его проявление в обществе»

Как вечное живое существо, изначально обладающее чистым духовным сознанием, становится покрытым материей?

1.1. Изначально живое существо обладает чистым духовным сознанием, но, неправильно распорядившись своей свободой выбора, оно попадает в материальный мир. До тех пор, пока живое существо помнит о своей истинной природе, оно не может жить в условиях материального мира. Поэтому Брахма ещё на заре творения создал различные формы невежества, которые покрывают сознание таких эгоистически настроенных живых существ, чтобы лишить их памяти о своей духовной природе.

«Вначале Брахма создал такие формы невежества, как самообман, страх смерти, гнев, вызванный крушением надежд, ложное чувство собственности, а также иллюзорную телесную концепцию жизни, или забвение своей истинной сущности». Шримад-Бхагаватам 3.12.2

Итак, было создано 5 форм невежества, благодаря которым чистое сознание живого существа покрывается:

· тамах – неведение о природе своего «я»

· мохам – самообман или иллюзорное представление о себе

· моха-мохам – ложное чувство собственности

· тамисрам – гнев, вызванный крушением надежд

· андха-тамисрам – страх смерти

Эти пять форм невежества, которые покрывают эгоистичное живое существо, являются внутренними причинами всех его страданий, по-другому называемых клешами (авидья, асмита, рага, двеша и абхинивеша), поскольку, попав под их покров, живое существо погружается в материальную деятельность и запутывается в круговороте действий и их последствий.

1.2. В «Мадхурья Кадамбини» Вишванатх Чакраварти Тхакур перечисляет пять клеш и разбирает анатомию причин, порождающих наши страдания, анатомию кармы. Он начинает свое объяснение с того, что корнем любого страдания является невежество (авидья), причина которого — отсутствие желания служить Кришне и, соответственно, в жажде материальных наслаждений. Чтобы живое существо могло отождествить себя с материей, Кришна наделил его ложным эго (асмита), поскольку дух не может наслаждаться материей. Асмита это мировоззрение, вызванное отождествлением себя с телом; мышление в рамках концепции "я" и "мое". Отождествляя себя с ложным эго, душа проецирует свое сознание на материю. После получения материального тела, у нее сразу же развивается привязанность к нему, и желания, которые она может реализовать. Живое существо получает возможность наслаждаться и ненавидеть — рага и двеша, в результате чего рождается страх лишиться всего этого, страх смерти — абхинивеша. Все это — укоренившиеся в сознании человека, возможно в одной из прошлых жизней, раги и двеши. Они сконцентрировались и заставляют сознание целиком предаваться материальным наслаждениям. Все наши комплексы, результат «невинного» желания наслаждаться отдельно от Кришны.

«Прежде чем сотворить живые существа во всем многообразии их видов и форм, Брахма создал условия, в которых живым существам предстояло жить в материальном мире. Пока живое существо помнит о своей истинной природе, оно не сможет жить в условиях материального мира. Таким образом, основой существования в материальном мире является забвение собственной сущности. А забвение своей сущности влечет за собой страх смерти, хотя на самом деле чистая душа не рождается и не умирает. Это ложное отождествление себя с материальной природой приводит к тому, что у живого существа развивается ложное чувство собственности, которое заставляет его считать своим то, что выделено ему в пользование высшей властью. Материальные ресурсы даются живым существам для того, чтобы они жили, не ведая забот, и выполняли свой долг, стремясь достичь самоосознания в материальном мире. Однако ложное самоотождествления внушает обусловленной душе ложное чувство собственности и заставляет её считать своим то, что на самом деле принадлежит Верховному Господу». Ш.Б. 3.12.2 комментарий Шрилы Прабхупады.

Наши рекомендации